Занятие по формированию целостной культуры мира "Прогулка по лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по формированию целостной культуры мира на тему "Прогулка по лесу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Технологическая карта занятия «Прогулка по лесу». 

Группа: подготовительная к школе группа (24 ребенка, из них 2 ребенка с лёгкой степенью близорукости (миопия)). 

Модуль: предметный 

Тема учебного занятия Дикие животные.

Продолжительность учебного занятия: 30 минут.  

        Цель: Систематизировать знания детей о живой природе.

Задачи занятия:

  1. Образовательные

- Систематизировать и углублять знания детей о диких животных (медведь, заяц, еж, лиса).

- Уточнять и закреплять знания о внешнем виде диких животных, их повадках, питание, жилищах.

- Дать детям представления о том, как готовятся животные в лесу к зиме.

  1. Развивающие: 

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, отгадывать загадки;

- развивать внимание, память, мышление;

- способствовать развитию умений воспитанников  обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

3. Воспитательные: 

- воспитывать интерес к жизни диких животных, понимать значимость бережного отношения к природе каждого человека.

Технологии:  здоровье сберегающие, игровые.

 Методы обучения:  словесные, наглядные.

Формы организации познавательной деятельности: игровая ситуация,

загадка, рассматривание картин.

 Ресурсы для проведения урока: картинки с изображением животных, осенних пейзажей; звукозапись.

Основные понятия: природные явления, дикие животные, правила поведения в лесу. 

Таблица 

Технологическая карта занятия

 

п/п

Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей 

1. 

 Организационный этап

- Ребята,  давайте возьмём,  друг друга за руки и встанем в круг. Улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение. 

Давайте сделаем для наших глазок гимнастику, чтобы они внимательно все рассматривали и не устали на нашем занятии:
Гимнастика:

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

(выполнение движений глазами)

Молодцы! Теперь мы с вами будем зоркими как сова.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», воспитатель читает стихотворение А.Плещеева: 
Скучная картина! 
Тучи без конца, 
Дождик так и льётся, 
Лужи у крыльца… 

 - Какое настроение вам навеяла эта музыка и стихотворение?  

- Ребята, какое время года у нас сейчас? 

Предлагает рассмотреть сюжетные картинки.  ( Дети встают нешироким полукругом.  На доске темно-зеленого цвета без блика, размещены сюжетные картинки крупных размеров (для детей с нарушением зрения), хорошо видимых по цвету, на расстоянии друг от друга, чтобы картинки отличались друг от друга. Для показа обязательно используется указка, причем кончик указки красного цвета

- Осень какая? (Золотая, тёплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая)

- Небо какое? (Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т. д.). 

-Что происходит с природой осенью? 

- Но  в лесу и  животные тоже готовятся к зиме. 

Двигательная: становятся в круг, берут друг друга за руки и улыбаются. 

Двигательная: выполняют двигательные упражнения по тексту

 Музыкальная: слушают   произведение. 

 Коммуникативная: улыбаются друг другу, внимательно слушают музыку и стихотворение, отвечают на вопросы. 
Познавательно-исследовательская:  определяют характер произведения. 

 Речевая: отвечают на вопросы воспитателя 

 Познавательно-исследовательская: рассматривают картинки на тему: «Осень» 

 Коммуникативная: описывают осень, используя прилагательные, называют признаки осени, слушают своих товарищей 

  

 

2.

Подготовка к изучению нового  материала.

Давайте, мы с вами отправимся в лес на прогулку. 

Становитесь друг за другом. 

В лес отправимся гулять, 

     Будем весело шагать.

 (Шагают) 

На прогулку собираемся 

Очень быстро одеваемся. 

(одеваются) 

Ботиночки мы обуваем 

Как обулись – проверяем. 

(обуваются) 

По тропиночке пойдем 

Друг за дружкою гуськом.

 (идут змейкой между воображаемыми кочками) 

На носочки встали 

И к лесу побежали

(бегут на носочках) 

Ноги выше поднимаем, 

На кочки мы не наступаем.

 (идут, высоко поднимая колени) 

Очень дружно все мы шли, 

И в лесочек наш пришли. 

-  Ребята, а вы слышали,  как осенние листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю? 

Сядьте так же тихо на свои стульчики, как листочки. (Дети рассаживаются параллельно справа и слева от воспитателя по одному ряду детей. Дети с нарушением зрения садятся за первый стол так, чтобы освещение падало сверху и слева.)

 Игровая: принимают приглашение и отправляются в осенний лес. 
 

 Двигательная: выполняют двигательные упражнения по тексту физкультминутки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигательная: дети садятся на стульчики. 
 

3. 

Основной этап

 

- Вот мы и попали в лес. 

(Появляется сказочный персонаж –  

Лесовичок – Боровичек - кашляет) 

- Ой, ребята, кто - то нас в лесу встречает! 

Лесовичок - Боровичек:

- Сколько ребяток в моем лесу! Здравствуйте, ребятушки! 

А зачем вы пришли сюда? Что вас привело,  сейчас ко мне в лес? 

- Мы хотим узнать, как звери готовятся к зиме. 

Лесовичек - Боровичек:

- Что же походите по лесу, понаблюдайте, как звери к зиме готовятся. Только помните, что звери пугливые, вести себя в лесу надо тихо. 

«Лесные правила» (Н. Рыжова) 

Если в лес пришли гулять, 

Свежим воздухом дышать, 

Бегай, прыгай и играй, 

Только, чур, не забывай, 

Что в лесу нельзя шуметь: 

Даже очень громко петь. 

Испугаются зверюшки, 

Убегут с лесной опушки. 

Ветки дуба не ломай, 

Никогда не забывай 

Мусор с травки убирать, 

Зря цветы не надо рвать! 

Из рогатки не стрелять; 

Ты пришёл не убивать! 

Бабочки пускай летают, 

Ну, кому они мешают? 

Здесь не нужно всех ловить, 

Топать, хлопать, палкой бить. 

Ты в лесу - всего лишь гость. 

Здесь хозяин - дуб и лось. 

Их покой побереги, 

Ведь они нам не враги! 

- Спасибо, Лесовичек – Боровичек, что напомнил нам правила поведения в лесу.

Мы будем соблюдать эти правила всегда.

А теперь, мы немного погуляем в лесу, и понаблюдаем за дикими животными.

А для того, что бы встретить нам животного, нам надо отгадать загадку про этого животного. 

- Ребята, послушайте загадку: 

По тропинке в лесу, 

Я большое яблоко несу, 

На иголки я похож, 

Звать меня конечно — (ёж). 

- Правильно отгадали загадку. Это Ёж. Давайте рассмотрим его на картинке.

(Материал для демонстрации предъявляется не далее одного метра от глаз детей с нарушением зрения. Рассматривают крупную картинку, хорошо видимую по цвету, с четкими контурами. Для детей с нарушением зрения  раздаточный материал в виде животных еж, заяц, медведь.)

 Послушайте рассказ про ежа

Встретить ежа можно на небольших полянках, на опушках, даже на дачах. Живет еж в гнезде, а делает он свое гнездо из сухих трав, листьев, мха. А домик – гнездо, или еще домик ежа называют – нора, спрятан в колючих кустарниках, под бревнами.

 С весны до осени еж ведет активный образ жизни, днем чаще спит, а вечером и ночью отправляется на охоту.

Питается еж в основном насекомыми, иногда лягушками, растениями.

Накопив жировые запасы, еж закупоривает вход в свой домик и впадает в спячку до весны. 

- А сейчас, я предлагаю вам поиграть.

Игра называется: «Чей детеныш?».  Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.

А также изобразите мне этих животных. 

Лисёнок, лисята у кого?

 (у лисицы) . 

Зайчонок, зайчата у кого?

 (у зайчихи). 

Бельчонок, бельчата у кого?

 (у бельчихи). 

Ежонок ежата у кого?

 (ежихи). 

Волчонок, волчата у кого?

 (волчицы). 

Медвежонок, медвежата у кого?

 (медведицы). 

-Молодцы помогли детенышам найти своих мам! 

Ребята, у меня еще есть загадки о животных. Послушайте и отгадайте, пожалуйста. 

Любит красную морковку, 

Грызёт капусту очень ловко, 

Скачет он то тут, то там, 

По лесам и по полям, 

Серый, белый и косой, 

Кто скажите он такой — (заяц). 

Ребята. Мы с вами знаем, есть заяц беляк, а есть заяц -? … русак.

А почему одного называют русак, а другого беляк? 

Живет заяц главным образом на полях и в рощах около полей, ведет ночной образ жизни, хотя его можно встретить и днем. Дом зайца называется – логово. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую - беляк. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Физкультминутка

Встанем, надо отдохнуть, 

Наши пальчики встряхнуть. 

Поднимайтесь, ручки, вверх, 

Шевелитесь, пальчики, – 

Так шевелят ушками 

Серенькие зайчики. 

Крадемся тихо на носочках, 

Как лисы бродят по лесочку. 

Волк озирается кругом, 

И мы головки повернем. 

Теперь садимся тише, тише – 

Притихнем, словно в норках мыши. 

- А теперь послушайте последнюю загадку. 

Он зимой в берлоге спит, 

Потихонечку храпит, 

А проснётся, ну реветь, 

Как зовут его — (медведь). 

 Медведь – хищник, ловкий, хитрый и осторожный зверь. Все лето медведи добывают пищу, нагуливают жир, а на зиму залегают в берлогу на сон. Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.

Я предлагаю, вам поиграть еще в одну игру. 

Дидактическая игра: 

«Назови домик» 

Как называется дом у волка?

 (Логово). 

Как называется дом у медведя?

 (Берлога). 

Как называется дом у белки?

 (Дупло). 

Как называется дом у лисы?

 (Нора). 

Как называется дом у зайца?

 (Логово, Куст). 

Как называется дом ежа?

 (Нора). 

 

Нам с вами пора возвращаться домой в наш детский сад. 

Лес дремучий, до свиданья! 

Мы дружить с тобою рады. 

Добрый лес. Могучий лес. 

Полный сказок и чудес! 

Вы ребята, повернитесь, 

В детский сад все возвратитесь! 

 

Игровая: включаются в сказочный сюжет.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Речевая: внимательно слушают стихотворение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Коммуникативная: выражают свои эмоции. 

 

 

 

 

 

 

Речевая: внимательно слушают загадки 

 

Коммуникативная: отгадывают    загадки, слушают товарищей. 

 

 

Коммуникативная: внимательно рассматривают иллюстрацию и слушают рассказ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игровая: принимают условия игры и участвуют в игре. 

 

 Речевая: отвечают на вопросы воспитателя 

 Двигательная: показывают животных.

 

 

 

 Речевая: внимательно слушают загадки.

 

 Коммуникативная: отгадывают загадки, слушают товарищей. 

 Речевая: отвечают на вопросы воспитателя 

 

Коммуникативная: внимательно рассматривают иллюстрацию и слушают рассказ

Двигательная: активно  выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. 
Речевая: повторяют слова за воспитателем. 

 

 

 

 

 

 

 Речевая: внимательно слушают загадки 

Коммуникативная: отгадывают загадки, слушают товарищей. 

Коммуникативная: внимательно рассматривают иллюстрацию и слушают рассказ

 

   

 Игровая: принимают и участвуют в игре. 

 

Речевая: отвечают на вопросы воспитателя 

 

 

Коммуникативная: выражают свои эмоции. 

 

 

 

 

Двигательная: поворачиваются вокруг себя. 

 

 

4.  

 Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, а где мы с вами сегодня были? (В лесу). 

-О каких животных мы сегодня с вами говорили? (О зайце, медведе, еже, лисах и волках) 

 Что Вам  сегодня понравилось? (ответы детей)

А давайте вы сегодня дома  нарисуете животного, которое вам понравилось, а завтра мы с Вами организуем выставку Ваших рисунков.

Речевая: отвечают на вопросы воспитателя 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и физической культуре на тему "Защитники Отечества"

Задачи. Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине.Расширять представления детей о государственном празднике.Развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость.Прививать любовь к...

Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навы...

Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навы...

Занятие по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».

Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их  строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить  отгадывать загадки про грибы, по их характерным пр...

Итоговое занятие по формированию целостной культуры мира в старшей группе: Викторина «Грибы».

Программные задачи:  Закрепить знания детей о грибах, где они растут, их строением, внешними признаками. Умение различать съедобные и несъедобные грибы. Продолжать учить детей отгадывать загадки....

Презентация "Путешествие в космос" к занятию по Формированию Целостной Культуры Мира

Презентация "Путешествие в космос" к занятию по Формированию Целостной Культуры Мира...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для младшего дошкольного возраста «Кто в лесу живет?»

Материал содержит конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами русского фольклора....