Проект "Таежная сказка: Висимский заповедник"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хмелева Анна Сергеевна

Наш проект по изучению Висимского заповедника является творческим и направлен на изучение природы, с целью объяснить детям, что заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taezhnaya_skazka_._tekst_.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:

"Таежная сказка: Висимский заповедник"

     Тип проекта: творческий, исследовательский

     Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатель, семьи воспитанников.

Актуальность.  Кто знает, сколько времени понадобится, чтобы исследовать все уголки нашей Родины - России… Возможно месяцы, а возможно и года, ведь на этой обширной территории находятся самые красивые и уникальные места России, природа которой так и манит туристов. Заповедники России - это сохранение Природного Наследия нашей Родины.

Что такое заповедник? Заповедники – это особо охраняемые территории, на которых стараются сохранить природу в первозданном виде. Заповедникам принадлежит исключительная роль в сохранении и восстановлении редких и исчезающих видов животных и растений, уникальных природных ландшафтов и ресурсов. Здесь разрабатываются новые подходы к изучению и охране дикой природы.

На стыке Европы и Азии, в живописном горном краю Среднего Урала расположен Висимский природный заповедник, созданный в 1971 году для сохранения   в естественном состоянии, охраны и изучения природных комплексов горной тайги. В 2001 году заповеднику был присвоен статус биосферного резервата ЮНЕСКО, его территория интересна с точки зрения организации комплексных исследований по влиянию хозяйственной деятельности на природу этого региона.

Висимский заповедник - уникальная "лаборатория природы". Естественные процессы, протекающие на этой заповедной территории, изучают специалисты разных профилей и направлений – ботаники, орнитологи, энтомологи, географы. Висимский заповедник ставит перед собой миссии:

1) Сохранение в естественном состоянии и изучение природного комплекса Среднеуральской горной тайги;

2) Экологическое просвещение;

3) Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Наш проект по изучению Висимского заповедника является творческим и направлен на изучение природы, с целью объяснить детям, что заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов.

         Цель проекта. Дать детям знания о Висимском заповеднике, о растительном и животном мире заповедника, его истории и деятельности.

Задачи проекта:

1. Проанализировать литературные источники и Интернет-ресурсы, подобрать материалы о Висимском заповеднике.

2. Формировать представление о природном ландшафте, растительном и животном мире заповедника.

3. Развивать творческие способности детей через чтение литературы,  

художественную деятельность: создание рисунков, фотографий и макета заповедника.

4. Развивать наблюдательность и основы исследовательской деятельности.

5. Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе, родному краю, любознательность, а также основы экологической грамотности.

6. Активизировать деятельность родителей в экологическом воспитании детей.

Результатом проекта станут знания по темам «Заповедники России», «Висимский заповедник», макет "Таежная сказка: Висимский заповедник" созданный детьми, совместно со взрослыми.

Методы и приёмы:

  • сбор информации;
  • работа с литературой;
  • обработка собранной информации;
  • творческая работа по созданию макета.

                                Этапы реализации проекта

  1. Подготовительная работа.

     Воспитатели проводят беседу с детьми о заповедниках, находящихся на территории России. Определение понятий «заповедное место», «заповедник», как особо охраняемая территория. Изучение разновидностей заповедников на территории России, их отличительные черты. Знакомство с растительным и животным миром заповедников.

      «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по   заповедникам России. Каждый из вас собрался путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправимся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

      Заповедники - от слова «заповедь». Заповедники – это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий. Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.

      Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины.»

      Воспитатель предлагает обратить внимание на заповедники и природные

парки Урала, в частности, на Висимский заповедник.

                                       

                                             Сбор и накопление информации.

   Дать детям первоначальные знания о Висимском заповеднике, познакомить с историей возникновения, рассматривание иллюстраций. Подбор информации для реализации проекта идет и через ИКТ: видеоматериалы, стихи, картинки. Рассматривание сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций, презентации «Заповедники России».

           Предложить детям нарисовать животный и растительный мир заповедника, таким, как они его себе представляют. Вызывать эмоциональный отклик, через продуктивную деятельность. Совместное с детьми размышление о том, как будет выглядеть макет Висимского заповедника. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта заповедника. По ходу высказываний детей воспитатель отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, напомнить о них.

        

  1. Работа по реализации проекта. Исследовательский этап
  • Беседы с детьми «Животный и растительный мир Висимского заповедника», «Как сберечь природу?» Познакомить детей с видами животных и растений, охраняемых на территории заповедника.
  • Создание альбома «Животные и растения заповедника». Привлечь родителей и детей к совместной деятельности в создании альбома в рамках проекта.
  • Дидактические игры «Про животных», «Растения. Парочки», «Что растёт в лесу?», «Времена года», «Какая птица, назови», «Найди дерево по описанию». Учить детей классифицировать животных и растения по группам.
  • Чтение художественной литературы: С. Прокофьева «Сказка про маленький дубок», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад», А. Лопатина «Мудрость дерева», А. Лопатина «Жизнь дерева».
  • Фотоотчет и рассказ семьи, посетившей Висимский заповедник зимой. Экскурсия в Висим, посещение «Музея Д.Н. Мамина –Сибиряка», оленеводческой фермы.
  • Проведение конкурса детских экологических рисунков и плакатов на тему

         «Экология глазами детей», выставки фотографий «Мы любим природу».

  • Просмотр мультфильмов «Таежная сказка», «Заповедник».
  • Слушание звуков природы: Голоса птиц в природе, «Песня жаворонка» П. Чайковского, Р. Леденев «Лесная тропинка», «Лес шумит» и др. Через восприятие музыки расширять представления детей о природе и ее звуках.
  •  Сбор природного материала для поделок, оформление гербария. Изготовление поделок из природного материала. Продуктивная деятельность (лепка «Лесные жители», рисование «Давайте будем беречь планету»).
  • Создание детьми, совместно со взрослыми макета "Таежная сказка: Висимский заповедник".

    3. Презентация проекта. Обобщающий, заключительный этап

Обобщение результатов работы по проекту «Таежная сказка: Висимский заповедник». Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности и основ исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка презентации проекта.

Познавательная, исследовательская и творческая деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

      Проведенная работа с детьми позволила достичь положительных результатов:        

- у детей возросло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- повысился уровень наблюдательности и исследовательской деятельности;

- дети стали проявлять любознательность, самостоятельность;

у детей есть желание общаться с природой и отражать свои впечатления

через продуктивные виды деятельности.

Висимский заповедник
         Заповедник расположен в горах Среднего Урала в верховьях реки Сулемы, на территории Пригородного района Свердловской области. Заповедник находится на границе Европы и Азии.

Главной рекой Висимского заповедника является Сулем, вода в которой прозрачная и приятная на вкус.

В заповеднике преобладают елово-пихтовые и березово-еловые и березово-сосновые леса. Растительность насчитывает свыше 560 видов - сибирская ель, сибирская пихта, сосна, кедр, сибирская лиственница, распространены также липа, ильм, щитовник, копытень. Широко распространены травянистые растения: фиалка, медуница и другие. Представлены различные виды мхов, лишайников, грибов.

В Висимском заповеднике есть растения из Красной Книги. Цицербита уральская и лилия кудреватая одни из самых красивых.

Животный мир характерен для тайги: известно более 150 видов позвоночных животных. Из хищных водятся: лесная куница, европейская норка, черный хорь, а также горностай, ласка, выдра, лисица, бурый медведь, рысь, волк. Из копытных встречается единственный представитель - лось; исчезли косули, росомахи. Встречаются белка, бобр.

Птиц около ста видов, распространены: глухарь, тетерев, рябчик, перепел. Водоплавающих мало, поскольку крупных водоемов в заповеднике нет. Встречаются вальдшнеп, бекас, перевозчик, среди дневных хищников - чеглок, кобчик, ястреб, канюк, филин. Для темнохвойных лесов Висимского заповедника характерны кедровка, клест-еловик, поползень. В реке Сулем водится около десяти видов рыб: европейский хариус, налим, обыкновенный подкаменщик, голец, а также щука, плотва, голавль.

Музей природы - важная часть Висимского заповедника. Он демонстрирует, как сильна и в то же время хрупка природа, а его экспонаты дают возможность детально рассмотреть животных, подойти к которым решится не каждый - например, медведь, рысь.

         Центральная усадьба Висимского заповедника находится в старинном уральском селе Висим (отсюда название) - родине Д. Н. Мамина-Сибиряка. Восточная часть заповедника занята приподнятыми горными массивами Среднего Урала, а западная находится среди остаточных гор западного склона хребта. Здесь зима не такая снежная, как в горах, а лето короче, но теплее.

Поселок Висим является одним из самых красивых мест Среднего Урала. Он прославился на всю Россию, прежде всего тем, что здесь родился самый одаренный уральский писатель – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. В своем творчестве он пишет про родной поселок Висим. 

Любой турист приехавший в Висим обязательно заглядывает в дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка, который находится недалеко от плотины пруда. Это дом детских воспоминаний и юношеских мечтаний уральского писателя. Если вы посетите этот музей, то узнаете, в какой атмосфере родился и жил Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Основные достопримечательности

В пределах охранной зоны выделены памятники природы: «Старик-Камень», «Камешек», «Кедровник на реке Нотихе», «Первобытный лес у деревни Большие Галашки», «Обнажения на реке Сулём», «Болото Шайтанское». Готовятся материалы по открытию новых памятников: «Журавлиное болото», «Гора Малиновая».

•  Старик-камень — это самая высокая точка на территории Висимского заповедника. Высота составляет 755 метров над уровнем моря. Гора покрыта темными хвойными лесами. О горе сочинено множество легенд. Одна из них гласит, что камень лежал в самой глубине леса, о нем никто не знал. А когда люди вырубили лес вокруг, он предстал им старым, покрытым мхом. Отсюда и пошло название «Старик»

•  Кедровник на реке Нотиха — один из самых крупных на западном склоне Северного Урала. Кедровник расположен в окрестностях деревни Большие Галашки в охранной зоне заповедника. Это ботанический памятник природы.

•  Гора Камешек — одна из самых высоких вершин склона Среднего Урала. Здесь представлен комплекс доледниковой реликтовой флоры.

•  Обнажения на реке Сулем — геологический памятник природы. Здесь представлены песчано-сланцевые слои девонского периода

•  Болото Шайтанское — горное болото западнее поселка Левиха. Это ботанический и гидрологический памятник природы

Красивейшие виды уральской природы, интересная информация, чистый воздух - все это и многое другое скоро будет на экологической тропе в Висимском биосферном заповеднике. Тропа проложена не в самом заповеднике, а в охранной зоне. На экологических маршрутах можно будет увидеть то, ради чего создавался заповедник, увидеть ценность природы, ее силу и слабость.

Литература:

  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006
  • Устинов С.К. Книги о заповеднике. Иркутск, 1995.
  • Дежкин В.В. "В мире заповедной природы". М., "Советская Россия", 1989.
  •  Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.- СПб.: детство-пресс, 2003.    
  • Летопись природы Висимского государственного природного биосферного заповедника за 2013 год. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014.
  • Экологические исследования в Висимском биосферном заповеднике. Материалы научной конференции, посвященной 35-летию Висимского заповедника. Отв. ред. Ю.Ф. Марин. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во Новое время, 2006.
  • Красная книга Российской Федерации. Животные. М.: АСТ: Астрель, 2001.
  • Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы / Отв. ред. Н.С. Корытин. Екатеринбург: Баско, 2008.
  • Официальный сайт Висимского заповедника.  http://visimskiy.ru/O_zapovednike
  • Заповедники и национальные парки России и мира [Электронный ресурс].URL: http://zapovednik.cwx.ru/
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»

Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"

День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...

Исследовательский познавательный творческий проект «Висимский заповедник»

Тематика проекта была выбрана не случайно – 2017 год объявлен годом экологии в России, ребята нашей группы заинтересовались появившейся в книжном уголке Красной книгой....

технологическая карта "Висимский заповедник"

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности. автор Новокрещенова Н.А....

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "Фея заповедника"

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории "Заповедник Столбы"....

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "В гостях у Феи заповедника".

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории «Заповедник Столбы»....