Конспект занятия по познавательному развитию Имя твое
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

формировать положительное отношение к именам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию «Имя твоё» в подготовительной группе

Цель: формировать положительное отношение к именам

Задачи:

Обучающие:  познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;

 Познакомить с историей возникновения имен.

  Упражнять в словообразовании на примере имен (подборе суффиксов с уменьшительно - ласкательным значением).

Развивающие :  развивать познавательный интерес к своему имени. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова; 

Воспитательные:  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование: детские альбомы «О моем имени»,

Предварительная работа:  беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств. Рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени».  Чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».

Словарная работа: Имя, отчество, фамилия, тёзка.

Работа с родителями:  Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;

 Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».

Методические приемы и методы:

• словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;

• практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»;

• игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен».

Ход занятия:

Воспитатель и дети приветствуют гостей.

Воспитатель: «Дорогие гости, как хорошо, что Вы к нам пришли. Мы с детьми, любим, встречать гостей.

-Скажите, ребята зачем люди ходят друг к другу в гости?»

Ответы детей: «чтобы познакомиться, подружиться, пообщаться».

Воспитатель предлагает детям подойти к гостям и познакомиться с ними.

Д/И «Давайте познакомимся». (дети поочерёдно называют своё имя, далее гости называют свои имена)

Воспитатель: «Спасибо гости и нам было приятно с вами познакомиться».

Звучит плач ребенка.

- Как вы думаете, кто это плачет ? Маленький ребенок. Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. Посмотрите, это новорожденные дети, на них прикреплены бирки (показ новорожденных)(слайд 1)

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, эти новорожденные малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? (Дети рассматривают, сравнивают, обобщают).

Ответы детей: новорожденные дети неотличаются  друг от друга.

Воспитатель:- Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, а есть только бирочки с номерками-цифрами. Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирочке: первый, пятый, десятый...

Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку.

И у мамы есть, и у папы есть,

и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать.

 Что это? (Дети: Имя.)

   Имена, имена, имена -

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна наша страна -

Так и имя – загадка и тайна.

(Александр Бобров)

Воспитатель- Ребята, вы наверное догадались о чем мы будем беседовать?  Верно, об именах. Зачем люди придумали имена. (Дети размышляют, воспитатель уточняет, дополняет).

 Воспитатель: «А вы знаете ребята, что нет ни одного человека, у которого не было бы имен.

Имена - это слова особые. Они значат очень многое. Имя человека возникло очень  давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными и смелыми. Как вы думаете, как раньше давали имена детям.

Ответы детей:   -По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая)

-По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) 

 -По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) 

 -По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка) 

Воспитатель: - У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других.

Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» - ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Дарина, тебе здесь нравится?» - и Дарина сразу поймет, что нам важно именно ее мнение. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Агата так красиво поет!» или «Молодец, Алан. Он пропустил Дашу вперед себя». И Агата, И Алан, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них.

О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит, не поступай плохо.

- Каждого из нас можно назвать ласково и нежно - Настенька, Дашенька, Русланчи.

А можно совсем по-взрослому - Настя, Даша, Руслан. 

    Я хочу рассказать вам сказку про девочку Олю.

«Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал ее и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует ее, назвав ласковыми именами. Дети вам жалко девочку Олю? Вы хотите помочь ей? А как мы можем ей помочь?

Ответ детей: Нужно ей сказать  ласковое имя.

Воспитатель: Вот  и ее друг Петя, узнав об этом, быстро стал придумывать  ласковые имена. Давайте мы поможем Пете.

Ответ детей: Олечка, Оленька, Олюня, Олюся, Ольгуня, Леля, Лелечка,

Воспитатель:  «Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось. Она теперь уже умела веселиться и играть».

- Ребята, можно ли обзывать друг друга, называть грубо?

Ответ детей:   Нет. Нужно обращаться друг к другу доброжелательно, ласково.

Воспитатель:- Давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково соседа». Вы будете называть ласково сидящего рядом соседа. (Дети называют соседа)

- Ласковым словом -именем можно воодушевить, поднять настроение, а грубым (Сашка, Юлька)-обидеть.

- Каждое имя имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться, что обозначает русское имя Владимир. Послушайте: Владимир. Какие 2 слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответственность, Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Еще: Людмила - людям милая.

- Имен много, каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени или имени отчеству - если взрослый.

Воспитатель: Ребята послушайте.

«Имя даёт отраду,

Дарит счастье и удачу

Оттого узнать бы надо,

Что же имя ваше значит?

Воспитатель : Ребята, скажите, почему именно такое имя дали вам родители?

 Ответы детей:  Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями.

Воспитатель: «А у нас в группе есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Интересно как же их зовут.

Ответы детей: Егоры, Ульяны, Данилы

Воспитатель:  ребята, люди с одинаковыми именами зовутся «тёзками». А кто из вас знает своих «тёзок» (Ответы детей).

Физ мин

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места и давайте вспомним о важном документе, в котором записаны все права детей. Взрослые говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», но оказывается и у детей есть права. Скажите, как называется этот главный международный документ?

Ответы детей: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка». (слайд2)

 Воспитатель: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы.

Ответы детей: все дети имеют право на жизнь, имя,  на семью, лечение, обучение, на отдых и игры….

Воспитатель: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. И родителям выдают первый документ. Давайте вспомним, как он называется.

Ответ детей: «Свидетельство о рождении». ( слайд 3 Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и. о. ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ.

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно (демонстрирует свои фотографии). Звали эту девочку ласково: Розальюша,  Розаличка.. Девочка выросла, стала взрослой. А сейчас она много лет работает  воспитателем.  Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама зовет, меня ласково Розальюша. Моя дочь  называет меня «мама». Муж и друзья зовут Розалия. А в детском саду я для всех Розалия Рифовна.

Воспитатель: Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя.

Вот вы малышки, вас называют мой малыш Егорушка,  моя даченька Уличка( Слайд 4).

А вот дошкольники , вы ужи Егоры , Ульяны (слайд 5) .

 Вот вы школьники Лера в школе станет Валерией, Настя – Анастасией , Даша – Дарьей.(слайд 6)

Когда вырастите вы будите Агата Николаевна, Данил Валерьевич и т.д. (слайд7)

- Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, строителями, писателями.И ваши имена прославят нашу страну, а все мы с гордостью будем вспоминать о том, что детство ваше прошло в нашем детском саду.

- Любите свое имя, берегите, гордитесь!

 Воспитатель: Скажите, вы верите в чудеса? Я тоже верю. Только в чудеса надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена читаем их). Воспитатель: ребята, посмотрите какое чудо у нас вышло. Кто нашёл своё имя. Молодцы! И теперь мы с радостью можем подарить это нашим гостям. 

Релаксация. Воспитатель: Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула искорка, маленькое - маленькое солнышко. Это ваше имя, оно не обжигает вас, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Значит, ваши имена растут вместе с вами и настоящая дружба становится между вами крепкая.

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его.

Вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию "Книга твой друг"

На занятии обогащаются  представления  детей о книге, её изготовлении, строении, воспитывается  бережное отношение к книгам, продолжается знакомство  с трудом творческих профессий:...