Консультация для воспитателей на тему:« Компоненты экологических центров в разных возрастных группах»
материал по окружающему миру по теме

 

 

   Что заставляет ребенка останавливать взгляд на пролетающей мимо птице? Почему шумит лес, и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок и котенок – долгожданный подарок для ребенка?! 

 Объясняется все очень просто: потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребенка с первых дней его жизни. И очень важно, чтобы детские впечатления от  красоты природы сохранились на всю жизнь.  Мир огромен, а ребенок еще очень мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Начиная с младшей группы, должны быть созданы зкологические центры и с воспитательной,и образовательной целью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komponenty_ekocentrov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 124»

           Выступление на педсовете

      Консультация для воспитателей

                           на тему:

 « Компоненты экологических центров

        в разных возрастных группах»

                                                             Подготовила воспитатель

                                                             Подсобляева Светлана

                                                             Константиновна

                                  САРАТОВ 2011 г.                                

             

     Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества.

Воспитательное значение ее трудно переоценить!

    Общаясь с растениями, животными, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

    Что заставляет ребенка останавливать взгляд на пролетающей мимо птице? Почему шумит лес, и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок и котенок – долгожданный подарок для ребенка?!

    Объясняется все очень просто: потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребенка с первых дней его жизни. И очень важно, чтобы детские впечатления от  красоты природы сохранились на всю жизнь.

    Мир огромен, а ребенок еще очень мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней.

   Начиная с младшей группы, должны быть созданы экологические центры и с воспитательной, и образовательной целью.

                Младшая группа

    Живые растения : обильно цветущие, эффектные с ярко окрашенными крупными листьями. За такими растениями малыши сами способны ухаживать.

Это :  герань зональная, аспидистра, бегония         вечноцветущая, фуксия, амариллис, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема.

   Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда ( мытье крупных листьев, полив), проведение наблюдений ( умение узнавать части растений, воспринимать его красоту).

   Искусственные растения:

   Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным « двойникам» реальных растений (сравнение по признаку « живое – неживое»)

    Сезонные растительные объекты:                                    

     Зимние огороды (посадка лука и овса, проращивание гороха), яркие, крупные или  необычные по форме овощи и фрукты, букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, гвоздики, тюльпаны), семена, плоды (желуди, тыквенные семечки), шишки (еловые, сосновые).

   Сезонные живые объекты временного содержания: 

  Различные насекомые в садках (гусеница, куколка, крупные жуки), лягушка. Но не забывать выпускать после наблюдения в привычную среду.

   Лабораторный материал для экспериментирования:                 Песок разного цвета, сосуды для воды, песочница и мини бассейн, наборы игрушек к ним, материал для приготовления цветного льда, материал для игр с мыльной пеной, поролон, пенопласт, игрушки пластмассовые и резиновые для игр с водой, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

   Простейшие приборы и приспособления:

   Лупы, « волшебные» очки – цветные стеклышки из пластмассы, «ящик ощущения» ( волшебный сундучок, «чудесный мешочек», сувениры из прозрачного материала( внутри струящийся песок и вода), « душистые « коробочки»(киндерсюрпризы с проделанными отверстиями – в них знакомые запахи : мята, полынь, апельсиновые корочки, чеснок)

   Животный мир:

  Аквариум с крупными улитками и ярко окрашенными рыбками( золотые), клетка с попугаем.

  Простейший календарь природы:

  Картинка с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами.

   Макеты:

« Кто живет в лесу?» (дикие животные), « Во дворе у бабушки» (домашние  животные)

                         Средняя группа

Комнатные растения:

   К имеющимся в младшей группе, добавляются 2 – 3 новых вида с учетом следующих требований:

   - разнообразие: (разнообразие листьев – гладкие, опушенные, с небольшими зубчиками)

   - разнообразие способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой)

   - разнообразие видов одного рода (герани, бегонии разного вида)

      Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения (фиалки с разной окраской листьев)

Искусственные растения:

  Для сравнения и выявления признаков живого.

Сезонные растительные объекты:

  Те же, что и в младшей группе. Добавляется посадка фасоли, овса, пшеницы, принесенные с участка осенью семенадекоративных растений – бархатцы, космея, ноготки).

Животный мир:

    Аквариум более объемный. Рыбки яркие. К уже имеющимся, добавляют новые разновидности – телескопов разной окраски и формы, красную шапочку, львиноголовку

 Рыбок местных прудов для сравнения – карасики, карпик.

    Птицы: попугай, канарейка.

    Млекопитающие: хомячок, морская свинка.

 Сезонные объекты временного содержания:

     Аквариумы или большие банки с головастиками, личинками, местными улитками (прудовик, катушка, лужанка)

     Инсектарий для временного содержания насекомых.

     Акватеррариумы (жаба, лягушка, черепаха)

Лабораторный материал:

    Тот же. Добавляется  земля и глина разного цвета, мел, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом, краски. Пищевые продукты (сахар, соль разного цвета), крахмал, мука.

 Приборы:

   Песочные часы, весы, компас, разные термометры.

Календарь природы:

  1. картина сезона, модели года и суток.
  2. календарь с моделями – значками (ясно,  пасмурно, дождливо)
  3. модель наблюдения за птицами.
  4. рисунки детей.

Макеты: лес, парк, зоопарк, муравейник. Сезонные (зимний лес).

                 Старшая группа

Комнатные растения:

   Добавляются 2-3 новых.

 - разных экологических условий (пустыня, влажный тропический лес)

 - с разнообразного вида стеблями (вьющиеся. древовидные)

 - с разными листьями (размер, форма, окраска, поверхность)

 - с разным расположением листьев (очередным, супротивным)

Искусственные растения: для сравнения.

Сезонные растительные объекты:

   Тепличка для размножения растений, рассада овощных и цветочных растений, разнообразные игровые и экспериментальные посадки.

Лабораторный материал:

 термометры, разные лупы, бинокли, магниты. Резина, гибкий пластик, разная пластмасса, оборудование для экспериментов с овощами и фруктами.

   Веточки для наблюдения за набуханием почек, пророщенный лук.

Календарь природы: модели, отражающие температуру воздуха, поведения птиц и т.д.

Макеты: Новые природные зоны (пустыни, Арктики), экоакции.

Музейные коллекции: горные породы, камни, плоды, шишки, перья птиц.

        Подготовительная группа

Растения:

 -  имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний), порами (папоротник), луковицами (амариллис), делением куста (аспарагус), листовыми черенками (бегония), стеблевыми черенками (традесканция), усами (хлорофитум, камнеломка), « живородящие» (бриофиллюм).

 - лекарственные: каланхоэ, алоэ.

 - приспособленные к разным условиям: светолюбивые,   теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые.

 Животный мир:

 - аквариумы разной формы и объема. В нем рыбы икромечущие и живородящие, мальки и взрослые, придонные (сомики).

 - террариум с черепахами (степная и болотная)

 - млекопитающие:  добавляются лабораторные мыши и крысы.

Лабораторный материал:

   Оборудование для выращивания кристаллов (поваренной соли), получение мыльных пузырей из подмороженной мыльной пены,     « печатки» из пробки, моркови, картофеля, копировальная бумага для экспериментов.

Календарь природы:

    Более сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой, разные модели календаря наблюдения за птицами, дежурство по уголку природы, экологические акции.

Музейные и коллекционные материалы:

  1. Репродукции пейзажей, натюрмортов, природный материал (мхи, лишайники, кора, плоды, семена и шишки, что-то интересное, что приносят дети и родители.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с народным искусством в разных возрастных группах»

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками ...

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

методические рекомендации для воспитателей "Чем оснастить речевые центры в разных возрастных группах"

методические рекомендации для воспитателей "Чем оснастить речевые центры в разных возрастных группах"...

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с народным искусством в разных возрастных группах»

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками ...

Консультация для воспитателей "Знакомство детей с народным искусством и разных возрастных группах"

Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях ру...