Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznovatelno_-_issledovatelskaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe.doc | 553.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников
***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
***Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.
*** О материалах: бумага, ткань, дерево, пластмасса.
*** О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить, даёт
постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес
Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской работы
с детьми старшей группы
N п/п | тема | цель | материалы | |
сентябрь | ||||
1 | Наоборот | Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. | Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый ичерный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька), 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой. | |
2 | Большой – маленький | Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». | Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькаяи большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани. | |
3 | Превращение | Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие уменияфиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. | Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5—10 см. | |
4 | Схема превращения | Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». | Предметные картинки. Бумага, карандаши. | |
октябрь | ||||
5 | Лед – вода | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». | Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на однутреть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки). | |
6 | Морозко | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонныхизменениях в природе. Формирование действий превращения. | Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них), два кружка –синий и красный, два кусочка льда. | |
7 | Твердое – жидкое | Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. | Кусочек льда, камень (желательно с гранями), стакан молока, стакан воды(на каждого ребенка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада. | |
8 | Снегурочка | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костер, костер, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки. | |
ноябрь | ||||
9 | Жидкое – твердое | Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитиеспособностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина (на каждого ребенка). Спиртовка лабораторная или электрическая плитка, стакан с холодной водой. | |
10 | Нагревание - охлаждение | Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. | Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плитас дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка. | |
11 | Испарение | Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. | Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля | |
12 | Золушка | Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию | Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребенка). | |
декабрь | ||||
13 | Выпаривание соли | Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. | Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка. | |
14 | Стирка и глажение белья | Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. | Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребенок, чистый ребенок. | |
15 | Конденсация | Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. | Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек. | |
16 | Змей Горыныч о трех головах | Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию. | Кусочек льда, горячая плитка, картинки: Змей Горыныч с тремя головами, Иванушка и Настенька. | |
январь | ||||
17 | Лед – вода – пар | Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. | Символы: картонный синий квадрат – «лед»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи. | |
18 | Игра в школу | Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. | У детей на столиках символы льда, воды и пара, у воспитателя символы нагревания и охлаждения, колокольчик, дудочка. | |
19 | Игра «Царство льда, воды и пара» | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах. | Символы нагревания и охлаждения (солнце и Дед Мороз), символы льда, воды и пара, дудочка, колокольчик. | |
20 | Свойства веществ | Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. | Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка), кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик. | |
февраль | ||||
21 | Строение веществ | Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. | Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка). | |
22 | Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной | Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию | Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша. | |
23 | Воздух и его свойства | Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. | Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма. | |
24 | Воздух вокруг нас | Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. | Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница; картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. | |
март | ||||
25 | Водолаз Декарта | Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. | Бутылка (объем 1 литр), кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка. «Водолаза Декарта» изготавливают следующим образом: в бутылку наливают воду, затем наливают воду в пробирку (меньше половины) и опускают пробирку в бутылку; пробирка должна плавать так, чтобы она могла легко пойти ко дну от малейшего прикосновения и медленно всплыть. Это регулируется количеством воды в пробирке– пробирка поднимается к поверхности воды, и часть воды из пробирки выливают, затем вновь опускают ее в бутылку. На горлышко бутылки надевают кусок резины от воздушного шарика, натягивая его и плотно закручивая вокруг горлышка нитками. Если надавить на резину, давление будет передаваться через воздух воде, часть воды войдет в пробирку, «водо- лаз» пойдет ко дну. Отпустив резину, можно заставить «водолаза» всплывать. | |
26 | Плавание тел. Изготовление корабля. | Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. | Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода. | |
27 | Термометр | Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. | Термометры, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали), по два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника) (на каждого ребенка). | |
28 | Нагревание проволоки | Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию. | Алюминиевая проволока (сечение 2–3 мм, длина 20–80 см), деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона (на каждого ребенка и у педагога), спичка, коробок, свечка. | |
апрель | ||||
29 | Иванушка и молодильные яблоки | Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию. | Пробирка или маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ на веревочке, спиртовка или свечка. | |
30 | Письмо к дракону | Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию. | Спиртовка или свечка, металлическая трубка или деревянная палка (длина 20–40 см), обернутая бумагой, – письмо; картинки, соответствующие сюжету сказки. | |
31 | Незнайка и мороженое | Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию. | Два кусочка мороженого, два маленьких блюдечка, меховая варежка; картинки: мальчик в маечке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья; мальчик в зимней одежде. | |
Повторение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»
Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель: Поддержать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи: ...
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...
Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Вода – растворитель. Очищение воды»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе «Твёрдая жидкость»
Цель: Формировать познавательно-исследовательские действия у детей старшего дошкольного возраста; развивать любознательность на примере вещества крахмала и изучить его свойства....
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»
- знакомить детей со сойствами воды (жидкая: льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...