Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"
календарно-тематическое планирование на тему

Куропаткина Ирина Алексеевна

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 Общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением по художественно-эстетическому

развитию детей»

Методический семинар

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у  детей дошкольного возраста».

Работала Куропаткина Ирина Алексеевна

        

г. Гатчина

2013г.

В своей профессии я делаю уже уверенные и сознательные шаги человека, который знает, в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. Моя педагогическая тема «Формирование экологической культуры дошкольников и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности».

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.»              

                                                                   В.А.Сухомлинский

Актуальность

Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Я должна дать своим детям экологические знания, пробудить в них экологическое сознание. Выбор, какой должна быть наша земля, будут делать наши дети.

Цель:

Формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;
  2. Развивать познавательную активность через экспериментирование;
  3. Формировать умение наблюдать окружающий мир природы и вещей;
  4. Учить устанавливать элементарные связи и зависимости в окружающем мире;
  5. Дать элементарные знания об использовании людьми природных богатств, об охране природы;
  6. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
  7. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы и к себе как к части природы
  8. Учить выражать свои эмоции в рисунках, развивать воображение.

 

Основным условием моей работы является создание благоприятной творческой атмосферы.  Для этого создаю в группе безопасную развивающую среду, которая способствует гармоничному развитию ребёнка, его эмоциональному благополучию, создаёт у него чувство уверенности в себе, является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка, а так же даёт возможность самостоятельно распоряжаться её составляющими.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все  виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.

В своей работе я использую разнообразные формы работы:

- Наблюдения за растениями  и животными в уголке природы и на участке, труд в природе. Наблюдение – является одним из важнейших источников знаний о природе. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы,  у них возникает  наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. У нас в группе всегда присутствует огород на окне, круглый год занимаемся посадками. То из желудей вырастим дубочки, то горошек зелёный, то огурчики. На участке у нас всегда полно цветов. Ухаживая за «братьями нашими меньшими» и растениями ребёнок чувствует, что есть кто-то и что-то более не защищённое, чем он сам, требующий ласки, внимания и заботы. Как результат – повышается собственная самооценка ребёнка.

- Целевые прогулки в парк. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. Гатчинский парк очень большой и богатый. Этими прогулками, я прививаю детям любовь к природе, бережное к ней отношение.

Я устраиваю не только прогулки по парку, но и акции каждый месяц «Сделаем парк чище своими руками». «Здравствуй деревце» «Зелёная аптека».

-Игровые, проблемные и обучающие ситуации с использованием игрушек, мультипликационных персонажей, мультимедии, компьютера, телевизора, сюрпризные моменты. Они помогаю ребятам самостоятельно принимать решения, делать выбор, развивают самостоятельность, пополняют, расширяют и накапливают сенсорный опыт детей.

- А так же активно использую любимые детьми игры подвижные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, строительные и театрализованные. Ребята очень любят играть, это их основной вид деятельности, по этому, я включаю игру в разные формы воспитательно-образовательного процесса.

- Экспериментирование. Мною в детском саду организован уголок детского экспериментирования «Юные исследователи». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности  ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

-  Изо деятельность. Занятия по ИЗО деятельности развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления. На таких занятиях  я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке круг явлений и предметов. Таким образом мы закрепляем новый материал, фантазируем, рисуем плакаты «Береги природу» для размещения в парке. Так же создаём с помощью родителей свои книжки, рисуем к ним иллюстрации, придумываем истории и сказки о природе. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих – это предметные результаты  их личного роста.

 

- Использование ИКТ на занятиях. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. В презентациях есть возможность одновременно использовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта...). Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

«Человек образованный — тот,   

   кто знает, где найти то,
   чего он не знает»                                  Георг Зиммель

Чтобы облегчить работу, создала ресурсный материал мини-презентации к занятиям, на темы «Дикие животные», «Домашние

животные», «Времена года», «Лесная аптека», «Животные севера», с загадками и стихами.

- Чтение литературы, заучивание стихов, инсценировка сказок. Книга дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Я создала в группе мини-библиотеку для ребят. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги известных писателей природоведов – Пришвина, Бианки, Чарушина, русские народные произведения. Используем книги на занятиях, тематических беседах, для самостоятельного изучения. Присутствует в нашей библиотеке и большое количество энциклопедий для детей. Так же имеются стихи наших поэтов, без которых не обойтись – это Пушкин, Бунин, Некрасов.

Давая детям книгу, мы даем им крылья.
И. Лепман,

     За время своей работы создала картотеку стихов, загадок, пословиц и поговорок, физкультминуток, картотеку наблюдений на прогулке. Это очень облегчает работу.

-Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных  и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей  и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации.  Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.

Изучая большое количество методической литературы, пришла к выводу, что правильно организованное, систематически осуществляемое экологическое воспитание оказывает интенсивное и благоприятное влияние на ум, чувства и волю дошкольника. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Я разработала свой перспективный план. В процессе работы  проводила опросы, мониторинг.

Диагностика по экологическому воспитанию свидетельствует о том, что проводимая работа дает положительный результат.

Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод:

Такая работа помогает мне развивать и закреплять у дошкольников полученные знания об окружающем их мире, развивать творческий потенциал, внимание, воспитывать эстетические и этические качества личности, гуманное отношение к природе, учиться действовать не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с другими сверстниками и взрослыми.

Главным результатом моей работы я считаю:

  1. У детей расширились знания в области природы (животные, птицы, насекомые, явления природы…)
  2. Значительно пополнился словарный запас, появилось умение объяснять и доказывать.
  3. Повысился уровень знаний в области экологии.
  4. Окрепла связь педагога с родителями.
  5. У детей повысился уровень самоконтроля и самооценки, за счёт приобретённых знаний.
  6. Появилось бережное отношение к природе.

В течение 4 лет я являюсь активным участником программы школьная экологическая инициатива, председателем которой является Мирошкина Стелла Марковна, работая на тему «экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

А так же мои дети активно учувствуют в конкурсах разного уровня – (всероссийские, региональные, на базе ДОУ).

Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Методический семинар Из опыта работы Тема: "Ознакомление с окружающим миром старших дошкольников, как средство познавательного развития."

В работе с дошкольниками по познавательному развитию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, фи...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

Обобщение опыта работы на районном методическом объединении «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Материалы выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей :доклад и презентация к докладу на тему "Использование ИТК в работе музыкального руководителя"...

Семинар «Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–8 лет в СРЦ». август 2023

Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов....