Курс занятий "Сила ума". Тематический план, сценарии занятий.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Здесь полное описание занятий курса "Сила ума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_sila_uma_tematicheskiy_plan_i_stsenarii_zanyatiy.docx | 71.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Сила ума». Тематический план занятий.
№ | Тема | Задачи | Содержание |
1 | Пиктогра-фическое запоминание | Обучить использованию пиктограмм в качестве средства сохранения информации (аналог письменной речи). | Задание «Запомни предметы» |
2 | |||
3 | Пиктографи-ческий портрет предмета | Обучить умению осуществлять анализ | Задание «Составь портрет предмета» |
4 | |||
5 | Ребусы | Обучить умению осуществлять синтез | Задание «Разгадай ребус» |
6 | |||
7 | От частного к общему | Обучить умению осуществлять обобщение | Задание «Подбери предметы к свойствам». |
8 | |||
9 | От общего к частному | Обучить умению осуществлять конкретизацию | Задание «Угадай предмет» |
10 | |||
11 | От общего к частному | Обучить умению осуществлять конкретизацию | Задание «Угадай картинку» |
12 | |||
13 | Сравнение | Обучить умению обнаруживать сходство Обучить умению обнаруживать различие | Задание «Сравни предметы» |
14 | |||
17 | Анализ проблемы | Обучить умению анализировать проблемную ситуацию | Задание «Сравни начало и конец» |
18 | |||
19 | Задача | Обучить умению формулировать задачу | Задание «Придумай вопросы» |
20 | |||
21 | Гипотеза | Обучить умению формулировать гипотезы в процессе решения мыслительных задач | Задание «Угадай середину истории» |
22 | |||
23 | Проверка | Обучить умению проверять свои гипотезы | Задание «Используй подсказку» |
24 | |||
25 | Каузальная атрибуция | Обучить умению делать индуктивные умозаключения о причинах по наблюдаемым следствиям. Обеспечить условия для объединения отдельных мыслительных умений (умственных действий), освоенных в рамках курса, в единый мыслительный процесс | Задание «Угадай начало» |
26 | |||
27 | |||
28 | |||
№ | Тема | Задачи | Содержание |
29 | Решение проблем | Обеспечить условия для объединения отдельных мыслительных умений (умственных действий), освоенных в рамках курса, в единый мыслительный процесс С.у. для развития умения формулировать гипотезы на основе задачи на материале устных фабульных загадок. | Задание «Помоги героям картинки» Игра соревнование «Угадай, что случилось». |
30 | |||
31 | |||
32 | Подведение итогов. | С.у. для осмысления полученного в рамках программы опыта. | Задание «Нарисуй, что запомнилось на занятиях». |
Курс «Сила ума». Сценарии занятий.
Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».
Цель: Создать условия для понимания детьми принципа опосредованного запоминания при помощи пиктограмм.
Задачи:
- вовлечь детей в выполнение проблемного задания;
- организовать обсуждение причин неудачного выполнения задания и таким образом создать условия для возникновения в сознании детей проблемной ситуации: как запомнить как можно больше, как сохранить информацию по прошествии времени;
- организовать поиск способов разрешения проблемной ситуации и подвести детей к идее использования пиктограмм для сохранения информации;
- организовать использование детьми пиктограмм для выполнения задания на запоминание группы предметов;
- обеспечить осознание связи между использованием пиктограмм и эффективным выполнением мнестических заданий.
Оборудование: 2 набора различных небольших предметов (или картинок), карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание 1. «Запоминание предметов».
Ведущий предлагает детям разместиться за двумя столами. На каждую группу выдается набор предметов или карточек.
Ведущий: На своем столе вы видите различные предметы. Сейчас вы должны запомнить как можно больше предметов, на выполнение задания у вас будет 3 минуты. Потом я уберу со столов коробки с предметами, а вы мне скажете, какие предметы были у вас в коробке. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 очко. Есть ли вопросы?
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. После того как время закончилось, ведущий убирает со столов коробки с предметами. Очередность выступления команд определяется жребием. Члены команды №1 по очереди называют предметы, ведущий фиксирует ответы на доске. Затем подсчитывается количество очков. Далее выступает вторая команда и определяется команда-победитель. Далее ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью создать у детей проблемную ситуацию.
Ведущий: Как вы думаете, почему первая команда набрала больше очков, чем вторая, а вторая больше чем третья? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что чем больше проходит времени от запоминания до воспроизведения, тем меньше получается вспомнить. Что можно сделать, чтобы вы могли вспомнить предметы, даже если ваша команда будет в следующий раз выступать последней? Дети высказывают свои идеи. Ни одна команда не смогла вспомнить все предметы, которые были в коробке. Что можно сделать, чтобы в следующий раз вспомнить все предметы и не один не забыть? Дети высказывают свои идеи. А что если вы сделаете для себя какую-то подсказку, что-то что напомнит вам, какие были у вас предметы, даже когда я уберу коробку? Дети высказывают свои идеи. Что делают взрослые люди, чтобы не забыть, что они собирались сегодня сделать? Правильно, они записывают дела, которые они запланировали в ежедневник. Может вам тоже стоит записать, какие предметы были у вас в коробке? Обсуждая предложение ведущего, дети обнаруживают, что не умеют писать (или не умеют писать достаточно быстро). Что же тогда можно сделать, как оставить себе подсказку при помощи карандаша и бумаги? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что можно нарисовать предметы. Правильно, можно просто нарисовать предметы, а потом вспомнить предметы, посмотрев на эти рисунки. Такие рисуночки, которые нужны для того чтобы что-то запомнить называются пиктограммы.
Физкультпауза.
Ведущий: Повторяйте все движения за мной.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
А потом их разведем и к себе скорей прижмем
А потом быстрей-быстрей, хлопай, хлопай веселей.
Задание 2. «Запоминание предметов с использованием пиктограмм».
Ведущий: Как называются рисуночки, которые делают, чтобы что-то запомнить? Правильно, пиктограммы. Сейчас я дам вам новые коробки с предметами, а также листочки и карандаши, и мы сможем проверить, насколько помогут нам пиктограммы лучше запомнить предметы. Ведущий меняет местами коробки с предметами, так что у каждой группы оказываются новые наборы предметов. Сейчас вы должны запомнить как можно больше предметов, для этого вы сделаете рисуночки-пиктограммы этих предметов. На то, чтобы нарисовать пиктограммы у вас будет 10 минут. Потом я уберу со столов коробки с предметами, а вы мне скажете, какие предметы были у вас в коробке. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 очко.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. После того как время закончилось, ведущий убирает со столов коробки с предметами. Очередность выступления команд определяется жребием. Члены команды №1 по очереди называют предметы, ведущий фиксирует ответы на доске. Затем подсчитывается количество очков. Далее выступает вторая команда и определяется команда-победитель. Далее ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью обеспечить осознание связи использования пиктограмм и эффективности сохранения информации.
Ведущий: Как вы думаете, почему каждая команда набрала больше очков, чем в прошлый раз? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что пиктограммы вспомнить гораздо больше предметов. Как вы думаете, почему в этот раз у третей команды результаты ничуть не хуже, чем у первой? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что благодаря пиктограммам информация не забывается даже через большой промежуток времени. Так что нужно сделать, если вы хотите не забыть что-то важное? Дети отвечают – нарисовать это.
Ритуал завершения занятия «Знание сила».
Ведущий: У нашего занятия будет завершающий ритуал. По моей команде три-четыре нужно будет сказать: «Знание сила», и показать вот так (дважды похлопывает себя по голове, потом показывает напряженные бицепсы).
Занятие 2. Тема: «Пиктографическое запоминание».
Цели:
Создать условия для закрепления умения использовать пиктограммы для сохранения информации.
Создать условия для понимания зависимости эффективности выполнения заданий от слаженности работы команды.
Задачи:
- напомнить детям о результатах предыдущего занятия;
- вовлечь детей в выполнение проблемного задания;
- организовать обсуждение причин неудачного выполнения задания и таким образом создать условия для возникновения в сознании детей проблемной ситуации;
- организовать поиск способов разрешения проблемной ситуации и подвести детей к идее использования в качестве пиктограммы упрощенных схематичных изображений;
- организовать поиск способов разрешения проблемной ситуации и подвести детей к идее командной работы – распределения заданий по созданию пиктограмм между членами команды;
- обеспечить осознание детьми связи между слаженностью работы команды и результатами выполнения задания.
Оборудование: несколько наборов различных небольших предметов (или картинок) по количеству групп участников.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание 1. «Запоминание предметов с использованием пиктограмм».
Ведущий предлагает детям разместиться за двумя столами. На каждую группу выдается набор предметов или карточек.
Ведущий: Что мы делали на прошлом занятии? Дети отвечают запомнившиеся им моменты предыдущего занятия. В результате все вспоминают достижения предыдущего занятия. Как называются рисунки. Которые мы рисовали на прошлом занятии, чтобы не забыть предметы? Правильно, пиктограммы. Сейчас вам нужно будет нарисовать пиктограммы. Чтобы запомнить предметы, как на предыдущем занятии. Но в этот раз я дам вам меньше времени, у вас будет только 5 минут. Сейчас вы должны запомнить как можно больше предметов, для этого вы сделаете рисуночки-пиктограммы этих предметов. На то, чтобы нарисовать пиктограммы у вас будет 10 минут. Потом я уберу со столов коробки с предметами, а вы мне скажете, какие предметы были у вас в коробке. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 очко.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. После того как время закончилось, ведущий убирает со столов коробки с предметами. Очередность выступления команд определяется жребием. Члены команды №1 по очереди называют предметы, ведущий фиксирует ответы на доске. Затем подсчитывается количество очков. Затем выступает вторая команда и определяется команда-победитель. Далее ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью создать у детей проблемную ситуацию.
Ведущий: Как вы думаете, как удалось этой команде выиграть, и что сделали не так члены проигравшей команды? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что в проигравшей команде дети старались рисовать красиво, и поэтому получалось долго. Некоторые дети так нарисовали пиктограммы. Что потом не смогли вспомнить, что было нарисовано. А также члены команды рисовали одни и те же предметы, в результате некоторые предметы из набора команда не успела нарисовать. Что можно сделать, чтобы в следующий раз нарисовать предметы быстро? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что при выполнении таких заданий нет необходимости стараться нарисовать красиво, достаточно нарисовать пиктограмму так, чтобы можно было вспомнить что нарисовано. Что можно сделать, чтобы у членов одной команды пиктограммы не повторялись, и тогда команда успеет нарисовать все предметы из набора? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что нужно распределить предметы между участниками команды.
Физкультпауза.
Ведущий: Повторяйте движения за мной.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
А потом их разведем и к себе скорей прижмем
А потом быстрей-быстрей, хлопай, хлопай веселей.
Задание 2. «Запоминание предметов с использованием пиктограмм».
Ведущий: Что нужно сделать, чтобы успеть нарисовать как можно больше пиктограмм? Правильно, нужно рисовать быстро и упрощенно. Однако так, чтобы вы смогли потом вспомнить, что именно вы рисовали. Что нужно сделать, чтобы команда успела нарисовать все предметы из коробки? Правильно, надо распределить предметы между членами команды. Сейчас я дам вам новые коробки с предметами, а вы договоритесь, кто будет рисовать пиктограммы каких предметов. Ведущий меняет местами коробки с предметами, так что у каждой группы оказываются новые наборы предметов. Дети распределяют между собой задания. Ведущий помогает разрешить конфликты возникающие во время распределения заданий.
Сейчас вы должны запомнить как можно больше предметов, для этого вы сделаете рисуночки-пиктограммы этих предметов. На то, чтобы нарисовать пиктограммы у вас будет 5 минут. Потом я уберу со столов коробки с предметами, а вы мне скажете, какие предметы были у вас в коробке. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 очко.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. После того как время закончилось, ведущий убирает со столов коробки с предметами. Очередность выступления команд определяется жребием. Члены команды №1 по очереди называют предметы, ведущий фиксирует ответы на доске. Затем подсчитывается количество очков. Далее выступает вторая команда и определяется команда-победитель. Далее ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью обеспечить осознание условий эффективности выполнения задания.
Ведущий: Как вы думаете, почему каждая команда набрала больше очков, чем в прошлый раз? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что результаты улучшились за счет использования схематичных, но понятных пиктограмм. А также за счет распределения заданий.
Ритуал завершения занятия «Знание сила».
Ведущий: У нашего занятия будет завершающий ритуал. По моей команде три-четыре нужно будет сказать: «Знание сила», и показать вот так (дважды похлопывает себя по голове, потом показывает напряженные бицепсы).
Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».
Цель: Создать условия для развития мыслительной операции анализа (абстрагирования) на материале бытовых предметов.
Задачи:
- обучить способу записи отдельных свойств предмета при помощи пиктограмм (пиктографическому анализу);
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию анализа);
- развивать рефлексию – умение критично относится к результатам собственной деятельности, сравнивая его с результатами деятельности других,
- развивать учебное сотрудничество в микрогруппе детей.
Оборудование: несколько предметов небольшого размера, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Объяснение нового материала: пиктографический анализ.
Ведущий показывает первый предмет. Ведущий: Как называется этот предмет. Посмотрите на этот предмет и скажите, какой он? Дети отвечают. Ведущий дополняет ответы детей – перечисляет свойства предмета, не названных детьми. Сейчас вы назвали свойства предмета, А как можно было бы их записать так, чтобы не забыть? Дети предлагают использовать пиктограммы. На прошлых занятиях мы рисовали пиктограммы целых предметов, а как нарисовать пиктограмму отдельного свойства предмета? Дети высказывают свои идеи. Ведущий помогает им прийти к решению: нужно нарисовать какой-то другой предмет, у которого есть такое же свойство. Далее ведущий вместе с детьми придумывает пиктограммы для свойств предмета.
Физкультпауза.
Задание «Составление пиктографического портрета предмета».
Ведущий: Сейчас вы объединитесь в пары. Я дам предметы каждой паре, а ваша задача найти у этого предмета как можно больше свойств, а затем придумать и нарисовать их пиктограммы. За каждую пиктограмму свойства предмета пара получает 1 очко. На выполнение задания у вас будет 5 минут.
Дети выполняют задание. Затем пары по очереди представляют свои задания. Далее подсчитываются очки, и выявляется пара-победитель.
Ритуал завершения занятия «Знание сила».
Ведущий: У нашего занятия будет завершающий ритуал. По моей команде три-четыре нужно будет сказать: «Знание сила», и показать вот так (дважды похлопывает себя по голове, потом показывает напряженные бицепсы).
Занятие 4. Тема «Пиктографический портрет предмета».
Цель: Создать условия для формирования операции анализа (выделения отдельных свойств из целостного образа предмета).
Задачи:
- Закрепить умение записывать отдельные свойства предмета при помощи пиктограмм (пиктографический анализ);
- обучить умению составлять пиктографическую схему обычного предмета,
- развивать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию анализа);
- обучить использованию пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность,
- развивать опыт учебного сотрудничества в микрогруппе детей.
Оборудование: предметы-модели, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание 1 «Составление пиктографического портрета предмета».
Ведущий: Сейчас вы объединитесь в пары. Я дам предметы каждой паре, а ваша задача найти у этого предмета как можно больше свойств, а затем придумать и нарисовать их пиктограммы. За каждую пиктограмму свойства предмета пара получает 1 очко. На выполнение задания у вас будет 5 минут.
Дети выполняют задание. Затем пары по очереди представляют свои задания. Далее подсчитываются очки, и выявляется пара-победитель. Затем ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью создать у детей проблемную ситуацию.
Почему команда победитель набрала больше всех очков? Дети делают вывод, что пара победитель нашла больше свойств предмета, чем другие пары. Что нужно сделать другим парам, чтобы в следующий раз набрать столько же очков, как пара-победитель? Ведущий организует сравнение результатов победившей пары и других пар, и помогает выявить, какие свойства предмета забыла назвать пара. Но ведь вы все знали, что у предмета есть цвет, размер и т.д. Почему же вы их не нарисовали? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что они просто забыли об этих свойствах. Что нужно сделать, чтобы в следующий раз вы вспомнили все свойства предмета? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что нужно сделать себе подсказку - нарисовать пиктограммы, обозначающие основные свойства предмета. Я приготовил такую подсказку, которой вы сможете воспользоваться в следующей игре. Далее ведущий показывает и объясняет схему анализа предмета.
Физкультпауза.
Задание 2. «Составление пиктографического портрета предмета по схеме».
Ведущий: Сейчас вы объединитесь в пары. Я дам каждой паре предметы и подсказку, а ваша задача пользуясь подсказкой нарисовать пиктограммы всех основных свойств предмета. Вы также можете изобразить и те свойства предмета, которых нет в подсказке. За каждую пиктограмму свойства предмета пара получает 1 очко. На выполнение задания у вас будет 5 минут.
Дети выполняют задание. Затем пары по очереди представляют свои задания. Далее подсчитываются очки, и выявляется пара-победитель. Далее ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью обеспечить осознание связи использования схемы-подсказки и эффективности выполнения задания.
Заметили ли вы, что в этот раз все пары набрали очков больше, чем лучшая пара в прошлый раз? Как вы думаете, почему так получилось? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что улучшить результат им помогла схема-подсказка. А что же помогло победившей паре, набрать все же больше очков, чем все остальные? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что пара-победитель нарисовала не только свойства, которые были в подсказке, но еще несколько, поэтому у них получилось очков больше, чем у других.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 5. Тема «Загадка в картинках».
Цель: Создать условия для развития операции синтеза (объединения отдельных свойств в целостный образ предмета).
Задачи:
- закрепить навык составления пиктографического портрета предмета;
- развивать умение разгадывать ребусы;
- обеспечить понимание того, что разгадывание ребуса и составление пиктографического портрета – это взаимообратимые операции;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в микрогруппе детей.
Оборудование: набор небольших предметов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание 1 «Разгадай загадку в картинках».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии? Правильно, мы составляли пиктографический портрет предмета, используя схему-подсказку. Я сейчас покажу вам несколько пиктографических портретов с прошлого занятия, а вы угадаете, что это за предметы. Ведущий показывает пиктографические портреты, дети угадывают, что это за предметы. Когда мы рисуем пиктографический портрет предмета, у нас получается загадка в картинках. Сейчас вы объединитесь в пары. Затем вы должны договорится со своим партнером, портрет какого предмета вы будите рисовать. Договариваться нужно шепотом, чтобы другие пары не услышали. Затем вы рисуете пиктографический портрет этого предмета. На это задание вам дается 5 минут. Затем пары по очереди предлагают остальным разгадать получившиуюся загадку. Та пара, которая первой угадает, что это за предмет, получает 1 очко. Если пара угадает неправильно, то получает «-» 1 очко. Если ни одна пара не сможет разгадать ребус, та пара, которая его нарисовала, получает «-» 1 очко. Дети рисуют загадки. Затем пары по очереди предлагают свои ребусы другим парам для разгадывания. Подсчитываются очки, и определяется победитель. Ведущий организует обсуждение, что помогало и что мешало парам победить.
Физкультпауза.
Домашнее задание «Составление ребуса».
Ведущий: Кому понравилось угадывать загадки в картинках? Дети отвечают: «Да». А как вы думаете, а вашему воспитателю понравилось бы разгадывать такие загадки? А вашим родителям? Сейчас вы подготовитесь к домашнему заданию. Каждый из вас выберет 1 предмет и нарисует его пиктографический портрет. Затем вы загадаете загадку воспитателю, пусть она угадает, какой предмет изображен на этом портрете. Она должна расписаться на вашей загадке. Это будет означать, что вы выполнили первую часть домашнего задания. Потом вечером вы возьмете свою загадку домой и загадаете ее маме и папе. Пусть они также распишутся на листочке. Это будет означать, что вы выполнили вторую часть домашнего задания. Затем завтра утром вы принесете листочки и отдадите их своему воспитателю.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 6. (Полное повторение Занятия 5).
Занятие 7. Тема «Обобщение».
Цель: Создать условия для развития операции обобщения (объединения предметов в группу на основе общих признаков).
Задачи:
- обеспечить опыт объединения предметов в различные группы на основе различных общих признаков;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию анализа);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в микрогруппе детей.
Оборудование: набор небольших предметов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Проверка и обсуждение домашнего задания.
Ведущий спрашивает, удалось ли поиграть с родителями в игру «ребусы». Дети рассказывают про свой опыт.
Задание «Подбери предметы к свойствам».
Ведущий: Сегодня мы будим играть в новую игру, я сейчас повешу на доску пиктограмму какого-то свойства, а вы должны назвать как можно больше предметов, у которых есть это свойство и которые находятся в этой комнате. Ведущий вешает на доске пиктограммы 1 свойства, например. Красный, круглый, тяжелый и т.д. Дети подбирают предметы, которые обладают этим свойством.
Теперь я повешу на доске пиктограммы сразу двух свойств, а ваша задача назвать предметы, которые обладают сразу двумя этими свойствами. Ведущий вешает на доске пиктограммы 2-х свойств, например, зеленый и пластмассовый, прямоугольный и большой, и т.д. Дети подбирают предметы, которые обладают этим свойством.
Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Я повешу на доску пиктограммы двух свойств, а задача каждой команды нарисовать как можно больше предметов, обладающих этими двумя свойствами одновременно, которые находятся в этой комнате. За каждый предмет команда получает 1 очко. Если у членов одной команды предметы повторяются, то сколько бы раз этот предмет ни нарисовали члены команды, команда все равно получает только 1 очко. На выполнение задания у вас будет 5 минут.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Члены команд представляют свои работы. Затем подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Подбери предметы к свойствам».
Игра повторяется.
Домашнее задание.
Ведущий: Запомните домашнее задание. Дома вы должны поиграть в игру «подбери предметы» с родителями. А потом расскажите, как прошло.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 8. Тема «Обобщение».
Цель: Создать условия для развития операции обобщения (объединения предметов в группу на основе общих признаков).
Задачи:
- обеспечить опыт объединения предметов в различные группы на основе различных общих признаков;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию анализа);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в микрогруппе детей.
Оборудование: набор небольших предметов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Проверка и обсуждение домашнего задания.
Ведущий спрашивает, удалось ли поиграть с родителями в игру «подбери предметы». Дети рассказывают про свой опыт.
Задание «Подбери предметы к свойствам».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают. Сегодня мы будим играть в игру «подбери предметы», только я повешу на доску пиктограммы целых трех свойств, а вы должны назвать как можно больше предметов, у которых все эти свойства и которые находятся в этой комнате. Ведущий вешает на доске пиктограммы 3-х свойств, например, красный, круглый, тяжелый и т.д. Дети подбирают предметы, которые обладают всеми этими свойствами одновременно.
Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Я повешу на доску пиктограммы трех свойств, а задача каждой команды нарисовать как можно больше предметов, обладающих этими тремя свойствами одновременно, которые находятся в этой комнате. За каждый подходящий предмет команда получает 1 очко. Если у членов одной команды предметы повторяются, то сколько бы раз этот предмет ни нарисовали члены команды, команда все равно получает только 1 очко. На выполнение задания у вас будет 5 минут.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Члены команд представляют свои работы. Затем подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Подбери предметы к свойствам».
Игра повторяется, только в этот раз дети группируют предметы по 4-м свойствам. Ведущий обращает внимание детей на то, что чем больше свойств, по которым объединяются предметы, тем меньше подходящих предметов можно найти в комнате.
Домашнее задание.
Ведущий: Запомните домашнее задание. Дома вы должны поиграть в игру «подбери предметы» с родителями. А на следующем занятии расскажете, как прошло.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 9. Тема «Конкретизация».
Цель: Создать условия для развития операции конкретизации (перехода от общего к частному).
Задачи:
- обеспечить опыт конкретизации (поиска одного предмета из группы);
- обеспечить понимание некоторых закономерностей конкретизации;
- познакомить с принципом выдвижения и проверки гипотез;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию конкретизации);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: набор небольших предметов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Проверка и обсуждение домашнего задания.
Ведущий спрашивает, удалось ли поиграть с родителями в игру «подбери предметы». Дети рассказывают про свой опыт.
Задание «Угадай предмет».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают. Кто помнит закон, который мы открыли на прошлом занятии? Дети вспоминают: чем меньше свойств, тем больше предметов, чем больше свойств, тем меньше предметов. Сегодня мы будим в новую игру, которая называется «угадай предмет». А выиграть в нее сможет тот, кто сможет использовать закон про свойства и предметы. Сейчас я загадаю предмет, находящийся в этой комнате, а вы должны будете угадать его. Для этого вы должны задавать мне вопросы, на которые, можно ответить «да» или «нет». Вы будите задавать вопросы по очереди. Если я отвечаю «да», то ход остается у игрока, который задал вопрос, если я отвечаю «нет», то ход переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто угадает предмет.
Ведущий несколько раз проводит игру. Затем ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Кто из вас понял, как можно победить в этой игре? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что нужно сделать так, чтобы ведущий все время говорил «да». А что нужно сделать, чтобы ведущий скорее всего сказал вам «да»? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что нужно спрашивать про свойства, которыми обладают много предметов в этой комнате.
Ведущий повторяет игру. Дети теперь называют общие свойства. Затем ведущий снова организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Угадай предмет».
Ведущий повторяет игру. Дети теперь называют общие свойства. Затем ведущий снова организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
А еще что нужно делать, чтобы победить в этой игре? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу: чтобы в этой игре победить, нужно слушать, о чем спрашивали другие участники и что ведущий им отвечал.
Правильно, тогда вы сможете использовать все, что уже известно об этом предмете, чтобы задать следующий вопрос. Но как же запомнить все, что уже известно об этом предмете? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что нужно использовать пиктограммы. Ведущий повторяет игру, при этом дает задание записывать пиктограммами все, что они узнали о предмете в результате ответов на вопросы. Ведущий также показывает, как это сделать: ответ «да» записывается пиктограммой свойства, ответ «нет» перечеркнутой пиктограммой свойства.
Игра повторяется еще несколько раз, пока дети не смогут записывать известное с помощью пиктограмм самостоятельно.
Домашнее задание.
Ведущий: Запомните домашнее задание. Дома вы должны поиграть в игру «угадай предмет» с родителями. А потом расскажите, как прошло.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 10. Тема «Конкретизация».
Цель: Создать условия для развития операции конкретизации (перехода от общего к частному).
Задачи:
- обеспечить опыт конкретизации (поиска одного предмета из группы);
- обеспечить понимание некоторых закономерностей конкретизации;
- познакомить с принципом выдвижения и проверки гипотез;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию конкретизации);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: набор небольших предметов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Проверка и обсуждение домашнего задания.
Ведущий спрашивает, удалось ли поиграть с родителями в игру «угадай предмет». Дети рассказывают про свой опыт.
Задание «Угадай предмет».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают. Кто помнит что нужно, чтобы выиграть в игру «угадай предмет»? Дети вспоминают приемы игры: называть общие свойства, а также слушать, что я отвечаю на вопросы и записывать, что известно о предмете с помощью пиктограмм. Сегодня мы снова будим играть в игру «угадай предмет», но в командах. Разделитесь на две команды. Сейчас я загадаю предмет, находящийся в этой комнате, а вы должны будите угадать его. Для этого вы должны задавать мне вопросы, на которые, можно ответить «да» или «нет». Вы будите задавать вопросы по очереди. Если я отвечаю «да», то ход остается у команды, которая задала вопрос, если я отвечаю «нет», то ход переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая угадает предмет.
Ведущий проводит игру и следит, чтобы все игроки записывали что уже известно о предмете. Затем ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Угадай предмет».
Игра повторяется.
Домашнее задание.
Ведущий: Запомните домашнее задание. Дома вы должны поиграть в игру «угадай предмет» с родителями. А потом расскажите, как прошло.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 11. Тема «Конкретизация».
Цель: Создать условия для развития операции конкретизации (перехода от общего к частному).
Задачи:
- обеспечить опыт конкретизации (поиска одного предмета из группы);
- обеспечить понимание некоторых закономерностей конкретизации;
- познакомить с принципом выдвижения и проверки гипотез;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию конкретизации);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: набор картинок, которые можно классифицировать по разным основаниям. карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Проверка и обсуждение домашнего задания.
Ведущий спрашивает, удалось ли поиграть с родителями в игру «угадай предмет». Дети рассказывают про свой опыт.
Задание «Угадай картинку».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают. Кто помнит что нужно, чтобы выиграть в игру «угадай предмет»? Дети вспоминают приемы игры: называть общие свойства, а также слушать, что я отвечаю на вопросы и записывать, что известно о предмете с помощью пиктограмм. Сегодня мы снова будим играть в похожую игру, которая называется «угадай картинку», ее правила немного отличаются. Разделитесь на две команды. Сейчас одна команда загадает картинку, а другая команда должна будет угадать ее. Для этого члены второй команды должны задавать вопросы первой команде, а члены первой команды будут хором отвечать «да» или «нет». Вы должны угадать картинку как можно быстрее, т.е. задав меньшее количество вопросов. Поэтому за каждый заданный вопрос, команда получает «-» 1 очко, не важно ответили противники «да» или «нет». Затем команды меняются ролями: вторая загадывает картинку, а первая угадывает. Выигрывает та команда, которая набрала меньше «-» очков, т.е. которая задала меньше вопросов.
Ведущий проводит игру и следит, чтобы все игроки записывали, что уже известно о предмете. Затем ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Кто понял, как можно победить в эту игру? Дети высказывают свои идеи, но не могут открыть принцип победы. Хорошо, я покажу вам что нужно делать, чтобы выиграть. Сейчас команда 1 загадает картинку мне, а я угадаю ее за наименьшее количество вопросов. Ведущий играет в игру, используя оптимальную последовательность вопросов. Затем ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Кто понял, что я сделал, чтобы задать меньше вопросов? Дети высказывают свои идеи. Надо задать вопрос, который поделит карточки пополам. Теперь отложим карточки, которые не подходят. Теперь нужно задать вопрос, который поделит оставшиеся карточки опять пополам. Отложим карточки, которые не подходят. Теперь опять зададим вопрос, который поделит карточки пополам. Отложим карточки, которые не подходят. Теперь остались две карточки, теперь можно спросить: это первая карточка? Ответ «нет», значит, была загадана другая карточка. Так что нужно сделать, чтобы задать меньше вопросов? Дети рассказывают, что они поняли.
Физкультпауза.
Задание «Угадай картинку».
Игра повторяется – команды загадывают друг другу карточки и угадывают их. Затем ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Домашнее задание.
Ведущий: Запомните домашнее задание. Дома вы должны поиграть в игру «угадай предмет» с родителями. А потом расскажите, как прошло.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 12 (полное повторение Занятия 11).
Занятие 13 . Тема «Сравнение».
Цель: Создать условия для развития операции сравнения (обнаружения различия и сходства).
Задачи:
- обеспечить опыт сравнения (обнаружения сходных и различных свойств предмета);
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию сравнения);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: набор небольших предметов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Сравни предметы».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
Сегодня мы будим играть в новую игру, которая называется «Сравни предметы». Ведущий показывает два предмета. В чем сходство этих предметов, т.е. какие свойства есть и у того и у другого предмета? Дети отвечают. А какие есть свойства у одного предмета, которых нет у другого? Дети отвечают. А как можно это записать при помощи пиктограмм? Дети высказывают свои идеи. Ведущий показывает, как записать результаты сравнения предметов.
Сейчас разделитесь на две команды. Я дам каждой команде по два предмета. А вы должны как нарисовать как можно больше свойств, которыми похожи эти предметы и которыми они отличаются. За каждое свойство как сходное, так и различное команда получает 1 очко. Главное чтобы рядом стоял правильный значок. Если свойства повторяются у членов одной команды, то за все рисунки команда получает только одно очко. На выполнение задания у вас будет 5 мин.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Члены команд представляют свои работы. Затем подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Сравни предметы».
Игра полностью повторяется.
Занятие 14 (полное повторение Занятия 13).
Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».
Цель: Создать условия для развития умения анализировать проблемную ситуацию (выделение неизвестных из целостного образа).
Задачи:
- обеспечить опыт выделения (анализа) из целостного образа ситуации признаков причинно-следственных связей;
- тренировать умение восстанавливать ход событий во времени;
- обучить использованию операции сравнения и операции анализа для обнаружения неизвестных, непонятных аспектов проблемной ситуации;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (как способа фиксации результатов анализа и сравнения);
- обеспечить опыт выдвижения и проверки гипотез;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Последовательные картинки».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
Объединитесь в пары. Сегодня мы будим играть в новую игру. Я дам вам наборы картинок. На этих картинках нарисована история. Только эти картинки перепутаны. Вам нужно разложить картинки по порядку. На выполнение задания у вас будет 5 минут. Дети выполняют задание. После того как 5 минут истекли, ведущий собирает работы и вывешивает их на доске. Кто хочет рассказать историю, нарисованную на картинках? Представитель одной из пар рассказывает свою версию. А у кого есть другое мнение, я вижу, что у других пар получилось другое расположение картинок. Представители пар, у которых получилась иная последовательность, доказывают свою правоту или признают свои ошибки.
Задание «Сравни начало и конец».
А сейчас будет новая игра. Она называется «Сравни начало и конец» Ведущий показывает две картинки: первую и последнюю картинку из набора последовательных картинок. На этой картинке нарисовано начало истории, а на этой картинке нарисован конец истории. Скажите, что изменилось на второй картинке и что осталось прежним, т.е. то чем отличается вторая картинка от первой и что у них общего. Это похоже на игру сравни предметы.
Дети высказывают свои идеи.
А как вы думаете, что случилось в середине истории, чтобы произошли эти изменения? Дети высказывают свои идеи. Ведущий организует обсуждение. Затем, когда правильный ответ найден, ведущий демонстрирует средние картинки.
Физкультпауза.
Задание «Сравни начало и конец».
Сейчас разделитесь на две команды. Я дам каждой команде по две картинки. А вы должны записать пиктограммами как можно больше деталей, которыми последняя картинка похожа и которыми отличается от второй. За каждое различие команда получает 1 очко. Как вы думаете, как можно нарисовать эти различия? Дети предлагают свои варианты. Ведущий организует отбор наиболее подходящих. Напоминаю, что если свойства повторяются у членов одной команды, то за все рисунки команда получает только одно очко. На выполнение задания у вас будет 5 мин.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Члены команд представляют свои работы. Затем подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Как вы думаете, что случилось в середине истории, чтобы произошли эти изменения? Дети высказывают свои идеи. Ведущий организует обсуждение. Затем, когда правильный ответ найден, ведущий демонстрирует средние картинки.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 16 . Тема «Формулирование задачи».
Цель: Создать условия для развития умения формулировать задачу на основе анализа ситуации.
Задачи:
- закрепить навыки использования операции сравнения и операции анализа для обнаружения неизвестных, непонятных аспектов проблемной ситуации;
- обучить умению формулировать вопросы на основе неизвестных аспектов проблемной ситуации;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (как способ фиксации условий задачи);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, пиктограммы вопросов по картинкам, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Придумай вопросы».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
А сейчас будет новая игра. Она называется «Придумай вопросы». Она начинается так же как игра «Сравни предметы», но конец будет другой.
Ведущий показывает две картинки: первую и последнюю картинку из набора последовательных картинок. На этой картинке нарисовано начало истории, а на этой картинке нарисован конец истории. Скажите, что изменилось на второй картинке и что осталось прежним, т.е. то чем отличается вторая картинка от первой и что у них общего. Это похоже на игру сравни предметы.
Дети высказывают свои идеи, ведущий фиксирует их на доске при помощи пиктограмм.
А теперь ваша задача придумать как можно больше вопросов по этим картинкам. Кто знает, зачем нужны вопросы? Дети высказывают свои идеи. Правильно, вопросы задают, когда что-то неизвестно, непонятно, чтобы понять, что именно неизвестно и непонятно. Что вам неизвестно и непонятно на этих картинках? Дети высказывают свои идеи, ведущий помогает представить непонятное в форме вопроса. Ведущий записывает придуманные вопросы словами на доске.
Спасибо, вы придумали много интересных вопросов. А теперь выберем из них только те вопросы, которые помогут нам узнать, что случилось в середине истории. Ведущий зачитывает вопросы и предлагает детям оценить помогает ли вопрос угадать середину истории. Итак, для того чтобы угадать середину истории оказались важными следующие вопросы. Ведущий зачитывает существенные вопросы. Затем снова зачитывает первый вопрос. У кого есть идеи, как можно ответить на этот вопрос? Дети высказывают свои идеи. Ведущий дает обратную связь в форме ответов «да» или «нет», до тех пор, пока кто-то не угадает правильный ответ. Тем же путем дети находят ответы на остальные вопросы. Теперь, когда мы ответили на все вопросы, кто мне расскажет, что произошло в середине истории. Дети синтезируют отдельные ответы в целостный рассказ. Затем ведущий демонстрирует средние картинки.
Физкультпауза.
Объяснение нового материала «Как записать вопрос при помощи пиктограмм?»
Сейчас мы будем учиться записывать вопросы при помощи пиктограмм. Вы будете называть вопросы, которые вы знаете, а я буду показывать, как записать их с помощью пиктограмм? Дети называют вопросительные слова: кто, что, зачем, почему, какой, как, где, когда, сколько. Ведущий рисует пиктограммы для каждого из вопросов. А теперь давайте придумаем, как можно было бы записать вопросы которые мы придумали для прошлого задания. Ведущий зачитывает вопросы, дети предлагают пиктограммы для их записи.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 17 . Тема «Формулирование задачи».
Цель: Создать условия для развития умения формулировать задачу на основе анализа ситуации.
Задачи:
- закрепить навыки использования операции сравнения и операции анализа для обнаружения неизвестных, непонятных аспектов проблемной ситуации;
- обучить умению формулировать вопросы на основе неизвестных аспектов проблемной ситуации;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (как способ фиксации условий задачи);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, пиктограммы вопросительных слов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Придумай вопросы».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают. Ведущий открывает пиктограммы вопросительных слов. А кто может сказать какая пиктограмма обозначает какой вопрос? Дети отвечают.
Сейчас мы будем играть в игру «Придумай вопрос». Разделитесь на две команды. Сейчас я дам вам первую и последнюю картинки истории, а ваша задача придумать к ним как можно больше существенных вопросов, т.е. таких, которые помогают угадать середину истории. Что нужно сделать, чтобы вы не забыли свои вопросы? Правильно, нужно записать их в форме пиктограмм. Я раздам кружочки с пиктограммами вопросительных слов. Чтобы записать вопрос, вам нужно будет наклеить пиктограмму вопросительного слова, а затем дорисовать другие слова, входящие в вопрос. Например, вот так. Ведущий демонстрирует запись вопроса. За каждую пиктограмму вопроса команда получает 1 очко. Важно, чтобы вопросы были существенными, т.е. помогали понять, что случилось в середине истории. Только тогда команда получит 1 очко за вопрос. Вопросы у членов одной команды не должны повторяться. За все повторяющиеся вопросы, команда все равно получает только 1 очко. На выполнение задания у вас будет 10 минут. Есть ли вопросы?
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать вопросы при помощи пиктограмм. Затем члены команд представляют свои работы. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить. Затем ведущий предлагает детям ответить на вопросы, чтобы угадать середину истории.
Физкультпауза.
Задание «Придумай вопросы».
Игра полностью повторяется.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 18. Полное повторение Занятия 17.
Занятие 19. Полное повторение Занятия 17.
Занятие 20 . Тема «Формулирование гипотез».
Цель: Создать условия для развития умения формулировать гипотезы в процессе решения мыслительных задач.
Задачи:
- закрепить умение формулировать задачу;
- обучить выдвижению гипотез с целью решения задачи;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (как способ фиксации гипотез);
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, пиктограммы вопросительных слов, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Придумай варианты».
А сейчас вы разделитесь на две команды. Я дам каждой команде последнюю картинку истории, а также задачу записанную пиктограммами. А ваша задача придумать как можно больше вариантов ответа по каждому вопросу. За каждый вариант ответа команда получает 1 очко. Варианты ответа не должны повторяться у членов одной команды. На выполнение задания у вас будет 10 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать вопросы при помощи пиктограмм. Затем члены команд представляют свои работы. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Угадай начало».
Теперь будет второй раунд игры. Вам нужно будет выбрать из этих вариантов самые лучшие и придумать начало и записать историю в форме пиктограмм. На это у вас будет 7 минут. Затем капитан команды, представит ваши варианты этой истории. Потом я покажу начало и середину истории. И за каждый правильный ответ на один из вопросов команда получит 5 очков.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям договориться и записать историю при помощи пиктограмм. Затем ведущий демонстрирует начало истории. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 21 полное повторение Занятия 20.
Занятие 22 . Тема «Проверка гипотез».
Цель: Создать условия для развития умения проверять гипотезы в процессе решения мыслительных задач.
Задачи:
- закрепить умение формулировать задачу;
- закрепить умение формулировать гипотезы;
- обучить умению проверять гипотезы;
- обучить выдвижению и проверке гипотез с целью решения задачи;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность на всех этапах мыслительного процесса;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Используй подсказку».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
Сегодня мы будем играть в игру «Используй подсказку». Я покажу картинку – конец истории, напишу задачу. А ваша задача придумать как можно больше вариантов ответов на вопрос. Дети выдвигают гипотезы. Если дети не могут сами сформулировать правильный вариант, ведущий, использует наводящие вопросы, чтобы дети все же смогли его сформулировать. Он также следит за тем, чтобы дети смогли сформулировать и ряд неправильных вариантов. Как вы думаете, какой из вариантов отвечает на первый вопрос? Дети высказывают свои идеи. Ведущий обращает внимание на противоречие мнений. А теперь я дам вам подсказку, а вы должны выбрать правильный вариант. Ведущий дает подсказку. Дети делают выводы, какой из вариантов ответа правильный. Подсказка дается к следующему вопросу и т.д. Теперь, когда у нас есть все правильные ответы, кто расскажет историю сначала. Дети рассказывают свои варианты истории. Ведущий размещает на доске картинки – начало истории.
Физкультпауза.
Задание «Используй подсказку».
А сейчас вы разделитесь на две команды. Я дам каждой команде последнюю картинку истории, а задачу записанную пиктограммами, варианты ответов на каждый вопрос записанный пиктограммами, а также подсказки. А ваша задача выбрать правильный вариант ответа по каждому вопросу. А затем записать историю от начала до конца. За каждый правильно выбранный вариант ответа команда получает 1 очко. На выполнение задания у вас будет 10 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям использовать подсказки и записать историю при помощи пиктограмм. Затем капитаны представляют работу своей команды. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 23 полное повторение Занятия 22.
Занятие 24 . Тема «Каузальная атрибуция».
Цель: Создать условия для объединения отдельных мыслительных действий, освоенных на предыдущих занятиях, в единый мыслительный процесс.
Задачи:
- обеспечить опыт самостоятельного решения мыслительных задач;
- развивать понимание причинно-следственных связей;
- развивать умение устанавливать причины по следствиям;
- закрепить умение формулировать задачу;
- закрепить умение формулировать гипотезы;
- закрепить умение проверять гипотезы;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность на всех этапах мыслительного процесса;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Придумай вопрос».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
Сегодня мы начнем с игры «Придумай вопрос». Разделитесь на две команды. Я дам каждой команде последнюю картинку истории. Ваша задача придумать задачу, т.е. сформулировать и записать все существенные вопросы, которые помогают понять, что было в начале истории. За каждый правильный вопрос команда получает 5 очков. На выполнение задания у вас будет 5 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям в формулировке задачи. Затем капитаны представляют работу своей команды. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Задание «Придумай варианты».
В первом раунде вы придумали вопросы. Сейчас вам предстоит придумать как можно больше вариантов ответа по каждому вопросу. За каждый вариант ответа команда получает 1 очко. Варианты ответа не должны повторяться у членов одной команды. На выполнение задания у вас будет 10 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать вопросы при помощи пиктограмм. Затем члены команд представляют свои работы. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Используй подсказку».
Сейчас будет третий раунд. Я дам каждой команде подсказки. А ваша задача выбрать правильный вариант ответа по каждому вопросу. А затем записать историю от начала до конца. За каждый правильно выбранный вариант ответа команда получает 3 очка. И за правильную историю еще 3 очка. На выполнение задания у вас будет 10 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям использовать подсказки и записать историю при помощи пиктограмм. Затем капитаны представляют работу своей команды. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 25 полное повторение Занятия 24.
Занятие 26 . Тема «Каузальная атрибуция».
Цель: Создать условия для объединения отдельных мыслительных действий, освоенных на предыдущих занятиях, в единый мыслительный процесс.
Задачи:
- обеспечить опыт самостоятельного решения мыслительных задач;
- развивать понимание причинно-следственных связей;
- развивать умение устанавливать причины по следствиям;
- закрепить умение формулировать задачу;
- закрепить умение формулировать гипотезы;
- закрепить умение проверять гипотезы;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность на всех этапах мыслительного процесса;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Угадай начало».
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
Сегодня мы будем играть в игру «Угадай начало». Разделитесь на две команды. Я дам вам последнюю картинку истории, а также подсказки. Ваша задача сформулировать вопросы к картинке, а затем придумать ответы на эти вопросы, а наконец угадать начало истории. За каждый существенный вопрос команда получает 1 очко, за каждый правильный ответ команда также получает 1 очко. И еще 3 очка, если сможет правильно рассказать историю. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям в формулировке задачи. Затем капитаны представляют работу своей команды. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Угадай начало».
Игра полностью повторяется.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 27 полное повторение Занятия 26.
Занятие 28 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».
Цель: Создать условия для разрешения практических проблемных ситуаций при помощи мыслительного процесса.
Задачи:
- обеспечить опыт самостоятельного решения мыслительных задач;
- закрепить умение формулировать задачу;
- закрепить умение формулировать гипотезы;
- закрепить умение проверять гипотезы;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность на всех этапах мыслительного процесса;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, на которых герои сталкиваются с проблемными ситуациями и разрешают их (см. приложение); карандаши; бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Что делать?»
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
Сегодня мы будем играть в игру «Что делать?». Сейчас я покажу картинку, на которой изображена проблема. Кто знает, что такое проблема? Дети высказывают свои идеи. Правильно, это ситуация, в которой кто-то столкнулся с трудностями. На этой картинке герой столкнулся с трудностями. Ведущий показывает картинку, на которой изображена проблемная ситуация. Как вы думаете, какая задача стоит перед героем? Дети высказывают свои идеи. А кто знает, что такое задача. Дети высказывают свои идеи. Задача – это вопрос, который помогает понять, что нужно делать в этой ситуации. А как узнать, какая задача стоит перед героем картинки? Дети высказывают свои идеи. Хотите узнать, что нужно сделать, чтобы понять какая задача у героя картинки? Надо задать 2 вопроса: 1. Что хочет герой? 2.Что ему мешает это сделать? Итак, что хочет мышонок? Дети высказывают свои идеи. Ведущий рисует ответ при помощи пиктограмм. А что мешает ему это сделать? Дети высказывают свои идеи. Ведущий рисует ответ при помощи пиктограмм. А задача будет звучать как вопрос: Как герою преодолеть трудность и сделать то, что он хочет? А какая задача стоит перед мышонком? Дети высказывают свои идеи. Правильно, задача будет звучать так: как мышонку выпить молоко, чтобы кот его не съел? Ведущий записывает задачу на доске при помощи пиктограмм. Придумайте как можно больше вариантов решения этой задачи. Дети высказывают варианты решения. Ведущий записывает их при помощи пиктограмм. Как вы думаете, что из этого сделал мышонок? Дети высказывают варианты. Сейчас я дам подсказку, а вы угадаете правильный вариант. Ведущий показывает вторую картинку (мышонок берет спагетти). Дети выбирают правильный вариант. Если дети не могут использовать подсказку, ведущий задает вопрос: Как вы думаете, чем может помочь мышонку спагетти? Как при помощи спагетти можно выпить молоко? Почему этот способ обеспечивает мышонку безопасность? Дети высказывают свои идеи. Ведущий демонстрирует последнюю картинку, что обеспечивает окончательную проверку гипотез детей.
Задание «Нарисуй задачу».
Разделитесь на две команды. Сейчас будет 1-й раунд игры. Я дам каждой команде картинку-проблему. Ваша задача придумать задачу, которая стоит перед героем, и записать эту задачу при помощи пиктограмм. Для этого вам нужно ответить на 2 вопроса: 1. Что хочет герой? 2.Что ему мешает это сделать? Ответы вам нужно нарисовать при помощи пиктограмм. За правильно записанный ответ на каждый из вопросов, команда получает 5 очков. Затем нужно сформулировать задачу. Т.е. ответить на вопрос: Как герою преодолеть трудность и сделать то, что он хочет? За правильно сформулированную и записанную задачу команда также получает 5 очков. На выполнение задания у вас будет 7 мин. Ведущий дает командам одинаковые картинки, устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать свои идеи при помощи пиктограмм. Затем капитаны представляют работу своей команды. Подсчитывается количество очков. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Придумай варианты».
В первом раунде вы записали задачу, которая стоит перед героем. Сейчас вам предстоит придумать как можно больше вариантов решения этой задачи. Их нужно записать при помощи пиктограмм. За каждый вариант ответа команда получает 1 очко. Варианты ответа не должны повторяться у членов одной команды. На выполнение задания у вас будет 7 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать варианты при помощи пиктограмм. Затем члены команд представляют свои работы. Подсчитывается количество очков. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Задание «Используй подсказку».
Сейчас будет третий раунд. А как вы думаете, сделали черепахи чтобы спастись? Если вы угадаете, то команда получит 3 дополнительных очка. Команды выдвигают гипотезы. Если команды не угадывают, то ведущий говорит: Ни одна команда не угадала, как черепахи спаслись. Сейчас я дам подсказку – покажу последнюю картинку. И та команда, которая первой назовет правильный ответ, получит 3 очка. Ведущий показывает вторую картинку. Когда дети находят решение, ведущий показывает заключительную картинку. Подсчитывается суммарное количество балов за все раунды и определяется команда победитель.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 29 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».
Цель: Создать условия для разрешения практических проблемных ситуаций при помощи мыслительного процесса.
Задачи:
- обеспечить опыт самостоятельного решения мыслительных задач;
- закрепить умение формулировать задачу;
- закрепить умение формулировать гипотезы;
- закрепить умение проверять гипотезы;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность на всех этапах мыслительного процесса;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, на которых герои сталкиваются с проблемными ситуациями и разрешают их (см. приложение); карандаши; бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Что делать?»
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают. Кто помнит, что такое проблема? Что такое задача?
Сейчас мы будем играть в игру «Что делать?». Ведущий показывает картинку, на которой изображена проблемная ситуация (см. Приложение 1). Как вы думаете, какая задача стоит перед героем? Какие вопросы надо себе задать? Дети высказывают свои идеи.
Итак, что хочет заяц? Дети высказывают свои идеи. Ведущий рисует ответ при помощи пиктограмм. А что мешает ему это сделать? Дети высказывают свои идеи. Ведущий рисует ответ при помощи пиктограмм. А какая задача стоит перед мышонком? Дети высказывают свои идеи. Правильно, задача будет звучать так: как зайцу избавится от собак, если они бегают быстрее чем он? Ведущий записывает задачу на доске при помощи пиктограмм. Придумайте как можно больше вариантов решения этой задачи. Дети высказывают варианты решения. Ведущий записывает их при помощи пиктограмм. Как вы думаете, что из этого сделал заяц? Дети высказывают варианты. Сейчас я дам подсказку, а вы угадаете правильный вариант. Ведущий показывает вторую картинку. Дети выбирают правильный вариант. Если дети не могут использовать подсказку, ведущий задает наводящие вопросы. Когда ответ найден, ведущий демонстрирует последнюю картинку, что обеспечивает окончательную проверку гипотез детей.
Задание «Нарисуй задачу».
Разделитесь на две команды. Сейчас будет 1-й раунд игры. Я дам каждой команде картинку-проблему. Ваша задача придумать задачу, которая стоит перед героем, и записать эту задачу при помощи пиктограмм. Для этого вам нужно ответить на 2 вопроса: 1. Что хочет герой? 2.Что ему мешает это сделать? Ответы вам нужно нарисовать при помощи пиктограмм. За правильно записанный ответ на каждый из вопросов, команда получает 5 очков. Затем нужно сформулировать задачу. Т.е. вопрос: Как герою преодолеть трудность и сделать то, что он хочет? За правильно сформулированную и записанную задачу команда также получает 5 очков. На выполнение задания у вас будет 3 мин. Ведущий дает командам одинаковые картинки, устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать свои идеи при помощи пиктограмм. Затем капитаны представляют работу своей команды. Подсчитывается количество очков. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Придумай варианты».
В первом раунде вы записали задачу, которая стоит перед героем. Сейчас вам предстоит придумать как можно больше вариантов решения этой задачи. Их нужно записать при помощи пиктограмм. За каждый вариант ответа команда получает 1 очко. Варианты ответа не должны повторяться у членов одной команды. На выполнение задания у вас будет 7 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать варианты при помощи пиктограмм. Затем члены команд представляют свои работы. Подсчитывается количество очков. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Задание «Используй подсказку».
Сейчас будет третий раунд. А как вы думаете, что на самом деде сделал бельчонок, чтобы попасть в гости? Если вы угадаете, то команда получит 3 дополнительных очка. Команды выдвигают гипотезы. Если команды не угадывают, то ведущий говорит: Ни одна команда не угадала, как черепахи спаслись. Сейчас я дам подсказку. Он сделал это с помощи предметов, которые нарисованы на картинке. Как он использовал эти предметы, чтобы переправится на другой берег? И та команда, которая первой назовет правильный ответ, на этот вопрос получит 3 очка. Когда дети находят решение, ведущий показывает заключительную картинку. Подсчитывается суммарное количество балов за все раунды и определяется команда победитель.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 30 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».
Цель: Создать условия для разрешения практических проблемных ситуаций при помощи мыслительного процесса.
Задачи:
- обеспечить опыт самостоятельного решения мыслительных задач;
- закрепить умение формулировать задачу;
- закрепить умение формулировать гипотезы;
- закрепить умение проверять гипотезы;
- создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность на всех этапах мыслительного процесса;
- обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.
Оборудование: наборы последовательных картинок, карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание «Что делать?»
Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.
Кто помнит, что такое проблема? Кто помнит, какие вопросы нужно задать, чтобы сформулировать задачу? Дети отвечают. Сегодня мы будем играть в игру «Что делать?». Разделитесь на две команды. Я дам вам картинку-проблему. Ваша задача сформулировать и записать задачу, которая стоит перед героем картинки. За правильно сформулированную и записанную задачу команда также получает 5 очков. Затем вам нужно придумать и записать как можно больше решений этой задачи. За каждый вариант команда получает 1 очко. Затем, вам нужно будет угадать, какое из этих решений использовал герой картинки. Если вы угадаете, то получите еще 3 очка.
Ведущий дает картинку-проблему и устанавливает песочные часы. Дети выполняют задание. Ведущий помогает детям в выполнении задания. Затем капитаны представляют работу своей команды. Если ни одна команда не угадала ответ, ведущий дает подсказки. Та команда, которая первая догадалась, получает 3 очка. Подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель. Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.
Физкультпауза.
Задание «Что делать?»
Игра повторяется с новым материалом.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
Занятие 31 полное повторение Занятия 30 с новым материалом.
Занятие 32. Тема «Завершение».
Цель: Создать условия интеграции полученных на занятиях умений в опыт личности.
Задачи:
- актуализировать различные элементы опыта, полученного на занятии;
- выразить эмоции и отношение к своему участию в программе.
Оборудование: цветные карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Ведущий: Наши занятия подошли к концу. Сегодня последнее занятие. Что вам больше всего понравилось на занятиях. Дети высказываются. А что вам не понравилось. Дети высказываются.
А теперь нарисуйте проблему. Ведущий объясняет как можно нарисовать проблему. Это может быть какая-то ситуация, в которой у героя возникла проблема. А может вы нарисуете ее, как какое-нибудь сказочное существо. На это у вас 10 минут. Дети выполняют задание. Затем дети представляют свои работы.
А теперь нарисуйте решение. Это может решение в какой-то ситуации, а может вы нарисуете его, как сказочное существо, способное победить проблему. Дети выполняют задание. Затем дети представляют свои работы.
Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план фонетических занятий для детей 4-летнего возраста
Для более удобного использования тематического плана фонетических занятий с применением специальной символики для детей 4-летнего возраста разработанный Т.А. Ткаченко, я систематизировала ...
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР на логопункте....
Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РФ
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Нев...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тематическое планирование фронтальной работы учителя-логопеда...
тематический план логопедических занятий в подготовительной группе
тематический план предназначен для работы логопедов в подгоовительной группе...
тематический план логопедических занятий в старшей группе
тематический план предназначен логопедам для занятий в старшей группе...
Перспективно - тематические планы музыкальный занятий для садовских группы на учебный год
Перспективно- тематический план музыкальных занятий для подготовительных групп по Ладушкам "Праздник каждый день" Новоскольцева и И. Каплуноватак же выставляю перспективно -календарный пла...