РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Рабочая программа направлена на овладение ребенком речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx73.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МБДОУ                                                                                                                         Приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты                                                                                                             «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты

Протокол № 1 от 29 августа 2016 г                                                                                                                         № 105/01 - 15 от «30» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

для дошкольников (3 – 4 лет)

срок реализации программы 1 год

                                                                            Составители:

                                                                                                        Панюкова Л.Л. – воспитатель

                                                                                                                                                           Лаврова И.И.  – воспитатель

Содержание:

Пояснительная записка

3

Объём образовательной нагрузки по реализации содержания образовательной области «Речевое  развитие»

5

Содержание образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Речевое  развитие» (3-4 года)

6

Программно – методическое обеспечение образовательного процесса по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»

22

Пояснительная записка

              Рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие» (далее – Рабочая программа) является составной частью образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты (далее – Программа). Рабочая программа направлена на овладение ребенком речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

           Согласно задачам и с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство»  / Т. И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Рабочая программа включает в себя следующие образовательные разделы: «Владение речью как средством общения и культуры», «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи», «Развитие речевого творчества», «Обогащение активного словаря», «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха», «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте», «Знакомство с книжной культурой, детской литературой».

Содержание данных разделов реализуется в рамках непосредственно образовательной деятельности - НОД «Развитие речи»

             Исследование данной программы регламентируется:

- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным проргаммам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года «1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и реализации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.3049-13);

- Детство: Примерной образовательной программой дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Уставом учреждения.

     

           Программа рассчитана на детей дошкольного возраста  3- х – 4 – х   лет. Её содержание проходит через следующие блоки:

  1. Непосредственно - образовательная деятельность – как совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах деятельности. Данная деятельность организуется в различных формах: чтение, обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание,  игровая ситуация, дидактическая игра, интегративная деятельность,  беседа о прочитанном, инсценирование, викторина, игра-драматизация, показ настольного театра, разучивание стихотворений, театрализованная игра; режиссерская игра, проектная деятельность, интегративная деятельность,  решение проблемных ситуаций,  разговор с детьми, игра.
  2. Образовательная деятельность в режимных моментах – включает в себя  ситуации общения в процессе режимных моментов, дидактические игры,  чтение (в том числе на прогулке), словесные игры на прогулке, наблюдение на прогулке, труд, игра на прогулке,  ситуативный разговор,  беседы, беседа после чтения, экскурсии, интегративная деятельность,  разговор с детьми,  разучивание стихов, потешек,  сочинение загадок, проектная деятельность, разновозрастное общение.
  3. Самостоятельная деятельность детей –  воспитатель создаёт соответствующие стимулирующие условия. (Сюжетно-ролевая игра, подвижная игра с текстом, игровое общение, общение со сверстниками, хороводная игра с пением,  игра-драматизация, чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка).
  4. Взаимодействие с семьёй, направленное на реализацию содержания Рабочей программы.

В Рабочей программе планируется также примерные изменения в развивающей предметно-пространственной среде, которые необходимы педагогу для стимулирования познавательной и творческой активности каждого дошкольника; отражены планируемые результаты образовательной деятельности, представлено программно-методическое обеспечение.

        Данная программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.

        Содержание Рабочей программы основано на принципах:

-Комплексности: то есть, обеспечивает единство воспитательных развивающих и обучающих задач, а процессе которых формируется необхлодимые представления, умения и навыки, а также развиваются познавательные способности.

-Интеграции образовательных областей: обеспечивает содержательные связи между разными разделами программы, позволяющие развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

-Комплексно-тематическом: планируемые виды деятельности перекликаются с темами недели («Календарём жизни ДОУ»), их содержание по возможности интегрируется вокруг единой, общей темы. Однако планируются и такие темы, которые не пересекаются с «Календарём жизни», но являются обязательными для формирования представлений о предметах и объектах окружающего мира и их свойствах.

Объём образовательной нагрузки по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»:

Раздел программы

Наименование НОД

2 младшая группа

-«Владение речью как средством общения и культуры»,

-«Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи»,

-«Развитие речевого творчества»,

-«Обогащение активного словаря»

«Развитие речи»

1/15 минут

Содержание образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Речевое  развитие» (3-4 года)

Вторая младшая группа (3-4 лет)

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.        

3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.

4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием

7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

8. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

9. Воспитывать  у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.

10. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

11. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.

12. Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры

     Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.

     Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут.., давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.)).

    Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Обогащение активного словаря.

     Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

     Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — «а-а-а», песенка ветра — «у у-у», колокольчика — «з-з-з», жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).

     Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

    Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Расширение читательских интересов детей

Проявление радости и удовольствия от слушания и рассказывания литературных произведений, стремление к повторной встрече с книгой.

Восприятие литературного текста

Сосредоточенное слушание чтения и рассказывания взрослого до конца, не отвлекаясь. Проявление эмоционального отклика на чтение и рассказывание взрослого, активного сопереживания изображенным героям и событиям. Понимание содержания произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку. Проявление интереса

Творческая деятельность на основе литературного текста

Выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театров.

Тематический план непосредственно – образовательной деятельности  на учебный год

месяц

1-ая неделя

2-ая неделя

3-ья неделя

4-ая неделя

итого

09

Малые формы русского фольклора. Заклички, потешки «Ладушки», «Водичка-водичка». Чтение, обыгрывание.

«Улица полна неожиданностей».

Стихи А, Барто «Лошадка», «Бычок», «Грузовик». Чтение, обыгрывание.

«Кто у нас в группе трудолюбивый»

4

10

Стихи. В. Жуковский «Котик и козлик». Чтение, обыгрывание.

«Расскажи о фруктах».

Стихи. А. Фет «Ласточки пропали». Разучивание наизусть.

Как дикие животные готовятся к зиме».

4

11

Н. Павлова «Чьи башмачки?» Чтение, развивающие упражнения.

«Рассказы о своей семье»

Русская народная сказка «Курочка ряба». Чтение, пересказ, обыгрывание.

«Наши куклы врачи»

4

12

Стихи. И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном». Чтение, развивающие упражнения

«Как спасаются звери от стужи зимой».

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Чтение, обыгрывание.

«Вырастала елка».

5

«Игрушки в гостях у детей»

01

-

-

Малые формы фольклора. «Заинька», «Волк-волчок шерстяной бочок».

«Оденем куклу Катю».

2

02

Е. Чарушин «Что за зверь?» Чтение, развивающее упражнение.

«Не попади в беду на дороге»

Узбекская сказка «Упрямые козы». Чтение, театр на фланелеграфе.

«Мы были в гостях у врача».

4

03

Стихи. А. Плещеев «Уж тает снег». Чтение, работа на запоминание.

«К нам пришла весна».

Русская народная сказка «Маша и медведь». Чтение, развивающее упражнение.

«Сочиняем сказку»

Стихи А. Барто

5

«Девочка-ревушка».

Чтение, обыгрывание.

04

Стихи. А. Плещеев «Травка зеленеет». Чтение, разучивание наизусть.

«Весной в лесу».

Потешка «Водичка, водичка…», ТРИЗ «Вода – хорошо, плохо».

«Купаться любят все»

4

05

Русская народная сказка «Лиса и заяц». Чтение, речевые упражнения.

«Наша дружная семья»

Стихи о лете: Н. Анишина «Чем пахнет лето?», В. Берестов «Веселое лето».

«Замечательные цветы»

4

итого

36

Содержание образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Речевое развитие»

Сентябрь

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в

развивающей  предметно - пространственной среде.

1-я неделя.

НОД «Развитие речи»

 Малые формы русского фольклора.  Потешки «Ладушки», «Водичка-водичка».

Задачи: помочь детям понять содержание потешки; побуждать к запоминанию слов потешки.

- Игровой этюд «Кто как умывается».

-Закрепить навык умывания.

-Игры с водой «Как мы дружно играем с водичкой».

-Ситуативный разговор «Для чего нужна вода?»

-Схема «Да здравствует вода!»

Предметы для игр с водой (губки, мячики, деревянные и пластмассовые брусочки, и др.)

2-я неделя.

НОД «Развитие речи»

«Улица полна неожиданностей».

Задачи: уточнить представление о дороге, улице, тротуаре; - развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя; - активизировать глаголы в речи детей.

Задачи: уточнить представление о дороге, улице, тротуаре; - развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя; - активизировать глаголы в речи детей.

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»

Настольные игры «Лото для детей», «Основы безопасности на дороге», «Кому что нужно».

3-я неделя.

НОД «Развитие речи»

Стихи А.Барто «Лошадка», «Бычок», «Грузовик». 

Задачи: побуждать детей к воспроизведению известных им стихотворений; вызвать желание исполнять стихи.

- Упражнение на двигательное творчество по стихотворениям А. Барто «Игрушки».

-Игры с резиновыми игрушками.

-Инсценировка с игрушками по мотивам стихотворений.

-Сюжетно-ролевая игра «Игрушки заболели».

- Игрушки.

-Иллюстрации из цикла «Игрушки».

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

«Кто у нас в группе трудолюбивый»

Задачи: развивать умения детей отвечать на вопросы воспитателя и воспроизводить содержание сказки по вопросам.

-Активизировать произношение глаголов в речи

- Чтение сказки «Колосок».

-Беседа о труде помощника воспитателя.

-Д/у «Я скажу, вы повторите».

- П/и «Что мы делали не скажем…»

-Сюжетно – ролевая игра «Семья. Детский сад».

-Настольная игра «Профессии».

-Рассматривание иллюстраций.

Изготовление схем- «Кто что делает».

Наст. Игра «Кому что нужно?»

Октябрь

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в Р.П.П.С.

1 неделя.

НОД «Развитие речи»

Стихи. В. Жуковский «Котик и козлик».

Задачи: побуждать к запоминанию стихотворения и исполнению его в хороводной игре.

На утренней гимнастике: упражнения на двигательное  творчество по сюжету стихотворения «Котик и козлик»

-Игры с игрушками.

-Инсценировка «как котик помадит свой ротик», а «козлик трясет седою бородой».

Иллюстрации к стихотворению.

2-я неделя.

НОД «Развитие речи»

 «Расскажи о фруктах».

Задачи: развивать умение описывать предметы; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.

-Рассматривание иллюстраций «Осенью в саду».

-Актив. общение «Какие фрукты красного, зеленого цвета?»

-Загадки о фруктах.

- Сюжетная игра

«Магазин»;

-Рассматривание иллюстраций о фруктах.

 Настольная игра «Во саду ли, в огороде».

3 неделя.

НОД «Развитие речи»

Стихи. А, Фет «Ласточки пропали».

Задачи: учить выразительно читать наизусть отдельные строки стихотворения.

-На утренней гимнастике: упражнения на двигательное творчество упражнение «Ласточка»

- Рассматривание иллюстраций в книгах.

Иллюстрации с изображением птиц.

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

 «Как дикие животные к зиме готовятся».

Задачи: развивать умение совместно с воспитателем составлять короткий повествовательный рассказ по картине. Обогащать представления детей о животных.

- Беседа по картине «Лиса с лисятами»;

-П/и «У медведя во бору», «Сова и лесные жители »;

-Д/у «Чьи лапы, чьи хвосты?»;        

-Артикул. гимнастика «Белка».

Режиссерская игра «В лесу»;

-Рассматривание картины «Белка в осеннем лесу».

-Картина «Лиса с лисятами», «Белка в осеннем лесу»;

-Наст. игра «Большие и маленькие»

Ноябрь

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в Р.П.П.С.

1-я неделя.

НОД «Развитие речи»

Н. Павлова «Чьи башмачки?»

Задачи: познакомить детей с новым стихотворением; побуждать к исполнению.

- Беседа о дружбе и взаимопомощи.

 -Рассматривание иллюстраций.

-Придумывание новых историй с героями стихотворения.

. - Фланелеграф, бумажный фигуры для стихотворения.

2-я неделя.

НОД «Развитие речи»

 «Расскажи о своей семье».

Задачи: развивать умение детей отвечать на вопросы взрослого; активизировать прилагательные, глаголы; уточнить состав своей семьи, учить с уважением относиться к ним. Развивать умение вслушиваться в стихотворную форму загадок.  

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик папочка…»;

-Активиз. общение -  «Кто живет в моей семье»;

-Составление рассказа по схеме «Моя семья»;

-Настольная игра «Семья».

-Сюжетно – ролевая игра «Семья»;

-Рассматривание фотографий из семейных альбомов.

Наст. игра «Семья»

-Семейные фотографии.

3-ья неделя

НОД «Развитие речи»

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Задачи: побуждать детей к элементарному воспроизведению хорошо знакомой сказки

-Игровой этюд «Маленькие цыплята превращаются в петушков и курочек».

-Раскраски.

-Рассматривание иллюстраций «Птичий двор».

-Маски.

-Альбом с иллюстрациями «Домашние птицы».

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

 «Наши куклы врачи».

Задачи: развивать умение детей составлять самостоятельно короткий рассказ, слушать рассказы других детей;

- пополнять словарный запас детей медицинской терминологией.

- Д/у «Кто что делает?»;

-Беседа «Кто трудолюбивый, а кто лентяй?»

-Чтение стихотворения С. Маршака «Сами вещи не растут…»;

- Пословицы и поговорки о еде.

Наст. игра «Кому что нужно?»;

-Сюжетно-ролевые игры «Шоферы», «На приеме у врача»

Иллюстрации с изображением людей разных профессий.

-Наст. игра «Кому что нужно?», «Профессии».

Декабрь

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в Р.П.П.С.

1-ая неделя.

НОД «Развитие речи»

Стихи. И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном». 

Задачи: побуждать к запоминанию; вызвать желание рассказывать для других.

- На прогулке, в ходе наблюдений за погодой и зимними изменениями в природе: цитирование строк из стихотворения «На дворах и домах снег лежит полотном» И. Никитина.

Рассматривание иллюстраций с зимней природой и погодой.

- Иллюстрации с зимней природой и погодой.

2-ая неделя.

НОД «Развитие речи»

 «У кого какие шубки»

Задачи: развивать умение детей отвечать на вопросы предложениями; - развивать умение образовывать уменьшительно – ласкательные названия детенышей животных, соотносить названия детенышей животных в единственном и множественном числе; -активизировать прилагательные.

- Пальчиковая гимнастика «Белка», «Зайка и колечко».

-Д/у «Кто где живет?», «Большие и маленькие», «У кого какая шуба», «Чьи лапы, хвосты?»

-П/и «Водят мыши хоровод», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы».

Обвести по контуру силуэты зверей.

-Пластилиновое письмо «Зайка беленький сидит».

Иллюстрации зимнего леса.

-Контурные линейки с изображением животных

3-ья неделя.

НОД «Развитие речи»

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». 

Задачи: развивать у детей умение самостоятельно пересказывать сказки с помощью наглядной модели; развивать диалогическую речь.

-На утренней гимнастике: упражнения на двигательное творчество по сюжету сказки «Кот, петух и лиса».

- Элементы режиссерской игры по мотивам сюжета сказки «Кот, петух и лиса».

-Изображение котов для раскрашивания (на каждого ребенка).

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

 «Вырастала елка».

Задачи: развивать умение детей составлять описательный рассказ; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже, активизировать в речи детей прилагательные. 

-Чтение стихотворения «В лесу родилась елочка», «Заколдованная  буква» В. Драгунского.

-П/и «Снежинки и ветер».

-Актив. общение «Скоро, скоро новый год».

5-ая неделя.

НОД «Развитие речи»

 «Игрушки в гостях у детей»

Задачи: стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения; учить детей связной, вежливой речи; закрепить уроки гостеприимства.

- беседа по иллюстрации.

- пальчиковая гимнастика «Наша Маша»

- активизирующее общение «Каждой вещи свое место».

- раскрашивание игрушек в раскрасках.

- конструирование «Мебель для гостей».

- привлечь родителей к пополнению иллюстративного материала по теме «Игрушки».

Январь

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в Р.П.П.С.

3-ья неделя.

НОД «Развитие речи»

Малые формы фольклора. «Заинька», «Ходит кот по лавочке…».

Задачи:  привлекать детей к выполнению игровых действий в соответствии с содержанием потешки; побуждать к запоминанию текста.

- Подвижная игра «Заинька серенький».

-Рассматривание иллюстраций.

-Книжки-малышки с текстами потешек.

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

 «Оденем куклу Катю»

Задачи: развивать умение детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем;

 - развивать умение правильно называть предметы одежды, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

- Беседа по иллюстрации «На прогулке».

-Артикул. и пальчиковая гимнастика «Варежки».

-Д/у «Назови одним словом».

- разучивание стих-я «Вот они сапожки».

-Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Магазин одежды».

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек»

Февраль

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в Р.П.П.С.

1-я неделя.

НОД «Развитие речи»

Е.Чарушин «Что за зверь?» 

Задачи:

- Упражнения на двигательное творчество по рассказу Е. Чарушина «Что за зверь?»

- Рассматривание иллюстраций в книгах Е. Чарушина

-Фотопортрет Е. Чарушина.

2-я неделя.

НОД «Развитие речи»

 «Не попади в беду на дороге»

Задачи: развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя; активизировать глаголы. 

-Беседа по иллюстрации «На перекрестке»;

-Разучивание стихотворения «Светофор»;

-П/игра «Такси».

Сюжетно-ролевая игра « Шоферы»;

-Раскрашивание светофора.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Шоферы»

-Иллюстрации о транспорте;

-Наст. игры «Основы безопасности», «Кому что нужно».

3-я неделя.

НОД «Развитие речи»

Узбекская народная сказка «Упрямые козы». 

Задачи: развивать у детей умение самостоятельно пересказывать сказки с помощью наглядной модели; развивать мышление и воображение.

- Упражнения на двигательное творчество по сюжетам знакомых сказок

- Разыгрывание с помощью фланелеграфа сюжета сказки «Упрямые козы».

- Фигурки и декорации для фланелеграфа по сказке «Упрямые козы».

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

 «Мы были в гостях у врача»

Задачи: пополнить словарь детей медицинской терминологией; активизировать глаголы; проговаривать сложные предложения в сюжетно-ролевой игре.

- Пальчиковая гимнастика «Веселые маляры»;

-Д/у «Кто что делает?»

-Констр. из пазлов «Профессии»;

-Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Каменщик строит жилища…»

Сюжетно-ролевая игра;

-Наст. игра «Кому что нужно;

- Книга С. Михалкова «Мамы всякие нужны».

Сюжетные картинки, фотографии – «Дети лечатся»

Март

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в Р.П.П.С.

1-ая неделя.

НОД «Развитие речи»

Стихи. А. Плещеев «Уж тает снег».

Задачи: побуждать к запоминанию стихотворения и исполнению его.

-На прогулке, в ходе наблюдений за погодой и весенними изменениями в природе: цитирование строк из стихотворения «Уж тает снег» А. Плещеева.

-Рассматривание иллюстраций с весенней природой и погодой.

-Иллюстрации с весенней погодой.

2-я неделя.

НОД «Развитие речи»

 «К нам пришла весна».

Задачи: развивать умение детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Подбирать к словам определения. Понимать смысл загадок и находить отгадку.

- Д/у «Когда это бывает?»;

-Сост. рассказа по схеме «У нас весна»;

-Чтение рассказа «Ежик весной»;

-П/и «Веснянка», «Зайчик беленький сидит».

-Настольная игра «Времена года»;

-Рассматривание альбома с иллюстрациями «Весна - красна».

Альбом с иллюстрациями о весне;

-Настольная игра «Времена года»

3-ья неделя.

НОД «Развитие речи»

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Задачи: помочь детям понять замысел сказки; учить детей аргументировано оценивать поступки персонажей.

Манипулирование с игрушками; кукла Маша, мишка.

Элемент режиссерской игры по мотивам сказки.

-Книга с яркими иллюстрациями «Маша и медведь».

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

 «Сочиняем сказку»

Задачи: развивать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность; - уточнить и закрепить правильное произношение звуков [а], [у], учить четко артикулировать их.

Рассматривание иллюстраций по р.н. ск.;

-Развивающая игра «В гостях у сказки»;

-Составление по схеме «Колобок», «Репка»;

-Активиз. общение «Моя любимая сказка».

Рассматривание книг «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок».

-Выставка книг русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Рукавичка», «Три медведя».

5 неделя.  

НОД «Развитие речи»

Стихи. А. Барто «Девочка-ревушка».

Задачи: помочь детям понять содержание услышанного текста; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к девочке.

-Ситуативная беседа: «почему плачет мой друг»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» с использованием мотивов стихотворения «Девушка-ревушка».    

-Атрибуты для игры «семья».

-Иллюстрации к стихотворению А. Барто «Девочка-ревушка».

Апрель

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в

Р.П.П.С.

1-я неделя.

НОД «Развитие речи»

Стихи. А. Плещеев «Травка зеленеет».

Задачи: познакомить детей с новым для них стихотворением; побуждать их к запоминанию и исполнению.

 -На прогулке, в ходе наблюдений за погодой и весенними изменениями в природе: цитирование строк из стихотворения «Травка зеленеет» А. Плещеева.

-Рассматривание иллюстраций с весенней природой и погодой.

-Изображение ласточки (крупное, реалистическое)

2-я неделя.

НОД «Развитие речи»

 «Весной в лесу».

Задачи: обогащать представления детей о животных, об их образе жизни весной; - учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность; - закреплять в активном словаре названия диких животных, развивать умение  правильно по смыслу называть качественные характеристики. Правильно произносить существительные в родительном падеже.

Артикул. и пальч. гимнастика «Белка»

-Активиз. общение «Кто проснулся в лесу?»

-Рассказ по схеме «Весна в лесу»

-Рисование с помощью фигурных линеек животных;

-Наст. игра «Составь рассказ»

Дидактические и настольно-печатные игры по теме «Дикие животные»

3-ья неделя

НОД «Развитие речи»

Потешка «Водичка, водичка…».

Задачи: помочь детям понять содержание потешки; побуждать к игровому действию.

- игровой  этюд «Кто как умывается?»

- закрепить навык умывания

-игры с водой «Как мы дружно играем с водичкой»

-ситуативный разговор «Для чего нужна вода?»

- схема «Да здравствует вода!»

- таз с водой и предметы для игр с водой (губки, мячики)

4-ая неделя

НОД «Развитие речи»

 «Опиши игрушку».

Задачи: развивать умение детей составлять описание игрушек; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе. Активизировать в речи детей прилагательные

-Чтение цикла стихотворений А. Барто «Игрушки»;

Рассматривание иллюстраций «Игрушки»,

-Иллюстрации «Игрушки»

-Настольные игры, лото по теме.

Май.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в Р.П.П.С.

1-я неделя.

НОД «Развитие речи»

Русская народная сказка «Лиса и заяц».

Задачи: помочь детям понять смену эмоций и переживаний зайца в разных обстоятельствах с использованием приема вхождения в образ.

-Подвижная игра «Лиса и зайцы».

Игры с масками.

-Рассматривание иллюстрации сказки «Лиса и заяц».

-Настольный театр.

-Маски.

-Книга «Лиса и заяц».

2-я неделя.

НОД «Развитие речи»

 «Мама, папа, я – дружная семья»

Задачи: развивать умение составлять совместно с воспитателем короткий рассказ (два-три предложения) на тему из личного опыта

-Пальч. гимнастика «Этот пальчик папочка…»;

-Заучивание пословицы «При солнышке тепло, при матушке добро» ;

-Чтение стихотворения а. Плещеева «Мама и детки »

-Рассматривание фотографий «Наша дружная семья»;

-Наст игра «Большие и маленькие»

Фотовыставка «Наша дружная семья»;

-Игра «Мамы и детки»

3-ья неделя.

НОД «Развитие речи»

Стихи о лете: Н.Анишина «Чем пахнет лето?», В.Берестова «Веселое лето»

Задачи: закрепить у детей знание стихов и желание их декламировать.

- На прогулке, в ходе наблюдений за погодой и летними изменениями в природе.

-Рассматривание иллюстраций с летней природой и погодой.

Иллюстрации о лете. Музыкальный диск «Песни о лете».

4-ая неделя.

НОД «Развитие речи»

 «Ах, лето. Замечательные цветы»

Задачи: учить детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по опорной схеме. Учить правильно называть цветы, сравнивать их по величине, цвету;

- Д/у «Узнай по описанию», «Узнай о каком цветке я говорю»;

-Психогимнастика «Цветок».

-Рассматривание иллюстративного материала с изображением

цветов.

-Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин»;

Рассматривание открыток, рисование с помощью фигурных линеек

Картинки и открытки «Цветы»

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
  • Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
  • По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.
  • Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
  • Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
  • Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
  • Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
  • Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.
  • Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.
  • Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.
  • Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, в играх-драматизациях).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
  • На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь («язык нянь»).
  • Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
  • Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.
  • Быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.
  • Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста.
  • Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого.
  • Не проявляет удовольствия от восприятия художественного произведения, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.

Программно – методическое обеспечение образовательного процесса по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»

  1. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 208 с.
  2. Л.В.Рыжова. Методика работы со сказкой. Методическое пособие. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160 л.
  3. Л.А.Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-144 л.+ цв.вклейка.
  4. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ: Методическое пособие для воспитателей ДОУ - СПб.: Детство-пресс, 2001;  
  5. Нищева Н.В. Развивающие сказки: учебно-методическое пособие.
  6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года: учебно-методическое пособие.
  7. Гуревич Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»

Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...

Конспект СОД по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие в старшей группе «Путешествие на ферму»

Конспект СОД  по реализации содержания образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе...

Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Речевое развитие"

Подборка материалов для занятия с детьми по разделу Развитие речи....

Викторина для педагогов «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие»»

Цель. Выявление знаний педагогов по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет

Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...

Рабочая программа по реализации содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет

Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...