"Хотим все знать о песке"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у дощкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hotim_vse_znat_o_peske.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Хотим все знать о песке»
Воспитатель:
Гаврилина Е.В.
Тема: «Хотим все знать о песке».
Цель: Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей при ознакомлении с окружающим миром.
Образовательные области:
1.Познавательное развитие.
Через игры и опыты научить детей определять свойства песка. Расширять представления детей о свойствах сухого и мокрого песка. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
2.Социально – коммуникативное.
Формировать элементарные представления о правилах безопасной игры с песком. Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей; способствовать воспитанию самостоятельности.
3. Речевое развитие.
Развивать речь детей в процессе познавательно - экспериментальной деятельности и игре.
4. Художественно – эстетическое развитие.
Развивать интерес к такому жанру литературы, как стихотворение. Знакомить с литературными произведениями о море. Формировать умение выразительно двигаться. Развивать творческие способности детей в рисование песком, побуждать детей к творческим экспериментам, к получению захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии.
5.Физическое развитие.
Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Обогащение словаря: полезное ископаемое
Активизация словаря: сыпучий, рыхлый, тяжелее, сухой, влажный, мокрый, песчинка.
Предварительная работа с детьми: беседы о песке, наблюдения и игры в песочнице, разучивание пальчиковой гимнастики «Песок», проведение дидактических игр, экспериментирование с песком и водой. Чтение стихотворений Л.Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница».
Методы: Словесные, наглядные, практические, игровые.
Материал и оборудование: проектор, презентация «Все о песке». Слайды с изображением Черного моря, аудиозапись для проведения динамической паузы. Морской песок, емкость для песка и воды, ложечки, лупа, палочки для рисования на песке, воронка, весы. Пластиковые коробочки, влажные салфетки, клей – карандаш, картинка с персонажами.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Отгадайте, про что я сейчас скажу?
«Что-то можно в нем зарыть.
По нему люблю ходить
Полежать на нем часок
Угадали это?» (песок)
Правильно, это песок. Именно о нем мы сегодня поговорим.
Где в природе можно встретить песок? (На речке, на море, на улице в песочнице)
Закройте глаза и послушайте.
(Звучит аудиозапись «Шум моря»).
Где мы с вами оказались? (на море)
Да, мы находимся на берегу Черного моря.
(Воспитатель читает стихотворение Л. Огурцовой, чтение сопровождается демонстрацией фото Черного моря)
Море Черное - большое:
Утром - серо – голубое,
Днем оно зеленое,
Пенное, соленое,
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне.
Поднимите руки, кто из вас был на море? Какого цвета песок на море? (желтый, серый, коричневый). А если по нему ходить босиком, что мы почувствуем? (горячий, теплый). Полезно ходить по песку босиком. А откуда берется песок? (предположения детей ).
Показ презентации про песок
Воспитатель: Песок – это полезное ископаемое, образуется при разрушении различных горных пород. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Сейчас мы узнаем, из чего состоит песок.
Опыт №1: «Из чего состоит песок».
Воспитатель: У вас на столах пластиковые коробочки, откройте их, что вы увидели? (песок)
Возьмите в руки песок и аккуратно высыпайте песок из ладошки в коробку, что вы почувствовали? (песок теплый, рассыпается)
Давайте посмотрим в лупу на песок. Что вы увидели? Из чего состоит песок?
( из крупинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, разной формы, полупрозрачные).
Вывод: Мы узнали, что песок состоит из мелких частиц - песчинок. Песчинки имеют разную форму. Песок сыпучий.
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!
Экран (фото).
Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Опыт№ 2: «Растворяется песок в воде?» Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и ложечкой помешайте. Растворился ли песок в воде? (Нет, песок сел на дно стакана)
Вывод: Песок не растворяется в воде.
Опыт № 3: Пропускает ли песок воду? Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду.
Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок? ( Да, песок пропускает воду)
Вывод. Песок пропускает воду.
Опыт № 4: «Очищает песок грязную воду?» Пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки, вату и заполним песком. Нальем немного окрашенной воды в воронку. Что мы видим? ( Вода стала прозрачнее).
Вывод: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду.
Опыт №5: «Сухой или мокрый песок тяжелее?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой песок тяжелей: сухой или мокрый? (мокрый) А почему? Я предлагаю вам проверить это утверждение и взвесить песок на весах.
Почему мокрый песок тяжелее сухого? (В сухом песке между песчинками находится воздух, в мокром песке между песчинками находится вода).
Какой вывод можно сделать благодаря этому опыту? Вывод: Мокрый песок тяжелее, потому что в нем есть вода, которая тяжелее воздуха.
Опыт 5 «У контейнеров с песком».
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к ящику с песком) Скажите, какой песок? (Сухой).
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого песка получить мокрый? (Налить воды). Что можно сделать из мокрого песка? (куличики, лепить фигуры, делать постройки).
Пальчиковая игра «Песок»:
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. (Хлопки в ладоши).
Коля лепит колобок, (имитация лепки).
А Иринка теремок (сделать «крышу» из рук).
Люба лепит разных рыб, (имитация движения рыб).
Ну а Вера – белый гриб. (сжать одну руку в кулак и
накрыть ладошкой второй).
Воспитатель: А из сухого песка, что можно сделать? (куличики не получатся)
Воспитатель: Из сухого песка мы сделаем картины.
Рисование сухим песком. «Песочная фантазия»
Воспитатель: Клеящим карандашом обведите весь рисунок, а потом на клей насыпьте сухой песок нужного вам цвета. По окончании стряхните аккуратно лишний песок. Смотрите, какие замечательные, просто сказочные получились у вас рисунки!
Заключительная часть.
Воспитатель: О каком полезном ископаемом мы сегодня узнали много интересного? (О песке).
Для чего нужен песок? (для игр детей в песочнице, в строительстве, в цветоводстве, в производстве стекла, для укрепления здоровья ходить босиком по песку, рисовать на песке, создавать песочные скульптуры, песочные часы, посыпают песком дорожки зимой в гололед).
Воспитатель: Мы исследовали песок, и очень много интересного о нём узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хотим все знать!
Конспект по ФЭМП...
Хотим все знать про соль!!!
Занимательные опыты с солью....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «мы хотим все знать! "
заняти в средней группе.структурные единицы:Социально-коммуникативные,художественно-эстетические,изические,познавательные....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «мы хотим все знать! "
заняти в средней группе.структурные единицы:Социально-коммуникативные,художественно-эстетические,изические,познавательные....
Выступление из опыта работы на тему "Хотим все знать" (познавательно исследовательская деятельность с детьми)
выступление из опыта работы с детьми по познавательно исследовательской деятельности с детьми....
Проект. "Хотим всё знать"
Развивать интерес к исследовательской деятельности....
Конспект развлечения в средней группе «ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Развлечение "Хотим все знать" закрепит представление детей о том, что для жизни и здоровья детей необходимы хорошие условия: дом, одежда,отдых....