Конспект занятия по познавательному развитию Имя твое
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
формировать положительное отношение к именам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формировать положительное отношение к именам | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию «Имя твоё» в подготовительной группе
Цель: формировать положительное отношение к именам
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
Познакомить с историей возникновения имен.
Упражнять в словообразовании на примере имен (подборе суффиксов с уменьшительно - ласкательным значением).
Развивающие : развивать познавательный интерес к своему имени. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Оборудование: детские альбомы «О моем имени»,
Предварительная работа: беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств. Рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени». Чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».
Словарная работа: Имя, отчество, фамилия, тёзка.
Работа с родителями: Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;
Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».
Методические приемы и методы:
• словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;
• практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»;
• игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен».
Ход занятия:
Воспитатель и дети приветствуют гостей.
Воспитатель: «Дорогие гости, как хорошо, что Вы к нам пришли. Мы с детьми, любим, встречать гостей.
-Скажите, ребята зачем люди ходят друг к другу в гости?»
Ответы детей: «чтобы познакомиться, подружиться, пообщаться».
Воспитатель предлагает детям подойти к гостям и познакомиться с ними.
Д/И «Давайте познакомимся». (дети поочерёдно называют своё имя, далее гости называют свои имена)
Воспитатель: «Спасибо гости и нам было приятно с вами познакомиться».
Звучит плач ребенка.
- Как вы думаете, кто это плачет ? Маленький ребенок. Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. Посмотрите, это новорожденные дети, на них прикреплены бирки (показ новорожденных)(слайд 1)
- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, эти новорожденные малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? (Дети рассматривают, сравнивают, обобщают).
Ответы детей: новорожденные дети неотличаются друг от друга.
Воспитатель:- Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, а есть только бирочки с номерками-цифрами. Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирочке: первый, пятый, десятый...
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку.
И у мамы есть, и у папы есть,
и у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух сказать.
Что это? (Дети: Имя.)
Имена, имена, имена -
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна -
Так и имя – загадка и тайна.
(Александр Бобров)
Воспитатель- Ребята, вы наверное догадались о чем мы будем беседовать? Верно, об именах. Зачем люди придумали имена. (Дети размышляют, воспитатель уточняет, дополняет).
Воспитатель: «А вы знаете ребята, что нет ни одного человека, у которого не было бы имен.
Имена - это слова особые. Они значат очень многое. Имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными и смелыми. Как вы думаете, как раньше давали имена детям.
Ответы детей: -По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая)
-По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок)
-По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой)
-По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка)
Воспитатель: - У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других.
Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» - ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Дарина, тебе здесь нравится?» - и Дарина сразу поймет, что нам важно именно ее мнение. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Агата так красиво поет!» или «Молодец, Алан. Он пропустил Дашу вперед себя». И Агата, И Алан, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них.
О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит, не поступай плохо.
- Каждого из нас можно назвать ласково и нежно - Настенька, Дашенька, Русланчи.
А можно совсем по-взрослому - Настя, Даша, Руслан.
Я хочу рассказать вам сказку про девочку Олю.
«Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал ее и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует ее, назвав ласковыми именами. Дети вам жалко девочку Олю? Вы хотите помочь ей? А как мы можем ей помочь?
Ответ детей: Нужно ей сказать ласковое имя.
Воспитатель: Вот и ее друг Петя, узнав об этом, быстро стал придумывать ласковые имена. Давайте мы поможем Пете.
Ответ детей: Олечка, Оленька, Олюня, Олюся, Ольгуня, Леля, Лелечка,
Воспитатель: «Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось. Она теперь уже умела веселиться и играть».
- Ребята, можно ли обзывать друг друга, называть грубо?
Ответ детей: Нет. Нужно обращаться друг к другу доброжелательно, ласково.
Воспитатель:- Давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково соседа». Вы будете называть ласково сидящего рядом соседа. (Дети называют соседа)
- Ласковым словом -именем можно воодушевить, поднять настроение, а грубым (Сашка, Юлька)-обидеть.
- Каждое имя имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться, что обозначает русское имя Владимир. Послушайте: Владимир. Какие 2 слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответственность, Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Еще: Людмила - людям милая.
- Имен много, каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени или имени отчеству - если взрослый.
Воспитатель: Ребята послушайте.
«Имя даёт отраду,
Дарит счастье и удачу
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?
Воспитатель : Ребята, скажите, почему именно такое имя дали вам родители?
Ответы детей: Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями.
Воспитатель: «А у нас в группе есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Интересно как же их зовут.
Ответы детей: Егоры, Ульяны, Данилы
Воспитатель: ребята, люди с одинаковыми именами зовутся «тёзками». А кто из вас знает своих «тёзок» (Ответы детей).
Физ мин
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места и давайте вспомним о важном документе, в котором записаны все права детей. Взрослые говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», но оказывается и у детей есть права. Скажите, как называется этот главный международный документ?
Ответы детей: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка». (слайд2)
Воспитатель: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы.
Ответы детей: все дети имеют право на жизнь, имя, на семью, лечение, обучение, на отдых и игры….
Воспитатель: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. И родителям выдают первый документ. Давайте вспомним, как он называется.
Ответ детей: «Свидетельство о рождении». ( слайд 3 Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и. о. ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно (демонстрирует свои фотографии). Звали эту девочку ласково: Розальюша, Розаличка.. Девочка выросла, стала взрослой. А сейчас она много лет работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама зовет, меня ласково Розальюша. Моя дочь называет меня «мама». Муж и друзья зовут Розалия. А в детском саду я для всех Розалия Рифовна.
Воспитатель: Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя.
Вот вы малышки, вас называют мой малыш Егорушка, моя даченька Уличка( Слайд 4).
А вот дошкольники , вы ужи Егоры , Ульяны (слайд 5) .
Вот вы школьники Лера в школе станет Валерией, Настя – Анастасией , Даша – Дарьей.(слайд 6)
Когда вырастите вы будите Агата Николаевна, Данил Валерьевич и т.д. (слайд7)
- Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, строителями, писателями.И ваши имена прославят нашу страну, а все мы с гордостью будем вспоминать о том, что детство ваше прошло в нашем детском саду.
- Любите свое имя, берегите, гордитесь!
Воспитатель: Скажите, вы верите в чудеса? Я тоже верю. Только в чудеса надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.
(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена читаем их). Воспитатель: ребята, посмотрите какое чудо у нас вышло. Кто нашёл своё имя. Молодцы! И теперь мы с радостью можем подарить это нашим гостям.
Релаксация. Воспитатель: Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула искорка, маленькое - маленькое солнышко. Это ваше имя, оно не обжигает вас, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Значит, ваши имена растут вместе с вами и настоящая дружба становится между вами крепкая.
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по познавательному развитию "Твоя страна-твой народ"
патриотическое воспитание...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)
Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект занятия по познавательному развитию "Книга твой друг"
На занятии обогащаются представления детей о книге, её изготовлении, строении, воспитывается бережное отношение к книгам, продолжается знакомство с трудом творческих профессий:...