"Хотим все знать о песке"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у дощкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hotim_vse_znat_o_peske.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Хотим все знать о песке»

Воспитатель:

Гаврилина Е.В.

 Тема:  «Хотим все знать о песке».

Цель: Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей при ознакомлении с окружающим миром.

Образовательные области:

1.Познавательное развитие.

Через игры и опыты научить детей определять свойства песка. Расширять представления детей о свойствах сухого и мокрого песка. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

2.Социально – коммуникативное.

Формировать элементарные представления о правилах безопасной игры с песком. Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей; способствовать воспитанию самостоятельности.

3. Речевое развитие.

Развивать речь детей в процессе познавательно - экспериментальной деятельности и игре.

4. Художественно – эстетическое развитие.

Развивать интерес к такому жанру литературы, как стихотворение. Знакомить с литературными произведениями о море. Формировать умение выразительно двигаться.  Развивать творческие способности детей в рисование песком, побуждать детей к творческим экспериментам, к получению захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии.

5.Физическое развитие.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Обогащение словаря: полезное ископаемое

Активизация словаря: сыпучий, рыхлый, тяжелее, сухой, влажный, мокрый, песчинка.

Предварительная работа с детьми: беседы о песке, наблюдения и игры в песочнице, разучивание пальчиковой гимнастики «Песок», проведение дидактических игр, экспериментирование с песком и водой. Чтение стихотворений Л.Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница».

Методы: Словесные, наглядные, практические, игровые.

Материал и оборудование:  проектор, презентация «Все о песке». Слайды с изображением Черного моря, аудиозапись для проведения динамической паузы. Морской песок, емкость для песка и воды, ложечки, лупа,  палочки для рисования на песке, воронка, весы.  Пластиковые коробочки, влажные салфетки, клей – карандаш, картинка  с персонажами.

Ход НОД:

 Организационный момент.

Воспитатель: Ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Отгадайте,  про что я сейчас скажу?

«Что-то можно в нем зарыть.

По нему люблю ходить

Полежать на нем часок

Угадали это?» (песок)

Правильно, это песок. Именно о нем мы сегодня поговорим.

Где в природе можно встретить песок? (На речке, на море, на улице в песочнице)

 Закройте глаза и послушайте.

(Звучит аудиозапись «Шум моря»).

 Где мы с вами оказались? (на море) 

Да, мы находимся на берегу Черного моря.

 (Воспитатель читает стихотворение Л. Огурцовой, чтение сопровождается демонстрацией фото Черного моря)

Море Черное - большое:

Утром - серо – голубое,

Днем оно зеленое,

Пенное, соленое,

Ну, а ночью, при луне,

Золотым казалось мне.

Поднимите руки, кто из вас был на море?  Какого цвета песок на море? (желтый, серый, коричневый). А если по нему ходить босиком,  что мы почувствуем? (горячий, теплый). Полезно ходить по песку босиком. А  откуда берется песок? (предположения детей ).                                                              

Показ презентации про песок 

Воспитатель: Песок – это полезное ископаемое, образуется при разрушении различных  горных пород. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Сейчас мы узнаем, из чего  состоит песок.

Опыт №1: «Из чего состоит песок».

Воспитатель: У вас на столах пластиковые коробочки, откройте их,  что вы увидели? (песок)

Возьмите в руки песок  и аккуратно высыпайте песок из ладошки в коробку, что вы почувствовали? (песок теплый, рассыпается)

Давайте посмотрим в лупу на песок. Что вы увидели?  Из чего состоит песок?

( из крупинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, разной  формы, полупрозрачные). 

 Вывод: Мы узнали, что песок состоит из мелких частиц - песчинок. Песчинки имеют разную форму. Песок сыпучий.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Экран (фото).

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Опыт№ 2: «Растворяется песок в воде?»                                               Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и ложечкой помешайте. Растворился ли песок в воде? (Нет, песок сел на дно стакана)

Вывод: Песок не растворяется в воде.

Опыт № 3: Пропускает ли  песок воду?                                                                       Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду.

 Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок? ( Да, песок пропускает воду)

 Вывод. Песок пропускает воду.

Опыт № 4: «Очищает песок грязную воду?»                                            Пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки,  вату и заполним песком.  Нальем немного окрашенной воды в воронку. Что мы видим? ( Вода стала прозрачнее).

Вывод: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду.

Опыт №5: «Сухой или мокрый песок тяжелее?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой песок тяжелей: сухой или мокрый? (мокрый) А почему? Я предлагаю вам проверить это утверждение и взвесить песок на весах.

Почему мокрый песок тяжелее сухого? (В сухом песке между песчинками находится воздух, в мокром песке между песчинками находится вода).

 Какой вывод можно сделать благодаря этому опыту?                           Вывод: Мокрый песок тяжелее, потому что в нем есть вода, которая тяжелее воздуха.

Опыт 5 «У контейнеров  с песком».

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к  ящику с песком) Скажите, какой песок?  (Сухой).

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого песка получить  мокрый?  (Налить воды).  Что можно сделать из мокрого песка? (куличики, лепить фигуры, делать постройки).

Пальчиковая игра «Песок»:

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим.  (Хлопки в ладоши).

Коля лепит колобок,  (имитация лепки).

А Иринка теремок  (сделать «крышу» из рук).

Люба лепит разных рыб,  (имитация движения рыб).

Ну а Вера – белый гриб.   (сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй).

Воспитатель: А из сухого песка, что можно сделать? (куличики не получатся)

Воспитатель: Из сухого песка мы сделаем картины.

Рисование сухим песком. «Песочная фантазия»

Воспитатель: Клеящим карандашом обведите весь рисунок, а потом на клей насыпьте сухой песок нужного вам цвета. По окончании стряхните аккуратно лишний песок. Смотрите, какие замечательные, просто сказочные получились у вас рисунки!

Заключительная часть.

Воспитатель: О каком полезном ископаемом мы сегодня узнали много интересного? (О песке).  

Для чего нужен песок? (для игр детей в песочнице, в строительстве, в цветоводстве, в производстве стекла, для укрепления здоровья ходить босиком по песку, рисовать на песке, создавать песочные скульптуры, песочные часы, посыпают песком дорожки зимой в гололед).

Воспитатель:  Мы исследовали песок, и очень много интересного  о нём узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хотим все знать!

Конспект по ФЭМП...

Хотим все знать про соль!!!

Занимательные опыты с солью....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «мы хотим все знать! "

заняти в средней группе.структурные единицы:Социально-коммуникативные,художественно-эстетические,изические,познавательные....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «мы хотим все знать! "

заняти в средней группе.структурные единицы:Социально-коммуникативные,художественно-эстетические,изические,познавательные....

Выступление из опыта работы на тему "Хотим все знать" (познавательно исследовательская деятельность с детьми)

выступление из опыта работы с детьми по познавательно исследовательской деятельности с детьми....

Проект. "Хотим всё знать"

Развивать интерес к исследовательской деятельности....

Конспект развлечения в средней группе «ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Развлечение "Хотим все знать" закрепит представление детей о том, что для жизни и здоровья детей необходимы хорошие условия: дом, одежда,отдых....