Воздух вокруг нас
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Иссчледовательская деятельность на НОД по требованиям ФГОС является неотъемлемой частью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_vokrug_nas.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воздух вокруг нас». Конспект интегрированной НОД (физическая культура и ознакомление с окружающим) с детьми старшей группы.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные навыки и умения детей.
Планируемые результаты:
1. Обогатить представления детей о свойствах воздуха (не имеет запаха и вкуса, может двигаться, занимает место, легче воды, имеет вес, изменяет свойства предметов, заполненных им).
2. Познакомить со способами исследования свойств воздуха.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Длительность: 20 мин – экспериментальная и 25 мин.
Материалы и оборудование.
Для воспитателя:
2. веер, банка с водой, трубочка для коктейля, целлофановый мешочек,
3. стакан, на дно которого прикреплён небольшой лист бумаги,
4. палочка, на её середине закреплена верёвочка, а к концам палочки привязаны два одинаково надутых шарика – шарики висят на одном уровне, игла,
5. иллюстрации: надувные лодки, спасательные круги, автомобильные шины, музыкальные инструменты, вентиляторы, пылесосы и др. ;
Для детей:
1. веер - 24 шт. (на каждого ребёнка,
2. стакан, на дно которого прикреплён небольшой лист бумаги – 12 шт. (1 на двоих,
3. банка с водой - 12 шт. (1 на двоих,
4. трубочка для коктейля – 24 шт. (на каждого ребёнка,
5. целлофановый мешочек – 24 шт. (на каждого ребёнка).
6. мяч (диаметр 22см) – 24 шт. ,
Ход НОД
- Посмотрите и скажите, что находится вокруг нас? (Дети называют: игрушки, мебель, пол, потолок, стены)
- А что находится между полом и потолком? Между стенами? Там, где пусто? (Воздух)
Винни-Пух: - Какой воздух? Ничего нет! Я его и не чувствую.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите почувствовать воздух? Подойдите к столам. (сажает Вини-Пуха на большой стул)
- Возьмите по вееру и помашите им около лица.
- Что вы ощутили? (Движения воздуха)
- Значит, движение воздуха можно почувствовать.
Винни-Пух: - А какой воздух на вкус?
Воспитатель: - Наберите глоток воздуха и попробуйте. (Воздух не имеет вкуса)
- А имеет ли он запах? Вдохните. (Не имеет запаха)
Винни-Пух: - Значит, его нет нигде!
Воспитатель: - Нет, Винни-Пух, воздух есть везде.
- Ребята, а почему мы его не видим? (Он прозрачный, бесцветный)
- А что значит прозрачный? (Через него всё видно)
- А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдём прозрачные предметы в группе. (Стёкла в окне, стенки аквариума)
Винни-Пух: - А как же узнать, что воздух есть всюду?
Воспитатель: - Давайте проведем опыты с воздухом. Вот сейчас и проверим, везде ли есть воздух.
Опыт №1. Демонстрируется воспитателем.
Воспитатель показывает детям стакан, на дно которого прикреплён кусочком пластилина небольшой лист бумаги.
- Дети, посмотрите внимательно и скажите, есть ли в стакане что-нибудь? Или вы считаете, что стакан пустой?
- Вот сейчас мы и проверим. (Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой, стакан надо держать прямо.) Лист бумаги остался сухим.
- Попала ли вода в стакан? Объясните, почему.
Вывод: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.
Воспитатель - Подойдите к своим столам, повторите опыт с перевёртыванием стакана.
Воспитатель – Вини Пух, ты понял, почему лист бумаги в стакане остался сейчас сухим?
Вини- Пух – нет. Дети повторяют правильный ответ: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу
Опыт №2. – выполняется детьми
Воспитатель - Ребята, снова осторожно опустите пластиковую бутылку, но теперь держите его не прямо, а чуть наклонно.
- Что вы заметили в воде? (Появились пузырьки)
- Это пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Вывод: воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель: - Винни-Пух, ты теперь убедился в существовании воздуха?
Винни-Пух: - Это пузырьки, которые побежали вверх. Да, я тоже вспомнил, как можно обнаружить воздух. Теперь я буду руководить. Возьмите трубочку, вставьте в баночку с водой и подуйте в неё. У вас получится – буря в баночке.
Воспитатель: - Да, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх. А почему он поднимается?
Вывод: воздух легче воды.
- Давайте проверим.
Опыт №3 – выполняется детьми
Воспитатель - Возьмите целлофановый мешочек, найдите в нём отверстие и взмахните мешочком, направляя его отверстием вниз, скрутите мешочек со стороны отверстия. Что получилось? (Он надулся, стал выпуклым)
- Почему шарик надулся? (В мешочке находится воздух, который и раздувает его.)
Воспитатель – правильно и если мы завяжем этот мешок, то получится поплавок, который даже будет удерживать небольшие предметы.
Вывод: мешочек раздулся, значит воздух занимает определённое место - имеет объём.
- Как человек использует это свойство воздуха? (Изготавливаются спасательные жилеты для пассажиров водного транспорта).
Опыт №4
А вот в этой пустой бутылочке, как вы думаете что? Конечно, воздух. А знаете, что произойдёт с воздухом, если его поместить в горячую воду? Проводиться опыт с воздушными шариками, которые надуваются при погружении пустой бутылочки в тёплую воду.
Вывод: Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся.
2. Упражнения на дыхание "Ежик" 3 раза 30 сек быстрый - «Ёжик», начали (повороты головы )
А сейчас я предлогаю вам пройти за столы где уже стоят стаканы с водой взять трубочки положить в стакан и подуть в них, и что мы видим у нас получаются пузырьки т. е. воздушная струя попадая в воду через трубочку выходит обратно в виде пузырьков
5. Физминутка «Воздушные шаги».
И. п.: сидя на полу, упор руками сзади, ноги на мяче.
1- выполнить 4-прокатывания мяча вперед, переступая ногами на мяче.
2 – выполнить 4 прокатывания назад. Дыхание произвольное
Повторить 4 раза в среднем темпе.
6. «Сохрани воздух».
И. п.: сидя на полу, упор руками сзади, мяч зажат между ступнями - вдох
1- поднять ноги с мячом вверх – задержка дыхания,
2- согнуть ноги в коленях - задержка дыхания,
3- поднять ноги с мячом вверх - выдох,
4 - и. п. - вдох
Повторить 5 раз в среднем темпе.
Воспитатель: почему нам было трудно поднимать ноги с мячом? (Потому что и резина и воздух имеют вес).
Вызвать детей на полные ответы
(Воздух заполняет все вокруг: стакан, банку. ; воздух легче воды; воздух имеет вес; воздух занимает определённое место – имеет объём).
Воспитатель: - Да, без воздуха жизнь на Земле не могла бы существовать. Всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода – ночью. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Без еды человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха не больше 5 минут. Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Назовите места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. (Где проезжает много машин, около свалок мусора, на бензозаправке, рядом со стоянкой автомобилей и т. д.)
- А чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым и свежим воздухом. Что для этого надо делать? (Проветривать помещения, гулять в парке, в лесу, где много деревьев, соблюдать чистоту, сажать деревья.)
- Ребята, а кто знает, как человек использует воздух? (Надувные лодки, спасательные круги, автомобильные шины, музыкальные инструменты, вентиляторы, пылесосы и др.)
Винни-Пух: - Спасибо вам, ребята! Вы выполнили все задания! Хотя в голове у меня опилки, но я тоже многое узнал о воздухе и запомнил. С воздухом можно даже и поиграть, если его поместить в мяч. Мне очень понравилось экспериментировать с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....
Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"
В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей....