Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Светич Татьяна Александровна
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

***Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.

*** О материалах: бумага, ткань, дерево, пластмасса.

*** О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить, даёт

постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской работы
с детьми старшей группы

N п/п

тема

цель

материалы

сентябрь

1

Наоборот

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений;

развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый ичерный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька), 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой.

2

Большой – маленький

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение».

Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькаяи большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани.

3

Превращение

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие уменияфиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5—10 см.

4

Схема превращения

Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Предметные картинки. Бумага, карандаши.

октябрь

5

Лед – вода

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме

и лете. Формирование действия «превращения».

Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на однутреть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой –

замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).

6

Морозко

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонныхизменениях в природе. Формирование действий превращения.

Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них), два кружка –синий и красный, два кусочка льда.

7

Твердое – жидкое

Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения

наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

Кусочек льда, камень (желательно с гранями), стакан молока, стакан воды(на каждого ребенка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

8

Снегурочка

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костер, костер, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки.

ноябрь

9

Жидкое – твердое

Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитиеспособностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина (на каждого ребенка). Спиртовка лабораторная или электрическая плитка, стакан с холодной водой.

10

Нагревание - охлаждение

Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плитас дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением

солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на  синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.

11

Испарение

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды:

лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита,

солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля

12

Золушка

Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию

Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребенка).

декабрь

13

Выпаривание соли

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка,

спиртовка.

14

Стирка и глажение белья

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребенок, чистый ребенок.

15

Конденсация

Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек.

16

Змей Горыныч о трех головах

Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.

Кусочек льда, горячая плитка, картинки: Змей Горыныч с тремя головами, Иванушка и Настенька.

январь

17

Лед – вода – пар

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды.

Символы: картонный синий квадрат – «лед»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картонный кружок с

изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.

18

Игра в школу

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда

изменений агрегатных состояний воды.

У детей на столиках символы льда, воды и пара, у воспитателя символы нагревания и охлаждения, колокольчик, дудочка.

19

Игра «Царство льда, воды и пара»

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие

представлений о знаках и символах.

Символы нагревания и охлаждения (солнце и Дед Мороз), символы льда, воды и пара, дудочка, колокольчик.

20

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие

экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка), кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.

февраль

21

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения

их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка).

22

Сказка об Илье

Муромце и Василисе Прекрасной

Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию

Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

23

Воздух и его свойства

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей

к преобразованию.

Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

24

Воздух вокруг нас

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница; картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

март

25

Водолаз Декарта

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

Бутылка (объем 1 литр), кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка. «Водолаза Декарта» изготавливают следующим образом: в бутылку наливают воду, затем наливают воду в пробирку (меньше половины) и опускают пробирку

в бутылку; пробирка должна плавать так, чтобы она могла легко пойти ко дну от малейшего прикосновения и медленно всплыть. Это регулируется количеством воды в пробирке– пробирка поднимается к поверхности воды, и часть воды из пробирки выливают, затем вновь опускают ее в бутылку. На горлышко бутылки надевают кусок резины от воздушного шарика, натягивая его и плотно закручивая вокруг горлышка нитками. Если надавить на

резину, давление будет передаваться через воздух воде, часть воды войдет в пробирку, «водо-

лаз» пойдет ко дну. Отпустив резину, можно заставить «водолаза» всплывать.

26

Плавание тел. Изготовление корабля.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

Развитие способностей к преобразованию.

Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода.

27

Термометр

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче,

нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.

Термометры, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали), по два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника) (на каждого ребенка).

28

Нагревание проволоки

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

Алюминиевая проволока (сечение 2–3 мм, длина 20–80 см), деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона (на каждого ребенка и у педагога), спичка, коробок, свечка.

апрель

29

Иванушка и молодильные яблоки

Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей

к преобразованию.

Пробирка или маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ на веревочке, спиртовка или свечка.

30

Письмо к дракону

Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

Спиртовка или свечка, металлическая трубка или деревянная палка (длина 20–40 см), обернутая бумагой, – письмо; картинки, соответствующие сюжету сказки.

31

Незнайка и мороженое

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление

знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Два кусочка мороженого, два маленьких блюдечка, меховая варежка; картинки: мальчик в маечке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья; мальчик в зимней одежде.

Повторение пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»

Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель:  Поддержать интерес детей  к познавательно – исследовательской деятельности,  желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи:  ...

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе «Твёрдая жидкость»

Цель: Формировать познавательно-исследовательские действия у детей старшего дошкольного возраста;  развивать любознательность на примере вещества крахмала и изучить его свойства....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»

- знакомить детей со сойствами  воды (жидкая:  льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить  в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...