ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по теме ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ: ПОРТРЕТ, ПЕЙЗАЖ, НАТЮРМОРТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты занятий по художественно-эстетическому развитию | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема. Экскурсия в картинную галерею
Цель:
- Систематизировать знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, портрет).
- Продолжать формировать представление детей о Третьяковской галерее как храме русской живописи, воспитывать умение понимать и ценить произведения живописи.
Предварительная работа. Выучить с детьми стихотворение И. Бунина «Детство».
Материал. «Колокольный звон Кремлёвских курантов» и «Романс» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова (аудиозаписи); репродукции, которые дети уже рассматривали и новые («Сосны, освещённые солнцем» И. Шишкина; «Зелёная рюмка» П. Кончаловского; «Девочка в маковом венке и с гвоздикой в руке» О. Кипренского; портрет П.М. Третьякова И.Крамского); альбом «Третьяковская галерея»; открытки – пейзажи, портреты, натюрморты; венок из искусственных цветов.
Ход занятия
Дети входят в зал под кремлёвский звон (аудиозапись).
Воспитатель. Вы слышали бой Кремлёвских курантов, а недалеко от Кремля за Москвой-рекой в Лаврушинском переулке находится уже известная вам всемирно знаменитая галерея. Кто её основал? (Обращает внимание на портрет П.М. Третьякова.) Мы совершим экскурсию по нашей галерее. В ней собраны репродукции с картин, которые хранятся в Третьяковской галерее.
На первом стенде висят репродукции с картин Левитана и Шишкина.
Воспитатель. Как можно одним словом назвать эти картины? Почему? Какие из них вы уже знаете? Какую видите в первый раз? Её автор – художник И. Шишкин. Какие деревья он нарисовал? Какое время года? Докажите. Ясный или пасмурный день изображён на картине? Как вы догадались? Эта картина называется «Сосны, освещённые солнцем». А теперь послушайте прекрасное стихотворение про сосновый бор написал И. Бунин. (Кто-то из детей, по желанию, читает стихотворение И. Бунина «Детство».) Переходим к следующему стенду, на котором репродукции с портретов, уже знакомых вам. А какую картину вы видите впервые? Художник О. Кипренский изобразил девочку, которая жила в Италии, прекрасной стране у тёплого моря. Чем занималась девочка прежде, чем её позвали позировать художнику? Какой цветок она держит в руке? Картина Кипренского так и называется – «Девочка в маковом венке и с гвоздикой в руке».
Девочки по очереди надевают венок из искусственных цветов, а мальчики внимательно смотрят на них, пытаясь определить, кто из них больше похож на девочку Кипренского. Потом дети идут к следующему стенду с натюрмортами, уже знакомыми детям, и новым для них натюрмортом Кончаловского «Зелёная рюмка».
Воспитатель. Как можно назвать все эти картины одним словом? Назовите те, которые вы уже знаете. Какой натюрморт видите впервые? Что изобразил художник Кончаловский? Из чего сделана рюмка? А чашка? Как вы догадались? Что в натюрморте самое главное? (Зелёная рюмка). Картина так и называется «Зелёная рюмка».
Дети садятся за столы, поставленные по кругу, и рассматривают открытки с изображением портретов, пейзажей и натюрмортов (под музыку Г. Свиридова). Воспитатель беседует с каждым ребёнком.
Проводится игра «Найди и покажи». Дети читают стихи о портрете, пейзаже и натюрморте и находят нужные открытки. Воспитатель подводит итоги занятия.
Конспект НОД
Тема. Натюрморт
Цель:
- Познакомить с особенностями натюрморта как жанра; продолжать знакомить с выразительными средствами живописи.
- Формировать понимание эстетической ценности натюрморта.
Материал. Репродукции картин П.Н. Кончаловского «Сирень», И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», К.С. Петрова-Водкина «Ветка яблони. Розовый натюрморт»; наборы открыток «Натюрморт в западноевропейской живописи» (Л.: Аврора, 1988) и «Голландский натюрморт XVII века» (М.: Искусство, 1987); фотография с изображением Третьяковской галереи; аудиозапись «Вальса» Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Ход занятия
Дети сидят на ковре перед мольбертом. Воспитатель показывает фотографию с изображением Третьяковской галереи.
Воспитатель. Как называется это здание? Что вы знаете о галерее? Репродукции каких картин, находящихся в Третьяковке, вы уже рассматривали? (Пейзажи Левитана). А сегодня мы будем рассматривать совсем другие картины. Они называются натюрморты. (На мольберт выставляется репродукция с картины П.Н. Кончаловского «Сирень»). Что изобразил художник на этой картине? Как называются эти цветы? Видите отдельные цветочки? Какого цвета лепестки? А зачем художник рисует цветы? Может быть лучше любоваться настоящими цветами? (Настоящие цветы завянут, а нарисованные будут цвести вечно, радуя нас и многих других людей). Как бы вы назвали эту картину? (На мольберт выставляется репродукция с картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»). Что нарисовал художник? (Калачи, булки, каравай, куличи, баранки, сухари и пирожные в вазе). Как вы думаете: как художник готовился к работе над картиной? (Приготовил хлебы, стол, полку, ткань, вазу, натянул холст, взял кисти и краски). Закройте глаза и представьте, что всё нарисованное стало настоящим. Какой запах вы чувствуете? Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать разные хлебы? Тёплые это краски или холодные? Любуется художник красотой хлеба и нам даёт возможность любоваться ею. Разный хлеб пекли в России, в том числе и в Москве. А хлеб и вообще всякую еду раньше называли снедью. И картина Машкова называется «Снедь московская. Хлебы». (На мольберт выставляется репродукция с картины «Розовый натюрморт. Ветка яблони» К.С. Петрова-Водкина). Вот ещё один натюрморт, называется он «Ветка яблони». Почему он так называется? Что ещё изображено на картине? Каких красок больше на картине – холодных или тёплых? Второе название этой картине Петров-Водкин дал «Розовый натюрморт». Почему? (Розовый отблеск на скатерти).
Мы с вами рассмотрели три репродукции. Как называются такие картины? (Натюрморты). Вспомните фамилии художников этих картин.
Дети садятся за столы, на которых разложены открытки (по одному натюрморту и одному пейзажу на каждого). Звучит вальс Е. Доги. Дети рассматривают открытку, слушают музыку. Воспитатель беседует с каждым ребёнком отдельно.
Воспитатель. Сейчас мы выучит стихотворение о натюрморте.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт.
(Александр Кушнер)
Проводится игра «Найди и покажи» (воспитатель читает стихи Кушнера, дети показывают нужные открытки – пейзажи или натюрморты).
В конце занятия подводятся его итоги (что же такое натюрморт, в чём его эстетическая ценность – художник сам видит – и позволяет это сделать нам – красоту окружающего нас мира, не только природы – пейзаж,- но и так называемой «неживой» натуры).
Конспект НОД
Тема. Пейзажи Левитана
Цель:
- Познакомить с особенностями пейзажа как жанра, с творчеством И. Левитана.
- Формировать эстетическое отношение к природе.
Материал. Репродукции картин «Март» и «Весна, большая вода»; набор открыток «И. Левитан» (М.: Правда, 1989).
Ход занятия
Дети сидят на ковре перед мольбертом.
Воспитатель. Недавно вы узнали о необычном здании в Москве, где собрано много картин, скульптур, мебели. Как называется это здание? (Третьяковская галере.). Кто основал Третьяковскую галерею? (Павел Михайлович Третьяков). П.М. Третьяков очень любил живопись И. Левитана и собрал в своей галерее много его картин (выставляет репродукцию «Март»). Какое время года изобразил художник? Как вы догадались? Ясный или пасмурный день на картине? Почему вы так думаете? Что нарисовал художник тёплыми красками? (дорогу, лошадку, стену дома, отсветы солнца на деревьях.) Что изображено холодными красками? (тени от деревьев, снег).
А теперь послушайте стихотворение С. Маршака «Март». («Снег теперь уже не тот…»). Картина, которую мы только что рассматривали, тоже называется «Март». (Выставляет на мольберт репродукцию «Весна, большая вода».) Посмотрите: яркое весеннее солнце растопило снег. Тонкие берёзки отражаются в воде, в которой как будто утонуло голубое небо. Берег, качающийся у кромки ещё холодной воды челнок, деревушка вдали – всё согревается под ласковыми солнечными лучами, всё пробуждается от долгого зимнего сна. А называется картина «Весна, большая вода».
Дети садятся за столы, на которых лежат открытки из набора (по две на каждого ребёнка). Звучит пьеса П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Времена года». Дети под музыку рассматривают открытки, а воспитатель беседует с каждым ребёнком индивидуально.
Дети учат наизусть стихотворение А. Кушнера «Пейзаж»:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
В конце занятия подводятся его итоги (что нового узнали; в каком жанре по преимуществу работал И. Левитан).
Конспект НОД
Тема. Портрет
Цель:
- Познакомить с особенностями портрета как живописного жанра.
- Развивать речь, умение использовать сравнение, синонимы, передающие эмоциональное отношение к увиденному на картине.
Предварительная работа. Рассматривание репродукции с картины Филатова «Юный живописец» и детский фотографий.
Материал. Репродукции с картин «Мика Морозов» В. Серова и «Портрет сына художника» и автопортрет В. Тропинина; книга Е. Кончина «Как рождается музей» (М.: Дет. лит-ра, 1988); открытки, на которых изображены предметы и натюрморты (по 3 на каждого ребёнка); «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского (аудиозапись).
Ход занятия
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит репродукция автопортрета В. Тропинина (её можно найти в вышеназванной книге). Предлагает внимательно рассмотреть репродукцию и ответить на следующие вопросы: кто изображён на картине (художник, у него палитра и кисти) и в каком городе жил этот художник (обратить внимание на зубчатые стены и высокие башни Кремля).
Воспитатель. Вот что рассказала нам картина, на которую её автор, художник В. Тропинин, изобразил самого себя. Это автопортрет.
В. Тропинин написал много портретов, один из них «Портрет сына художника», его звали Арсений, мы сейчас его увидим. (Дети садятся на ковёр у мольберта, рассматривают картину, затем отвечают на вопросы.) Какое лицо у Арсения? О чём говорят его глаза? (Белым листом прикрыть нижнюю часть лица.) Скажите, почему одна часть лица на портрете светлая, а другая – тёмная? С какой стороны падает свет? Где художник писал портрет – дома или на улице? Как вы догадались? (Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию с картины «Мика Морозов В. Серова.) Кто из этих мальчиков старше? Как вы догадались? Хочется Мике сидеть смирно в кресле? (Обратить внимание на выражение лица и положение рук на подлокотнике кресла.) Как вы думаете, чем занимался Мика до того, как его позвали позировать художнику?
Дети садятся за столы и рассматривают открытки, слушая «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского (аудиозапись). Воспитатель беседует с каждым ребёнком отдельно.
Воспитатель. А сейчас мы выучим стихотворение «Портрет».
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется
портрет.
(А. Кушнер)
Проводится игра «Найди и покажи».
В конце занятия воспитатель подводит его итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по рисованию на тему "Жанры живописи"
Алгоритм для дошкольников по определению жанра живописи с использованием мнемотаблиц и текста песни Гр. Гладкова и А. Кушнера "О картинах"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"809905...
Презентация к занятию на тему "Жанры живописи"
Презентация к заняти по рисовани на тему "Жанры живописи"...
Изучение темы "Жанры живописи с детьми подготовительной группы" (Методическая разработка в помощь воспитателю).
Методическая разработка для воспитателей подготовительных групп по развитию художественных способностей. Основная задача познакомить детей с натюрмортом и его видами, закрепить знания детей о понятии...
Конспект НОД По художественно-эстетическому развитию. Рисование. Подготовительная к школе группа. Тема: «Жанры живописи. Пейзаж».
Интеграция областей: Познавательное развитиеСоциально – коммуникативное развитие.Речевое развитиеХудожественно – эстетическое развитиеФизическое развитие.Цель: Позна...
План-конспект музыкального занятия по теме "Жанры музыки"
В конспекте предлагается форма ознакомления детей с основными жанрами музыки....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по теме «Жанры живописи».
Программное содержание:...
Конспект занятия на тему: «Жанры живописи: натюрморт» для детей старшей группы.
Дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте; продолжать учить детей замечать цвет и оттенки, которые художник использует для изображения плодов и цветов; вызвать у детей а...