Конспект занятия на тему: «Жанры живописи: натюрморт» для детей старшей группы.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте; продолжать  учить детей замечать цвет и оттенки, которые художник использует для изображения плодов и цветов; вызвать у детей активный интерес и желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой; воспитывать эстетические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_zhivopisi_natyurmort.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Жанры живописи: натюрморт»

для детей старшей группы.

Цель: ознакомление  детей с жанром живописи «натюрморт».

Задачи: дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте; продолжать  учить детей замечать цвет и оттенки, которые художник использует для изображения плодов и цветов; вызвать у детей активный интерес и желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой; воспитывать эстетические чувства.

Материал: репродукции картин: И. Хруцкий «Цветы и плоды», «Овощи и грибы»; предметы для составления композиции: цветы, муляжи фруктов, муляжи овощей, стол, скатерть, тарелки, ваза.

Ход занятия:

Организационный момент

Д/И «Назови, что это?»

Воспитатель: «Я буду называть предметы, а вы одним словом скажите что это» (овощи, фрукты, цветы, посуда)

Показать детям картины – натюрморты.

Воспитатель: « Что изображено на этих картинах? Что в них общего?

Дети: «Вещи. Различные предметы, посуда, еда»

Воспитатель: «Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. На всех этих картинах изображен натюрморт»

Чтение стихотворения «Натюрморт»

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт! (Григорий Гладков)

Воспитатель подводит детей к натюрморту «Цветы и плоды».

Что изображено на этой картине? (Цветы, овощи, фрукты.) На этой картине нарисованы цветы, они живые, но срезаны в букет. Яблоки и персики сорваны, а не висят на дереве. Кто знает, как называется такая картина, где нарисованы предметы? (Натюрморт.)

Что привлекает ваше внимание в этом натюрморте? (Много красивых фруктов, цветов.) На чем расположены все эти предметы? (На столе.)

Посмотрите, что лежит на столе справа? (Персики и абрикосы.) Как вы думаете, какие они? (Желтые, круглые, сочные, аппетитные, спелые и т. д.) Какие краски использовал художник, чтобы передать зрелость фруктов? (Желтый, оранжевый, коричневый, красный, розовый.) То есть все теплые оттенки!

Что еще говорит о том, что эти фрукты зрелые? (Один из абрикосов разломан, хорошо видна его зрелая мякоть и косточка.) Какие чувства хотел вызвать художник, изображая эти фрукты? (Каждый персик как будто говорит: «Какой я зрелый, сочный, сладкий! Попробуйте меня!»)

Обратите внимание на левую часть картины. Что вы видите? (Корзина, наполненная виноградом.) Какой виноград? Как художнику удалось показать спелость винограда? (Он прозрачный, кажется, что видны его косточки, ягоды блестят, сверкают янтарными оттенками.) Что подчеркивает свежесть винограда? Давно ли сорвали эти ягоды? (Недавно, потому что на ветках его листья еще не завяли.)

Почему одна из кистей винограда лежит на столе? (Его много в корзине, не помещается весь.) О чем хотел сказать художник, рисуя так много винограда в корзине? (Очень богатый урожай.)

Какие чувства вызвали эти плоды у самого художника? (Восторг, восхищение, радость от богатства только что собранного урожая.)

Обратите внимание на букет цветов! Какие это цветы? Кто больше назовет цветов в вазе?

В каких тонах художник нарисовал цветы? (Все цветы в теплых тонах.) Почему выбраны такие краски? (Осенью цветы и многие растения приобретают именно такую окраску.) Такие цветы хорошо дополняют фрукты на столе.

В какой вазе стоят эти цветы? (Это кувшин.) Из какого материала он сделан? (Он керамический, сделан из глины или деревянный.) О чем говорит такой кувшин? Почему хозяин поставил такой красивый букет в кувшин? (Может быть, он спешил или любит такие кувшины и т. д.)

Теперь представьте, что вы стоите возле этого стола — что вы ощущаете? (Аромат, приятный запах от цветов и фруктов.) Что бы вы хотели попробовать с этого стола?

Как вы думаете, на что хотел обратить внимание художник, рисуя эту картину? (Он хотел подчеркнуть богатство осенних даров природы.)

Кто вырастил и собрал эти дары? Можно ли сказать, что этот натюрморт о труде людей, которые вырастили такое богатство?

Что еще на картине говорит о присутствии человека где-то рядом? (Стакан с недопитой водой, разломанный персик.) Почему художник нарисовал эти предметы? (Чтобы показать, что человек много трудился, собирая урожай, хотел пить, но у него еще много работы, и он не допил воду, ушел.)

Какое настроение вызывает эта картина у вас? Как бы вы назвали ее? Автор — Иван Хруцкий — назвал свой натюрморт «Цветы и плоды». Он рисовал и пейзажи, и портреты, но больше всего он любил рисовать натюрморты.

Сейчас посмотрите еще одну картину И. Хруцкого. Она называется «Овощи и грибы». Однажды художнику в подарок принесли корзину с грибами. Грибы были такие свежие и красивые, Иван Хруцкий так радовался этой красоте, что захотел сохранить ее, нарисовать картину.

Как вы думаете, кто мог принести художнику эти грибы? (Знакомый, друг, лесник и т. д.)

Вы собирали когда-нибудь грибы? Какие?

Какие грибы вы видите в этой корзине? Опишите их. (Свежие, большие, красивые.) Что подчеркивает свежесть грибов? (Их ножки еще не очищены от земли, шляпки блестят и т. д.)

Что еще вы видите рядом с корзиной? (Много овощей.) Какие они все? (Свежие, сочные, красивые, яркие и т.д.)

Какое настроение вызывает эта картина у вас? Как бы вы назвали ее?

Воспитатель: «Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат и свежесть даров природы. «Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Паскаль, французский философ (1623-1662 г.)

Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы - вянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас».

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх)

Воспитатель: « Предлагаю вам потренироваться в составлении натюрморта. Натюрморты будем составлять из предметов, которые я приготовила. Назовите эти предметы.

Дидактическая игра «Составь натюрморт»  (дети составляют натюрморты).

Воспитатель: «Что нового вы узнали на занятии?  Кто пишет картины?  Из каких предметов состоит натюрморт?  Какой натюрморт вам понравился больше?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: "Удивительный мир космоса" для детей старшей группы

Занятие поможет  углубить   познавательный интерес детей к космосу,  к работе космонавтов,    развивать фантазию, воображение детей, в воспитании чувства гордости за исто...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Четырехугольник. Ориентировка в пространстве"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Четырехугольник. Ориентировка в пространстве"...

Конспект занятия по теме «История Георгиевской ленточки» для детей старшей группы

Музыка: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы» Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна, надевают наши деды Боевые ордена, их с утра зовет дорога На торжественный парад, и задумчиво с по...