Конспект занятия по ФЦКМ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
1. Развивать умение классифицировать рыб, птиц гнездящихся на берегах рек, насекомых.
2. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.
3. Закрепить знания детей о экологической пирамиде, взаимозависимости всех видов друг от друга в живой природе.
4. Формировать экологическую культуру детей. Воспитывать детей способных понять природу, беречь ее, любить. Совершенствовать экологические знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_ftskm.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Кунслу Жумабаевна Аккалиева
Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес»
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»
Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Дюймовочка»
Аккалиева Кунслу Жумабаевна.
Оренбургская обл. п. Адамовка
Задачи:
1. Развивать умение классифицировать рыб, птиц гнездящихся на берегах рек, насекомых.
2. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.
3. Закрепить знания детей о экологической пирамиде, взаимозависимости всех видов друг от друга в живой природе.
4. Формировать экологическую культуру детей. Воспитывать детей способных понять природу, беречь ее, любить. Совершенствовать экологические знания.
Материал: рюкзак, компас, фонарик, спички, чай в термосе, машинка, кукла, магнитофон, мешки для мусора, план похода (маршрут, карточки (рыбы, птицы, насекомые, растения, стаканчики, салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение за птицами, беседы, загадки.
Интеграции с другими образовательными областями.
1. физическая культура: физкультминутка. Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий;
2. социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.
3. труд: помощь в подготовке пособия для занятия, уборка своего рабочего места
4. познание: закреплять умение формировать задания используя наглядные пособия, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Познакомить детей с лесом и его обитателями.
5. коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
6. чтение художественной литературы: Учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.
7. музыка: прослушивание аудиозаписи: слушание записи «Пение птиц в лесу. Журчание ручья», шум водоема. Вызвать эмоциональный отклик на музыку.
Ход занятия.
-Ребята, я хочу вам предложить отправиться в гости к природе. А куда нам надо отправиться, чтобы оказаться ближе к природе? (В лес).
- Почему именно в лес надо отправиться?
- Чтобы отправиться в лес нам надо превратиться в туристов, и собрать рюкзак. Решить какие вещи мы с собой возьмем, а какие нет. (Подходим к столу, выбираем вещи для похода и обосновываем их выбор). Спички мы брать не будем, т. к. в лесу костры разжигать нельзя. Что может случиться, если неправильно обращаться со спичками и огнем в лесу?
Предположительные ответы детей:
Затем рассматриваем план, идем по маршруту.
Первая остановка – экологические знаки.
- Ребята, вы знаете, что кроме правил дорожного движения, которые мы все соблюдаем, есть правила поведения в лесу, которые мы тоже будем соблюдать.
О чем нас предупреждают знаки? (Ответы детей).
Воспитатель: Я хочу напомнить еще одно правило. В лесу нельзя шуметь. Почему? (Дети высказывают предположения)
- Продолжим наш путь.
Вторая остановка – речка.
-Ребята, что же случилось с речкой? (Она грязная, в ней много мусора.)
-А откуда в реке появился этот мусор? (Ответы детей). Что можно сделать?
Будем речку очищать от мусора? Весь мусор собираем в мусорный мешок и забираем с собой.
Ребята, посмотрите, какая река стала? (Чистая, красивая, вода прозрачная.)
Воспитатель: Ребята, давайте оживим нашу речку и ее берега.
Сейчас получите набор карточек. Внимательно их рассмотрите, подумайте, где обитают животные (в воде, или на берегу). Не ошибитесь. Когда все карточки будут разложены, расскажите кого, куда поселили и почему?
Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали очень хорошее доброе дело.
Теперь река стала прежней. Слышите, как плещутся ее волны? (Использовать аудиозапись шума воды). И рыба в реке появилась, и разные растения, насекомые на берегу.
- А вот как же нам через речку перебраться? Ведь нам нужно дальше идти, а мостика нет? Река небольшая, может быть, мы ее сможем перепрыгнуть?
Перепрыгиваем речку на двух ногах. Аккуратней, ноги не замочите.
Ребята, посмотрите, на какой замечательной полянке мы оказались. Давайте поиграем
Физминутка: «Есть в лесу»
Есть в лесу три полочки:
(хлопаем в ладоши).
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх – в стороны – вниз.)
Лежат на елях небеса,
(руки вверх.)
На елках – птичьи голоса,
(Руки в стороны.)
Внизу на елочках – роса.
(Руки – вниз, присели).
Третья остановка - лес
Воспитатель: А вот и пришли мы в лес. Ребята, хотите послушать музыку весны в лесу. Прислушайтесь!
(Слушание записи «Пение птиц в лесу. Журчание ручья»).
Понравилась ли вам лесная музыка? Какие звуки вы узнали? (Ответы детей).
Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья. Как вы думаете, ребята, почему птицы так звонко, громко поют весной (Ответы детей)
Потому что они ищут себе пару. Затем построят гнездо и в гнезде появятся яйца. А затем в лесу наступит время тишины, так как птицы будут высиживать птенцов.
Подходим к дереву с птицами.
- Каких птиц вы знаете?
А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? (Ответы детей.)
Ребята давайте сядем на полянку и поговорим.
(Рассаживаемся на «полянке», беседуем о лесных птицах).
Сегодня я вам расскажу о самых настоящих докторах леса.
Отгадайте, о ком мы будем говорить.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
Воспитатель рассказывает и показывает картинку:
На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни. Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответы детей).
В отличие от дятлов, поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.
Иволга – тоже лесной доктор. Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.
Кукушка, приносит ущерб разорением гнёзд, вместе с тем полезна уничтожением различных насекомых — вредителей леса, в частности крупных мохнатых гусениц дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы, имеющие более нежную пищеварительную систему.
Можно ли этих птиц назвать докторами леса?
Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей? Объясните свой ответ.
Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле. Давайте вспомним нашу пирамиду, которую мы составили недавно на занятии.
А что нам дает тепло и свет? (солнце)
Да, солнце-основа жизни. Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных? (вода, почва).
Да, нужна почва с влагой. И тогда вырастет растительный мир. Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без … (насекомых)
Да, насекомые питаются нектаром растений и опыляют их. И вдруг в лесу кто то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это? (птицы)
Правильно, птицы. Вот эта пирамида жизни, многоэтажный огромный дом. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверить это? Убираем солнце (или почву, растения, насекомых, птиц)-рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого в природе жить не может. Поставим пирамиду жизни и никогда ничего не будем разрушать в ней, постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают правила друзей леса).
Воспитатель: Ну что же, мы с вами замечательно погуляли в лесу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на прогулке. Теперь можно возвращаться и обратно в детский сад и из туристов превращаться снова в дружных ребят.
Я иду тропинкой узкой…
Я иду тропинкой узкой.
Пробираюсь в лес густой;
Зеленеющие ели
Стелют ветви надо мной.
По бокам трава с цветами,
Песни птиц звенят кругом;
Ручеек журчит в ложбине,
Струйки блещут серебром.
Я один – и мне не страшно:
Кто обидит здесь, когда
Сам пришел не обижать я,
Отдохнуть пришел сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать,
Если жизнь я дать не в силах,
Как могу ее отнять?
И. Белоусов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы
Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...
Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Целебная сила ягод"
Знакомство детей 2 младшей группы с целебными свойствами ягод, полезными для здоровья....
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе "Искатели сокровищ"
Развитие познавательных способностей посредством поисковой деятельности....
Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»
Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...
Конспект занятия по ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел?"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымский район»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект занятия в подготовительно...
Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Космическое путешествие".
"Космическое путешествие" с детьми младшего возраста....
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...