Занятие по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: слайды с грибами, строение гриба, животных(или картинки).
Предварительная работа: Рассматривание картинок «Грибы», дидактические игры «Какой гриб лишний», «Съедобные и не съедобные», «Где мой дом?». Чтение рассказа В.П. Катаева «Грибы», сказка Н. Павлова «Две сказки о грибах», рассказ Н. Сладкова «Мухомор». Аудиозапись музыки леса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».
Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: слайды с грибами, строение гриба, животных(или картинки).
Предварительная работа: Рассматривание картинок «Грибы», дидактические игры «Какой гриб лишний», «Съедобные и не съедобные», «Где мой дом?». Чтение рассказа В.П. Катаева «Грибы», сказка Н. Павлова «Две сказки о грибах», рассказ Н. Сладкова «Мухомор». Аудиозапись музыки леса.
Ход ОД.
Звучит музыка леса.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в лес. И узнаем много интересного. А вот о чём вы узнаете, когда отгадайте мою загадку:
Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?
Дети: Гриб
Воспитатель: Правильно, это гриб. А вы знаете, что грибы бывают разные. У каждого гриба есть имя, свой адрес. Где же живут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно, в лесу. Лес- это грибной адрес. Поэтому у грибов разные имена, также как у вас. Каждый грибок любит своё дерево и свой лес и живёт только по своему адресу.
А вы знаете свой адрес? А имя своё знаете?
Дети: Да(называют свой адрес и имя)
Воспитатель: Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Псмотрите, это лес, в нём полно-полно чудес. Деревья разные растут. Лес бывает разный.
«Лиственный лес» ( в нем растут березы, осины. дубы и другие деревья с листьями).
«Хвойный лес» ( это лес, в котором растут сосны и ели).
«Смешанный лес» ( в нём растут и лиственные и хвойные деревья).
А что ещё мы можем найти в лесу? Давайте отгадаем.
1.Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)
Белый гриб встречается в лиственных, хвойных и смешанных лесах. Он чаще всего соседствует с елью, березой, дубом. Белые грибы очень питательны. Есть даже поговорка: «Боровой гриб лучше любого мяса».
2.Я нашла грибы в лесу.
Быстро маме отнесу.
Рыженького цвета
Нам привет от лета.
Очень любят их сестрички.
Называются … (лисички)
Лисички растут большими группами в смешанных и хвойных лесах.
С давних пор настойки из этих грибов применяют в народной медицине. Лисички полезно есть людям, страдающим болезнями глаз или «куриной слепотой». Лечат лисичками и такие опасные болезни, как фурункулез, ангину, гепатит С и туберкулез. Но для того, чтобы грибное лекарство принесло как можно больше пользы, лисички нужно правильно приготовить.
3. На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? - ...(маслята)
В сосновых и смешанных лесах маслята растут большими семьями практически все лето вплоть до осенних заморозков. Маслята распространены в Евразии, Америке, Австралии.
4. Дружные братцы на пеньке живут,
Хоровод ведут. (Опята)
В конце сентября, когда заканчивается грибной сезон, в лесах можно встретить зимний гриб. Он растет колониями на пнях, валежнике, живых деревьях лиственных пород.
5. В красной шляпе под осиной
К шляпе жёлтый лист прилип…
Полезай скорей в корзину
Ты съедобный, вкусный гриб. (Подосиновик)
Подосиновики с красной шляпкой растут в осиновых рощах. А вот грибы с желтыми и желто-бурыми шляпками можно встретить среди берез и сосен.
В лесах Северного полушария распространен подосиновик. Его еще называют красноголовик, или просто осиновик. Он соседствует с осиной, березой, елью. Редко растет поодиночке, чаще эти грибы можно встретить большими группами под молодыми деревьями или в мелколесье. Подосиновики встречаются по всей умеренной зоне и даже в тундре – там эти грибы порой возвышаются над карликовыми березами.
6. Вот и модницы сестрички,
И у них свои привычки -
Шляпки есть любого цвета,
Ты проверить можешь это. (Сыроежки)
Сыроежки растут в лиственных и хвойных лесах.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали. Про какие грибы были загадки?
Дети: про съедобные.
Физкультминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес ________Дети идут по кругу
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел ____Встряхивают кистями
Это очень хорошо_____________ Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать________Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать_________Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята ____________Показывают рукой вправо
На пеньке – опята.__________ Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, ______________Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Воспитатель: А это что за грибы?
1.Самый яркий гриб в лесу
Я домой не принесу.
Хоть красив его узор,
Не съедобен..(мухомор)
2.Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко.
Гриб опасный, гриб обманка,
Это бледная …(поганка).
Дети: Это не съедобные грибы.
Воспитатель: Правильно. Их собирать нельзя, но и уничтожать не надо. Почему, кто знает?
Дети: Ими лечатся животные.
Воспитатель: Правильно, животные – лесные жители. А какие животные?
Дети: ёж, белка, лось, кабан.
Воспитатель: Мухоморами питаются сороки, и белки, и лоси. Лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по нескольку штук. Мухоморы для животных лекарство. Мухомор красный растет в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах.
Воспитатель: А вы знаете строение гриба? Что у него есть?
Дети: ножка, шляпка.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. У гриба есть шляпка, ножка и грибница(т.е. корень). Поэтому, чтобы не повредить грибницу, нужно гриб срезать. Грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов.
Воспитатель: Вот сколько много мы узнали о грибах.
Грибы играют значительную роль в природе, в жизни леса.
В природе нет ничего лишнего. Не стоит забывать, что мы, люди, не единственные обитатели Земли. Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.
Пословицы о грибах
1.Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут
2.Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок
Приметы
1.Где дубы - там и грибы
2.Где мухоморы - там и белые
3.Если дождь редкий - ожидай грибов
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Какой гриб растёт под берёзой?(подберёзовик, боровик) Под осиной? (подосиновик)На пне?(опята) Вдоль лесных дорожек?(сыроежки).
В сосновых и еловых лесах?(маслята) В смешанных лесах(лисички).
Какое строение у гриба? Какие грибы называют не съедобными, а какие съедобными? Какие животные питаются грибами? Какой бывает лес?
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой.
Звучит музыка леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...
Презентация конспекта интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Презентация направлена на знакомство детей с народной игрушкой матрешкой....
ОД по формированию целостной культуры мира в старшей группе «Чистота - залог здоровья».
Цель: Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.Задачи:Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; познакомить с материалом на тему: «Микробы и какая наука их из...
Итоговое занятие по формированию целостной культуры мира в старшей группе: Викторина «Грибы».
Программные задачи: Закрепить знания детей о грибах, где они растут, их строением, внешними признаками. Умение различать съедобные и несъедобные грибы. Продолжать учить детей отгадывать загадки....
Конспект ОД по Формированию целостной культуры мира в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».
Цель: Закрепить знания о диких животных, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью. Познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображ...
Конспект занятия формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Моя семья»
формирование у детей понятия «семья»....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Грибы – съедобные и несъедобные».
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Грибы – съедобные и несъедобные»....