ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ГДЕ РОДИЛСЯ ОГУРЕЦ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogurets.docx | 92.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Старые Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ГДЕ РОДИЛСЯ ОГУРЕЦ»
2014г.
Название проекта: «Где родился огурец?»
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Старые Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Автор проекта: Куламбетова Эльвира Гатуфовна
Продолжительность проекта: долгосрочный, с марта по май.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы , воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Проблема проекта: необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений (огурцов).
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей огурца.
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах): строение, польза, уход за ними.
3. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
4. Формировать представление о выращивании растений из семян.
5. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
6. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
7. Воспитывать интерес с уходу за растениями ; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец?»
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1) Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2) Развитие познавательных и творческих способностей.
Этапы реализации проекта
1-й этап : подготовительный
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно- развивающей среды
- составление перспективного тематического плана;
- разработка цикла наблюдений, занятий;
- беседы;
2-й этап: реализационный:
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
- этап: итоговый:
- выставка детских работ;
- презентация проекта.
- создание альбома
Перспективное планирование:
Мероприятия | Цели | Ответственные | |||||
1 этап – подготовительный. | |||||||
Беседа с родителями «Огород на окне» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатели, родители. | |||||
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели, родители | |||||
2 этап – основной. | |||||||
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них. | Воспитатели, родители | |||||
Занятие «Посев огурца» | Закрепить и обогатить знания детей о посадке растений, подготовки семян | Воспитатели | |||||
Наблюдение за прорастанием семени огурца | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян. | Воспитатели | |||||
Труд в уголке природы | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели | |||||
Занятие «Изумрудная семейка» (рисование) | Научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы) | Воспитатели | |||||
Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. | Воспитатели | |||||
Занятие «Весенний ковер» (карвинг) | Знакомить детей с искусством художественной резки овощей (карвинг) | Воспитатели | |||||
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» | Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. | Воспитатели | |||||
Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | Воспитатели | |||||
Занятие «Огуречный рай» (лепка) | Продолжать учить детей передавать в поделке отражение реального предмета. | Воспитатели | |||||
Наблюдение за формированием цветка и плода | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | Воспитатели | |||||
Итоговая беседа Высадка в открытый грунт (Огород на окне переносится на участок детского сада) | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца | Воспитатели | |||||
3 этап – заключительный. | |||||||
Обработка и оформление материалов проекта, фотографий | Создание презентации опыта работы | Воспитатели | |||||
Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце | Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний | Воспитатели, дети, родители | |||||
Презентация проекта |
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов про огурец для оформления альбома.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета
История про огурец, или огурец в истории
«Без окон, без дверей, полна горница людей». Ну конечно— огурец. 99 из 100 опрошенных на просторах России без заминки дадут ответ на эту загадку (один не ответивший — скорее всего совсем маленький ребенок, который еще не умеет отгадывать загадки или не пробовал огурцов в силу возрастной диеты). И как при слове «лимон» рот наполняется слюной, так и при упоминании огурца перед мысленным взором возникает зеленый пупырчатый крепыш, вспоминается аппетитный хруст и свежий, ни с чем не сравнимый, весенне-летний запах. Его за это и любят, и готовы выращивать, преодолевая трудности, даже за Полярным кругом, и придумывать всякие хитрости, чтобы сохранить максимально долго.
Среди владельцев земельных участков (больших и не очень) найти человека, не интересующегося этой культурой, почти невозможно. Даже те, кто использует свои земельные угодья только для отдыха (газон, цветник, мангал и прочие радости), как правило, присоединяют к этому перечню пару грядок — для зелени и огурчиков.
В некоторых же регионах огурец можно назвать «градообразующей культурой» — вокруг него крутится весь жизненный уклад. Суздаль на Владимирщине, Луховицы в Подмосковье, Истобенск на берегу реки Вятки, Нежин в Украине или Зноймо в Чехии — каждый из этих небольших городов претендует на звание «Огуречной столицы мира». Их жители знают тысячу и один секрет успешного урожая. По-другому и не может быть, ведь от этого во многом зависит их благосостояние.
В подтверждение значимости этой культуры огурцу даже памятники возводят. Первыми в подобном начинании были вятичи — в 2003 году в небольшом Истобенске «вырастили» 6-метровый бронзовый огурец. Следом появились гранитные погребок, бочонок и огурчик в Нежине. Решили не отставать и белорусы — в 2007 году в Шклове появился чудодейственный «огурец» в пиджачке с карманчиками. Общее мнение выражает надпись на бронзовом бочонке с метровым огурцом в Луховицах: «Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан».
А как много поклонниц у этого «зеленого джентльмена»! Ну, еще бы — вкусно, калорий минимум, жирам всасываться мешает, излишки воды из организма выводит, да еще и для кожи — просто клад.
Так что же за «зверь» наш огурец?
Немного ботаники
Огурец - однолетнее травянистое растение. Семейство - тыквенные, род - огурец. Вид - огурец обыкновенный (Cucumis sativus).
Ближайшие родственники: тыква, дыня, кабачок, арбуз. С точки зрения ботаники, огурец должен относиться к... ягодам (тип плода определяется как тыквина, или ложная ягода), но, все-таки, с кулинарной точки зрения огурец обычно воспринимается нами как овощ. Уникальность этого овоща-ягоды заключается в том, что это, пожалуй, единственный продукт, который едят незрелым. Считается даже, что само название происходит от греческого «аорос» («незрелый»), которое постепенно трансформировалось в «аугурос» и на Руси в «огурец».
Покорение мира
Начало истории выращивания огурцов теряется в глубине веков. Наиболее смелые исследователи определяют возраст культурного огурца от четырех до шести тысяч лет. В чем совпадают мнения ученых, так это в том, что его родиной являются тропические и субтропические районы Индии и Китая. В настоящее время его дикие родственники (огурец Хардвика) блаженствуют в индийских джунглях и украшают зелеными гирляндами заборы в деревнях.
Существует легенда, связывающая появление огурца с индийским раджой, у которого было 60 тысяч детей, что как будто бы соответствует количеству семян в одном плоде.
Именно из Индии началось победное шествие этой культуры на восток — в Китай, где возникли первые теплицы для круглогодичного выращивания, и на запад — в Турцию, о чем также сложена легенда. Властолюбивый и жестокий турецкий султан Магомед II получил в подарок от индийского раджи десять удивительных зеленых плодов. Их разложили на драгоценном блюде, а полюбоваться ими пригласили только семь самых близких придворных. И, тем не менее, один огурец пропал! Чтобы найти преступника, был учинен самый дотошный обыск — всем семерым были вспороты животы...
Подтверждение значимости огурца в жизни древних людей мы находим в различных литературных и художественных источниках. Его изображения найдены на фресках в египетских и греческих храмах, Аристотель в своих трудах описывал полезные свойства огурца, а лечебные качества этой культуры изучались Гиппократом. В Древнем Риме, чтобы угодить императору Тиберию, придворный садовник выращивал огурцы в ящиках на колесах, обеспечивая таким образом растениям наилучшие условия. Тогда же появились первые рецепты засолки.
Скорее всего, именно римляне способствовали дальнейшему продвижению продукта под названием «огурец» по Европе. И вот герой нашего повествования уже упоминается в рационах армий, в меню королей и простолюдинов.
Установить точное время появления огурца на Руси довольно сложно. Упоминание о нем есть в «Подробном описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» немецкого путешественника Эльшлегера, написанном в 30-х годах XVII века, в котором автор удивляется объемам выращивания огурцов «московитами».
Петр I, любивший все делать с размахом и научным подходом, издает указ, согласно которому в Просяном царском саду в Измайлово начинают выращивать огурцы и дыни в теплицах.
А в суздальских архивах найдены записи XVIII века ключаря Рождественского собора Анания Федорова: «Во граде Суждале по доброте земли и по приятности воздуха луку, чесноку, а наипаче огурцов преизобильно». Тогда же постепенно формируются и другие «огуречные столицы»: Муром, Клин, Нежин. Начинается выведение местных сортов, некоторые из которых дошли и до нашего времени, претерпев небольшие усовершенствования.
Особенности же климатических условий (хочется весь год, а выращивать получается только летом) вынудили изобретать способы надежного сохранения любимого овоща в течение всего года.
Заготовка огурцов методом засола была известна еще древним римлянам, но, например, засолка огурцов в тыкве — изобретение нижегородцев.
Постепенно огурец становился одной из самых любимых и распространенных овощных культур на Руси, и стало забываться его «заморское» происхождение.
От зеленца до огурца
Начинающий огородник-огурцевод может смутиться: «Пикули, корнишоны, зеленцы... У нас только огурцы...» А ведь это все и есть — огурчики, только разной «весовой категории». В принципе все недозрелые плоды, именно те, которые и принято употреблять в пищу, называют зеленцами (они ведь зеленые, недозрелые). Пикули — самые юные, 3-5 см длиной, огурчики. Вообще же, «пикулями» чаще всего называют любые мелкие замаринованные в уксусе с пряностями овощи (от английского pickle — солить, мариновать), которые хороши в качестве приправы к мясу или рыбе. Немного сложнее с термином «корнишоны». Обычно за этим французским словом прячутся небольшие крепенькие (как само слово) огурчики, длиной 5-9 см. Они также очень хороши для консервирования. Но иногда этим термином определяют универсальные сорта, пригодные как для засолки, так и для салатов.
В старой литературе попадалось и определение «оклевыш» — плод, который птицы поклевали. Рачительные хозяева и ему применение находили.
Еще немного ботаники
Стебель у огурца стелющийся, на разрезе округлой, граненой или округло-граненой формы, в длину может достигать 2 метров и более. Различают главный стебель и боковые побеги, которые в свою очередь подразделяют на побеги первого, второго и последующих порядков. У разных сортов длина и степень ветвистости может отличаться. Будут они зависеть и от условий выращивания.
Огурец — лианоподобное растение. С помощью усиков, которые представляют собой видоизмененные боковые побеги, он может закрепляться на опорах, принимать вертикальное положение. В то же время, если позволить стеблю стелиться но земле, то из пазух листьев, как у многих лиан, начинают формироваться придаточные корни. Их общая площадь может почти в 100 раз превышать поверхность основной корневой системы.
Пословицы про огурец
Артамоны едят лимоны, а мы – молодцы – огурцы.
Дай волю осоту, и огурцов на белом свете не станет.
Щука с огурцами — кушать с молодцами.
В лесу кистенем, а в саду огурцом.
Гриб да огурец в животе не жилец.
Ты не съешь огурец соленый, с Оленой.
Чем не молодец, коли нос с огурец!
Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
Ямщик не огурщик — всякого возит.
ЗАГАДКИ ПРО ОГУРЕЦ
1. На грядке зеленый, а в кадке – соленый.
2. Без окон, без дверей полна горница людей.
3. Летом в огороде – свежие зеленые,
А зимою в бочке – желтые соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? …
4. Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол.
5. Телятки гладки приходят с грядки.
6. Наши поросятки выросли на грядке
К солнышку бочком, хвостики крючком,
Эти поросятки играют с нами в прятки.
7. Побежали в огород посмотреть, что там растет.
Отыскали, наконец, и зеленый …
8. Покуда зелен – всем хорош, состарится – не ставят в грош.
9. Лежат у матки телятки гладки.
Лежат рядками, зелены сами.
10. Телятки гладки привязаны к грядке.
11. Рослые ребятки улеглись на грядке.
Все ребята молодцы и зовут их …
12. Полно корыто яиц намыто.
Разгадка для них всех – «огурец».
Стихи про огурцы
1) Про огурцы.
Огурцы взошли тут дружно-
огурец к огурцу!
Мама делала что нужно
вечером и поутру.
И зимой теперь мы будем
дружно хрумкать кожурой!
Дачу нашу не забудем,
привезем навоз весной!
Привезем, положим в грядки,
чтобы было все в порядке,
чтобы дружненько так, в ряд,
огурцов взошел отряд!
(Эллиза)
2) Ой, дедушка! Сколько вокруг огурцов…
Ой, дедушка! Сколько вокруг огурцов,
Я их собирать хоть до ночи готов!
Веселое дело – срываешь один,
И сразу же просится новый за ним!
(Г. Горбовский)
3) Я забрался в огород, зонт зелёный там растет…
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
(Д. Чуяко)
4) Огурец растет на грядке, прикрывается листом…
Огурец растет на грядке, прикрывается листом,
Это значит, всё в порядке, потому что он с зонтом.
Зонт от дождика годится, по листу сбежит водица.
Ну, а если жаркий день – под листом прохлада, тень.
(А. Шлыгин)
5) Погляди на огурец! Огурец такой хитрец…
Погляди на огурец! Огурец такой хитрец:
Ловко одевается, под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву, свежий огурец сорву!
Пополам разломлю, густо – густо посолю.
Сам я огурцы ращу. Приходите - угощу!
(Неизв. автор)
6) Разнесли во все концы босоногие гонцы…
Разнесли во все концы босоногие гонцы,
Что поспели, что созрели молодые огурцы.
Свежий огуречик, нежный огуречик,
Чуточку колючий, но зато пахучий!
Если ты, сорванец, хочешь съесть огурец,
Вымыть руки спеши и вихор причеши.
И с умытым лицом приходи за огурцом.
И уж тут не спеши, поклонись от души огороднику сам.
(Н. Баказода)
7) Огородница.
Лида вынесла лопатку, у крыльца вскопала грядку,
И зарыла у крыльца семена от огурца.
Урожая Лида ждет, поливает огород.
(А. Береснев)
8) Только всходят огурцы на обычной грядке…
Только всходят огурцы на обычной грядке,
А на этой зеленцы наигрались в прятки.
Потому что тонкой их накрыли пленкой.
И не дует, и тепло, и прозрачно, как стекло.
(Вл. Мусатов)
9) Зеленый телефон.
Ты видел грядки с молодыми огурцами,
Соединенными проводами?
Как будто кто провел им телефон.
А знаешь ли, зачем он?
Затем, чтобы делиться по секрету,
Как всем побольше вырасти за лето!
(В. Вита)
10) Огурец.
Огурцу ужасно зябко в предрассветные часы,
Легким зонтиком зеленым не укрыться от росы.
Он от холода дрожит, весь в пупырышках лежит.
(Б. Салимов)
11. Что за дом?
Как-то летом под кустом в огороде вырос дом.
Дом без окон, без дверей, полна горница людей.
Взяли мы его с земли и домой к нам принесли.
Дом без окон, без дверей, полна горница людей.
Не шалаш и не дворец, а зеленый … огурец!
(И. Мазнин)
Есть даже целая стихотворная сказка об огурцах
Сказка о том, как огурцы с помидорами воевали.
Мы росли на влажной грядке.
Жили в дружбе и в порядке.
Мы любили цвет зелёный,
Солнца шарик раскалённый.
Дождик (но не часто очень),
Пусть с грозою будет впрочем.
Не страшны нам молний вспышки,
Рядом с грядкой колья-вышки
Гром отводят от листочков,
Не дадут прибить цветочков.
Будет славным урожай,
На уборку приезжай.
(С. Медведев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Где родился огурец?"
Познавательно-исследовательский,творческий проект....
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...
Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"
Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...