Лаборатория интересных открытий. НОД "Вы слыхали о воде?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: создание условий для познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности с водой для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vy_slyhali_o_vode.docx | 851.64 КБ |
tehnologicheskaya_karta_vy_slyhali_o_vode.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход непосредственно образовательной деятельности с детьми
Цель: создание условий для познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности с водой для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: образовательная: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обобщить знания детей о воде; её свойствах, о значении в жизни человека и природы.
Развивающая: развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде, стремление к новым открытиям.
(Ресурсный круг +проблемная ситуация, поиск ответов на вопросы)
Воспитатель: ребята давайте,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы много знать!
Дети! Вам хорошо на свете жить?
А без чего нам не прожить? Почему? ( Дети рассуждают)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде?
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране?
Это правда?
Речевая / игра «Какая вода?»
В болоте - … болотная,
В роднике - …родниковая
В озере - … озерная
В реке - …речная
В море - … морская
В дожде - …дождевая (ответы детей сопровождаются показом картинок)
Воспитатель: Вода – одна из самых удивительных веществ на планете. Не зря говорят: «Волшебница вода!».
Вода – основа жизни на земле. Вы знаете, что еще не все свойства воды раскрыты и изучены. Изучением свойств различным веществ и материалов занимаются ученые в специальных ЛАБОРАТОРИЯХ. А что такое лаборатория?
Дети (отвечают): Это место, где ученые проводят исследования, ставят опыты. (предполагаемый ответ детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в научных сотрудников и отправимся в свою научную лабораторию.
Дети прикрепляют бейджики ученых. Надевают «волшебные» очки, чтобы ничего не упустить!
Воспитатель: Итак! Для начала я хочу напомнить Вам главное правило при работе с водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда,
Тряпка под рукой всегда!
Фартук-друг, он нам помог,
И никто здесь не промок!
Все готовы? Начинаем! Но сначала, мне бы хотелось узнать, а для чего нужна вода? Кому она нужна? (Ответы детей) Презентация.
Опыт 1 . ВОДА - ЭТО ЖИДКОСТЬ, ОНА ТЕЧЕТ!
На столе у каждого ребенка по 2 стакана: 1 с водой, 2 – пустой.
Воспитатель: Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой и обратно,
Что происходит с водой?
Ответы детей: Она льется.
Воспитатель: А почему она льется?
Дети: Она жидкая.
Вывод: Вода-это жидкость! Она может течь! (Картинка с изображением текущей воды выставляется на мольберт). Музыкальное сопровождение «Звуки природы» (шум воды)
Опыт 2. « Что такое лёд?»
Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, прошу закрыть глаза и вытянуть ладонь. В это время в ладонь каждому ребенку воспитатель кладет кусочек льда.
Воспитатель: Скажите, что это? Какой он? Подержите его в теплой ладошке, что с ним происходит?
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Вывод: Лёд – это замерзшая вода!
Опыт 3. «Состояния воды»
Воспитатель: дети, посмотрите, что это? Для чего он нужен? Открыть крышку-идет пар. Что вы видите? Подношу зеркало над термосом, появляются капельки воды. Откуда появилась вода?
Если капельки воды
хоть немного подогреть,
Превратится она в пар
И захочет улететь!
Вывод: Пар-это вода! Но не простая, а газообразная.
Воспитатель выставляет на мольберт картинку-схему «Три состояния воды» (Три родных сестрицы)
Вывод: Вода имеет три состояния: жидкое (капля), твердое (лед) и газообразное (пар).
Все результаты мы должны зафиксировать в карте наблюдений.
Точечный массаж «Капелька»
Опыт 4. «Есть ли запах у воды?»
Воспитатель: Дети! Когда мама печет пирожки, что вы чувствуете? Что еще имеет запах? (ответы детей) Тонкий аромат издают цветы, духи…
Возьмите у вас на столах цветы и понюхайте их, вдох, выдох… (ароматерапия) Используется дидактическое пособие «Цветы» с аромаподушечками внутри, куда капнута капелька аромамасла.
Понюхайте воду…Чем она пахнет?
Вывод: Вода не имеет запаха! Результаты наблюдений фиксируем в карте наблюдений.
Опыт 5. «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли вы вкус соли? Сахара? Лимона? Лука? Вам всем хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду на вкус. Можно ли сказать, что вода соленая? Горькая? Кислая? Сладкая? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: Вода не имеет вкуса! Но когда человек хочет сильно пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель: Давайте зафиксируем полученные результаты в карте наблюдений.
Физминутка «На болоте две лягушки»
Опыт 6. «Вода прозрачная»
Воспитатель: Дети, посмотрите, вода в стакане чистая или грязная? Что мы может сказать? Какого цвета вода?
Ответы детей.
На столе у вас лежат полоски цветной бумаги, с помощью которых мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (Нет) Какого же цвета вода? Воспитатель задает наводящие вопросы с целью получить ответ, что вода не имеет цвета – она прозрачная.
Воспитатель: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой на соседа. Вы его видите? (Да)
Вывод: Вода прозрачная.
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы вода в реке была непрозрачной? Как в сказках: молочная река, кисельные берега… Могли бы речные обитатели жить в такой воде? (метод ТРИЗ)
Ответы детей (реальные и фантастические).
Опыт 7. «Какой формы вода?»
Воспитатель: Дети, посмотрите, вокруг нас есть предметы, которые имеют определенную форму. Предметы какой формы вы видите вокруг?
Воспитатель показывает, что если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму посуды.
Воспитатель: Сравните форму воды в сосудах. Что можно сказать?
Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда в котором находится.
Результаты наблюдений фиксируются в картах наблюдений.
Опыт 8 . Вода-растворитель.
Воспитатель: Для каждого из вас мы приготовили по несколько стаканов воды и некоторые вещества. Давайте посмотрим, что это за вещества? (Соль, сахар, песок, растит. масло)
Воспитатель: Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде, а какие нет?
Предположения детей и обоснование ответов.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим. Возьмите по ложечке вещества ( по очереди). Размешайте. Что получилось?
Вывод фиксируем в картах наблюдений. Закрашиваем картинки тех веществ, которые растворяются в воде, а нерастворимые зачеркнуть.
Воспитатель: Если бы сахар и соль не растворялись в воде, то мы с вами ели бы несоленую пищу и пили несладкий чай. А как вы думаете, краски могут растворяться в воде? Дид/ игра «»Волшебный сок»
Опыт 9. «Вода имеет вес»
На столах у каждого по две емкости.
Воспитатель: Как вы думаете, что в них? (ответы детей)
В 1-вода, вторая пустая. Которая из них тяжелее?
Вывод: вода имеет вес! Фиксация результатов в картах наблюдений.
Воспитатель: Уважаемые, исследователи! Проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода… А теперь давайте подведем итог: какая бывает вода?
Дети отвечают на вопрос, пользуясь схемами на мольберте и своими картами наблюдений.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Ответы детей па картинкам на доске.
Воспитатель: ну что же, дорогие научные сотрудники, пора поиграть с новыми знаниями….Но сначала ответьте на вопрос: «Может ли вода заставить работать?».
Ответы детей.
Воспитатель демонстрирует принцип работы водяной мельницы.
Воспитатель: Уважаемые, коллеги! Пора из научной лаборатории возвращаться в детский сад. Но мы с вами обязательно встретимся! Благодарю за отличную работу! А как главный научный сотрудник я приготовила вам знак отличия-капельку! Это знак того, что вы являетесь отличными знатоками воды. Я уверена, что она будет напоминать вам о бережном отношении к воде. А со способами очистки воды мы познакомимся на следующем занятии ( прием «открытый вопрос»).
Ребята, запомните навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
Схемы:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Разработчики:
Черных Светлана Анатольевна
Воспитатель 1 к.к.
Тема: «Вы слыхали о воде?»
Возрастная группа: старшая группа, дети шестого года жизни
Форма НОД: познавательно-исследовательская (экспериментальная) деятельность
Форма организации (подгрупповая, индивидуальная)
Учебно-методический комплект: __Программа «Мы живем на Урале» Толстикова О.В., Технология детского экспериментирования
Средства:
Наглядные: картинки, мнемотаблица, схема, карта наблюдений
мультимедийные_ видео «Кругом вода», презентация «Для чего нужна вода?»,
литературные _ стихи, художественное слово
музыкальные «Звуки природы»
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
| 1. Познакомить с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обобщить знания о воде; её свойствах, о значении в жизни человека и природы. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. 3.Воспитывать бережное отношение к воде, стремление к новым открытиям. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Эмоциональное погружение | Ресурсный круг Проблемная ситуация и поиск ответов на воспросы: Без чего нам не прожить? Почему? Речевая игра «Какая бывает вода?» Погружение в ситуацию. Превращение в младших научных сотрудников исследовательской лаборатории (надевают бейджики ученых, волшебные очки). Повторение правил при работе с водой. | Стимулирует любознательность, интерес. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Предоставляет возможность для сотрудничества детей | Слушают и смотрят видео. Выражают собственные мысли. | Внимательно воспринимают наглядную информацию. Осуществляют условные действия в игре - ситуации Способны делать выбор, договариваться, выражать собственные мысли. |
Опора на имеющийся опыт | А для чего нужна вода? Кому нужна вода? презентация. | Поощряет детей к высказыванию. | Выражают собственные мысли. | |
Проживание темы | Выполнение опытов:
| Рассказывает, показывает, обсуждает с детьми Поощряет детей к высказыванию. | Слушают и выполняют указания, включаются в обсуждение, рассуждают, ищут варианты ответов (словесных и практических). Делают выбор Проявляют заботу о друзьях и близких. | Умеют включаться в обсуждение проблемы, делать выбор. Способны проявлять заботу |
Событие | Игровая деятельность «Может ли вода заставить работать?» Игровая деятельность с водяной мельницей | Наблюдает за детьми Выражает восхищение Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей | Играют, решая проблемную ситуацию. Демонстрируют. | Самостоятельно крутят лопасти с помощью водяного потока, регулируя силу вращения – массой воды. Охотно демонстрируют свои успехи. |
Самоконтроль | 1. Что сегодня для тебя было новым? 2. Чему вы научились? 3. Довольны ли вы своей работой? 4. Обобщение полученных знаний | Активизирует обсуждение. | Выражают свое мнение по вопросам самооценки. Делятся впечатлениями и полученными знаниями. | По наводящим вопросам педагога, способны проанализировать свою деятельность. |
Анализ | Я тоже очень довольна вашей работой. Спасибо всем за общение и работу. Поощрение детей – вручение знака отличия – капельки. «Открытый вопрос» - мотивация на следующее занятие. | Выражает восхищение | Слушают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лаборатория интересных открытий"
НОД по образовательной области "Познание", исследовательская деятельность....
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в лабораторию интересных исследований"
Предлагаю Вашему вниманию план-конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Часть1. (Инт...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Лаборатория интересных открытий».
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие....
КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» подготовительная группа.
Образовательная область: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».Интеграция образовательных областей: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», « Речевое развитие»,« Художес...
Фотоотчет недели экспериментирования в средней группе "В лаборатории интересных наук"
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кро...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» в средней группе
laquo;Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» — конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группеСовременные образовательные технологии:- Пальчиковая гимнастика- ...
Краткосрочная образовательная практика "Лаборатория интересных открытий"
Видео "Как дети выбирают для себя практику" https://disk.yandex.ru/d/NojWnX5CCG4xig Презентация краткосрочных образовательных практик h...