Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.
консультация по окружающему миру на тему
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_3.doc | 94.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии — главные задачи экологической работа в ДОУ.
Нас в любое время года учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок - терпению,
Пчелы в поле и саду обучают нас труду,
И к тому же в их труде все по справедливости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте,
И при всей огромности обучает скромности.
У природы круглый год обучаться нужно.
В. Орлов
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Данная цель реализуется через следующие задачи:
- формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- руководство чувственно-эмоциональными детскими реакциями на окружающую среду;
- воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром; -формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
- воспитание эстетических и патриотических чувств;
-укрепление дружеских отношений между детьми;
-установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями;
- экологизация быта и семейных традиций.
Для осуществления поставленных задач необходимо следующее.
1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую выработку экологических знаний дошкольников: " .
- организовать «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными;
- собрать демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды, диафильмы).
- Осуществлять ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, торах на участке и в уголке природы).
- Регулярно планировать и проводить тематические проулки, экскурсии, походы.
- Активно использовать развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.
- Включать элементы экологических знаний в другие занятия.
- Проводить экотренинги для установления чувственных контактов с природой.
- Создать экологическую тропу, «живую» Красную книгу, клумбу с растениями-часами, барометрами.
- Проводить просветительскую работу среди родителей, используя различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т.д.
Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в их различной деятельности. Занятия позволяют накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценностных идей.
Дети должны получать знания как на занятиях, так и в целевых прогулках, экскурсиях, закреплять их в различного рода развлекательных мероприятиях, т.е в игровой деятельности, практически применяя навыки и умения.
Изучая живую природу, дети прежде всего должны понять, как человек воздействует на животный и .растительный мир, как должен вести себя, чтобы сохранить природу. К этому циклу относятся такие занятия: «Невидимая палитра», «Как растения путешествуют», «Без билета по белу свету», Кто как защищается», «Кто как защищается», «Кто чем видит», «Чей нос лучше», «За что мишку записали в Красную книгу» и т.д.
Познавая неживую природу дети узнают о Солнце и планетах Солнечной системы, звездах. Дети знакомятся с природными явлениями («Где ложится ветер спать?», «Кто раскрасил радугу?» и т.д), полезными ископаемыми, путешествуют, знакомятся с материками и океанами.
Изучая природу, хорошо с детьми организовывать с детьми различные выставки ( «Природа и фантазия», «Зимний букет», «Экология в картинках», «Лесная фантазия», «Окно в природу», «Природа и флористика»,-«Сказки леса»), чтение и заучивание стихов о природе, придумывание собственных рассказов на соответствующие темы. '
Дети должны заготавливать корм для птиц, изготавливать кормушки, участвовать в посадке растений, уходом за ними, участвовать в «Зеленом патруле», т.е дети должны трудиться в природе.
Все знания, полученные на занятиях, дети применяют в развлекательных мероприятиях:: («Праздник Покрова», «Звездный час», «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.д).
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Это ведущий метод экологического воспитания. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др. правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний.
Для проведения наблюдений за объектами природы необходимо;
- определить содержание отдельных наблюдений, построить их последовательность и спланировать;
- разработать циклы наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны ДОУ;
- организовывать и проводить работы с объектами природы, моделировать деятельность с ними;
- наблюдать за изменениями природных объектов, прослеживать и обсуждать их взаимосвязь со средой обитания;
-проводить недельные ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы, работать с календарем природы в разных возрастных группах детского сада;
- отмечать рост и развитие растений в календаре.
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е способов их функционирования, для животных - разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Так наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Одним, из видов ее может быть рисование. Дошкольники любят рисовать, и поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослыми. Для рисования лучше выбрать цветущее растение, которое нравится ребенку. В этом случае взрослый и ребенок садятся рядом, напротив цветка, у каждого из них бумага. Не обязательно быть художником, чтобы изобразить несложные листья и цветы фиалки узумбарской или амариллиса, кливии. Важно, чтобы взрослый умел отчетливо видеть детали предмета, их форму, пропорции и доступно показал бы ребенку, как можно изобразить красивое явление на бумаге.
Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды, картофель. Луковица, посаженная в банку с водой, быстро дает корни, а затем и зелень. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы дать детям луковицу и показать, каким концом и как посадить ее в банку, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.
Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребенком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какой она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Важно, чтобы взрослый, разговаривая с ребенком, заставил бы его думать.
Большие возможности для наблюдения предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
Наблюдая, за тем или иным объектом, важен труд детей и взрослых, В процессе него у детей укрепляется понимание того, что он необходим для роста и развития живых существ.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить к 1 сентября подарок школе — комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
Консультация для педагогов " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов "наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников" представлена в виде презентации. Использовались яркие и красочные фото, иллюстрации из сети Ин...
Экологический проект "Влияние наблюдений в природе на изобразительную деятельность детей"
Мультимедийная презентация с подробным описанием проекта....
Экологический КВН для детей подготовительной группы «Юные защитники природы» (В рамках работы образовательного округа)
Методическая разработка экологического досуга для детей подготовительной группы. Досуг проводился внутри д/с, в рамках методического объединения. Мои ребята заняли 1 место....
Презентация из опыта работы «Наблюдения в природе, как часть экологического воспитания детей»
Экологическое воспитание – это необходимость нашего времени: детям необходимо раскрывать связь человека с природой. Сформировать любовь к природе, родному краю...
Семинар-практикум "Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания"
Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взросло...
"Наблюдение за природой в рамках метеоплощадки" Дополнительная программа по познавательному развитию
Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки....