Нужные и важные растения
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Макаренко Екатерина Георгиевна

Проблема: Какие бывают виды растений и зачем они нужны. (комнатные и лекарственные)

Цель - знакомство с разнообразием растений, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhnye_i_vazhnye_rasteniya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65 комбинированного вида

Проект по экологическому воспитанию:

«Нужные и важные растения ».

                                                Выполнила : воспитатель

первой квалификационной категории

                                                               Макаренко Екатерина Георгиевна

Одинцово, 2017г.

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет.

Взаимодействие педагогов: воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Проблема: Какие бывают виды растений и зачем они нужны. (комнатные и лекарственные)

Цель - знакомство с разнообразием растений, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

- углублять знания детей о растениях и их разнообразии.

- учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

 - закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

- формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

- воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Методы, используемые в проекте:

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; эксперименты;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, дидактические игры;

- наглядные: экологический праздник, викторина, выставка.

Предполагаемый риск:

- Низкая заинтересованность родителей.

Предупреждение риска:

- для повышения интереса родителей провести беседы по разъяснению запланированных задач по проекту.

- привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы) разработка.

2 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

3 этап. Подведение итогов (мини-развлечение).

Актуальность проекта:  Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Воспитание у дошкольников осознанного – бережного отношения к природному миру, чувство взаимопомощи, сотворчества, инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников.

1 Этап (подготовительный)

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Разработка плана реализации проекта.
  3. Разработка дидактических игр, пособий.
  4. Подборка иллюстративного материала.
  5. Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
  6. Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
  7. Подготовка утилизированного материала, материала для изобразительной деятельности.
  8. Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.
  9. Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах;
  10. Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта.
  11. Подбор методической и художественной литературы.

2 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Трудовая деятельность.

Поливка комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

НОД познание – «Растения лечат».

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:

- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;

- развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном объеме мнениями;

- вызывать положительный экономический настрой.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Расскажите мне, пожалуйста, чем вас лечит бабушка и мама, когда вы заболели.

- Таблетки, сиропы, микстуры.

- А как Вы думаете, можно ли лечиться чем-то вкусным и полезным?

- Можно.

-А как это называется? (лекарственные растения)

- Скажите, а какие виды лекарственных растений вы знаете? Давайте поиграем с вами, я буду вам загадывать загадки, а вы отвечать.

Загадки о лекарственных растениях:

1.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

2.Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

3.Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (Одуванчик)

4.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой)

5.Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)

6.Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

7.Сидит на палочке 

В красной рубашке, 

Брюшко сыто, 

Камешками набито. (Шиповник)

8. Семена, как коготки, 

Жёлто-красные цветки. 

От горла помогают, 

Кто же их не знает. (Календула)

Молодцы! А теперь у нас на очереди физкультминутка  «Волшебные цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты (ручки тянутся в стороны).

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты ( руки вверх).

Ветер дует иногда,

Только это не беда ( руками в разные стороны).

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки (наклоны),

А потом опять встают

И по-прежнему цветут!

Молодцы! А теперь давайте поиграем.

( Цель игры -  развивать умение описывать растения и находить их по описанию.)

Один ребёнок описывает цветок, другие должны угадать.

А теперь смотрите, мы с вами сделаем коллаж «Цветочное царство». Выбираем цветок и приклеиваем его на полянку. (Заранее подготовлен ватман с нарисованной поляной и вырезанные цветы)

Коллаж «Цветочное царство».

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.

3 этап Мини-развлечение «Цветик-семицветик»

Цель. Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о цветах.

Содержание:

Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов».

Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу».

Чтение стихов о цветах.

Складывание цветов из элементов.

Стихи о цветах.

Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».

Пришвин М. «Золотой луг».

Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.

Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.

Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.

Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»).

Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.

Литература:

Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.

Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.

Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.

Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нужная и важная вода"

Презентация направлена на описание значения воды, ее свойств....

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Рекомендация для родителей "Почему нужно и важно научить ребенка играть на свирели".

Дорогие родители.  Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание и  формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, начиная с   ...

«НУЖНЫЕ ПРОФЕССИИ! ВАЖНЫЕ ПРОФЕССИИ!» Конспект занятия для детей старшей группы

ФОРМИРОВАТЬ  ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИЯХ....

Четыре стиля воспитания детей и что нужно и важно знать родителям при установлении границ дозволенного

Четыре стиля воспитания детей и что нужно и важно знать родителям при установлении границ дозволенного...

НОД « Нужная и важная вода»

  воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде....