Компоненты экологического центра.
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Создание экологического центра в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komponenty_ekologicheskogo_tsentra.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Компоненты экологического центра

 в младшей  группе №1

 

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амариллис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонек), гортензия, хризантема.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытье широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Растения в аквариуме: стрелолист, водяной мох и другие (разная форма, окраска). Они хороши для наблюдения и созерцания.

Искусственные растения: Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным «двойникам» реальных растений (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов - для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; «игровые» посевы (зеленые колобки, ежики и др.), садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами - для игры с маленькими куклами); букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (желуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.

Животный мир: аквариум с крупными улитками и яркоокрашенными рыбками (например одна-две разновидности золотой рыбки: вуалехвост, карасик); клетка с птицами (волнистый попугайчик).

Сезонные живые объекты временного содержания (на небольшой срок):различные насекомые в садках (гусеница, куколка, крупные жуки), лягушка. С животными обращаются очень осторожно и после наблюдений обязательно выпускают в привычную для них среду.

Лабораторный материал для экспериментирования: песок разного цвета, сосуды для воды, песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда; материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов); бумага разного цвета и плотности; материал для игр с мыльной пеной; поролон цветной, пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, фольга разного цвета, предметы для игр с тенью; зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления: лупы; «волшебные» очки - цветные «стеклышки» (из пластмассы), «ящик ощущений» (волшебный сундучок, чудесный мешочек), сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой; игрушки в закрытой прозрачной емкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндерсюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и пр.).

Дидактическая игра «Найди пару»:

- «шумящие коробочки» (коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки; задача ребенка - подобрать похожие по звучанию);

- «теплые» сосуды (для упражнений с водой разной температуры).

Дидактическая игра «Найди одинаковые»:

- «звонкие бутылочки» (емкости, заполненные разным количеством воды и подвешенные к опоре; если по ним стучать, издают разные по тональности звуки).

- различные игры-вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.

Простейший календарь природы из 2-4 страниц (картина с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами).

Макеты:  (плоскостные и объемные): «Кто живет в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растет на лугу»,

Музейные и коллекционные материалы:  разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «Времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы)

 

Экологические центры в группах

 

Средняя группа

Комнатные растения: к 3-4 видам, имеющимся в центре младшей группы, добавляют 2-3 новых вида, с учетом следующих требований:

а). Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками),

- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т. п.);

- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

- видов одного рода - герани, бегонии, фуксии. Выбор новых видов зависит от того, какие растения были

у этих детей в младшей группе. Например:

Младшая группа                              Средняя группа

 -  фуксия гибридная                                   все растения младшей группы

 -  фикус эластика                                        плюс герань крупноцветковая,

-   бальзамин-огонек                                   бальзамин и фиалка узумбарская

 - герань зональная   

б)      . Предпочтение отдается обильно и эффектно цветущим
видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) . Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков
(«фиалковая полянка»), ампельные (свисающие) растения,
которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные
каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань
ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г).      За растениями, которые используются не в учебных,
а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д). Желательно наличие различных видов аквариумных растений — плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте.

Искусственные растения — для сравнения и выделения признаков живого.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесенные с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесенные с участка цветущие осенью декоративные растения (например астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; «игровые» посадки и посевы, которые служат своеобразными декорациями для организации различных игр; сезонные декоративные растения в композициях-букетах.

 

 

Животный мир:

- обитатели аквариума (желательно взять емкость большего, чем в младшей группе, объема): золотые рыбки (к уже имеющимся добавляют новые разновидности - телескопов разной окраски и формы, львиноголовку, красную шапочку и др.); рыбки местных прудов для сравнения - карасики, карп, верховка и моллюски - ампулярия, лужанка, физа, катушка;

-  птицы: попугай, канарейка;

- млекопитающие: хомячок, морская свинка.

  Сезонные объекты временного содержания:

- аквариумы или большие банки с головастиками, личинками, водными насекомыми (плавунец, водолюб) и местными улитками (прудовик, катушка, лужанка, перловица);

- инсектарий для временного содержания насекомых;

- акватеррариумы (водяная черепаха, лягушка, жаба, тритон).

Лабораторный материал:

- тот же, что и в младшей группе (основа подбора - интерес, уровень знаний детей), а также земля и глина разного цвета и качества, мел; оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом; краски; погремушки, некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета), крахмал, мука;

- приборы: песочные часы, весы, компас, разные термометры, в том числе и тактильные.

Календарь природы из четырех блоков:

      I. Картина сезона, модели года и суток.

     II. Календарь - с моделями-значками (ясно, пасмурно,
дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся
стрелкой.

III.   Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

IV.  Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времени года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

 

 

Старшая группа

Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 2—3 новых вида, чтобы в центре были растения:

- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);

- с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности);

- с различным расположением листьев (очередным, супротивным — парные, мутовчатые);

- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Предпочтение отдается обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.

Искусственные растения — для сравнения.

Сезонные растительные объекты:

- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные «игровые» и экспериментальные посадки);

- террариумы и акватеррариумы с черепахами, лягушками, тритонами).

Животный мир:

- аквариумы: с тепловодными и холодноводными рыбами, водными насекомыми, головастиками, моллюсками;

- птицы, размножающиеся в неволе: разные виды попугаев, амадины, канарейки (за птицами родного края дети наблюдают в природе);

- млекопитающие: хомячки, морские свинки.

Сезонные объекты временного содержания:

такие же, как и в средней группе (основа выбора — интерес детей); разнообразные садки и инсектарии для насекомых.

Лабораторный материал:

- разнообразные доступные приборы (разные лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, фонарики, «волшебные» картинки (стереоскопические и др.);

- цветные очки, бинокли, линзы, магниты, резина, гибкий пластик;

- более разнообразный по сравнению со средней группой материал для исследования: разная пластмасса, стружки, опилки различных пород дерева;

- безопасные красители, безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ);

- оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей, фруктов.

Календарь природы (более сложный) — разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха, фенологические изменения в природе, например поведение птиц, — в зависимости от погоды и сезона и т. п.

Макеты: часть из них — такие же, как в средней группе: леса, поля, луга, водоема, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса);

- новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедника, национального парка).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времени года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.);

- коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:« Компоненты экологических центров в разных возрастных группах»

 Что заставляет ребенка останавливать взгляд на пролетающей мимо птице? Почему шумит лес, и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок и котенок – долгожданный подарок для ребенка...

Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...

консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...

Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

"Основные компоненты экологического воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО" консультация для воспитателей.

Знакомим с авторами программ экологического воспитания дошкольников.Экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным процессом овладения экологическими знаниями....

Перечень материалов и оборудования (компонентов среды) центра финансовой грамотности в старшей группе.

Перечень материалов и оборудования (компонентов среды) центра финансовой грамотности в старшей группе....