Презентация опыта работы. Экспериментирование.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Презентация опыта работы по экспериментированию с водой, песком, воздухом, огнём.
Консультация "Детское экспериментирование"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментирование понимается, как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях.
Задача педагогов ДОУ – не только показать ребёнку эксперимент, но и организовать среду таким образом, чтобы стала возможна самостоятельная экспериментальная деятельность ребёнка, т.к. эта возможность способствует:
- Овладению способами деятельности;
- Проявлению инициативности и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
- Способность выбирать себе род занятий и товарищей по совместной деятельности;
- Способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться;
- Способствует развитию воображения, которое реализуется во всех видах деятельности
- Развивает волевые аспекты личности, способность следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности, соблюдая правила безопасного поведения;
- Проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, выявлять причинно-следственные связи;
- Овладение начальными знаниями о природе и мире.
Для организации экспериментальной деятельности дошкольников необходимо:
- Ознакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта и правилами безопасности;
- Продемонстрировать проведение опыта педагогом (провести опыт совместно с детьми\ребёнком в случае, если это возможно)
- Дать ребёнку самостоятельно провести эксперимент, в случае, если это безопасно
При этом ознакомление ребёнка с алгоритмом проведения эксперимента не может проходить в устной форме – недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводить опыт, необходимо использовать схемы\модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов.
Таким образом, одной из удобных форм для самостоятельного детского экспериментирования является оформление карт-схем, отражающих в рисунках или моделях алгоритм проведения экспериментов, которые помогли бы (после изучения алгоритма совместно с педагогом) использоваться детьми в самостоятельной деятельности.
Работа с такими схемами проводится в несколько этапов:
- Ознакомление с правилами безопасности при проведении опыта;
- Формирование понятия карта\схема проведения опыта – начинается в момент проведения первого опыта. При ознакомлении с картой\схемой дети начинают понимать, что на карте схематично отражён порядок проведения опыта; начинают понимать схематичные изображения; осознают, что, действуя по обозначенному алгоритму, можно провести опят самостоятельно. Происходит формирование понятия «алгоритм действий».
- Проведение опытов педагогом вместе с детьми (если это безопасно) с подробным объяснением действий и показом их обозначения на карте\схеме.
- Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми в присутствии педагога, при обязательном предварительном объяснении ребёнком своих действий по схеме и выяснении смысла всех схематичных изображений.
- Самостоятельное проведение опытов ребёнком в присутствии педагога или без - в зависимости от опыта, без предварительного объяснения действий.
- Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребенком по карте\схеме (в присутствии педагога или без – в зависимости от опыта).
Такое использование карт\схем для проведения опытов развивает наглядно – образное мышление дошкольников, способствует формированию логического мышления – изучение алгоритма действий помогает устанавливать причинно-следственные связи, развивает мыслительные операции – сравнение, классификация, обобщение, анализ. При этом экспериментальная деятельность создаёт определённую эмоциональную атмосферу и способствует повышению познавательной активности.
Что такое детское экспериментирование?
Единого строгого научного определения не существует. Для обозначения исследовательской деятельности, применительно к дошкольникам, используется понятие «Детское экспериментирование», под которым понимается практическое выполнение ребёнком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей.
У дошкольников слиты воедино 2 формы экспериментирования: реальный (практический, чувственно-предметный) и мысленный эксперимент. Отмечается, что дети 5-7 лет способны учитывать в своём экспериментировании до 6 факторов.
Выделяется 2 основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности (исследовательской активности) дошкольников:
- Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает её полноценным субъектом, самостоятельно строящим свою деятельность: ставит цели, самостоятельно ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, волю;
- Ориентировочно-исследовательская деятельность – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.
Детское экспериментирование – тип мышления, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов.
Многие авторы считают экспериментирование опытом, указывая, что для ребёнка, в силу ограниченности его знаний и особенностей развития мышления, не всегда понятны объяснения явлений взрослыми. Поэтому предлагается использовать практику проведения опытов, где ребёнку можно показать какое-либо явление и раскрыть его суть. К тому же опыты помогают формировать у детей исследовательский подход к предметам и явлениям, глубже анализировать и синтезировать наблюдаемое, выделять главное, существенное. Значение экспериментирования заключается в том, что при помощи не сложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений и процессов как живой, так и не живой природы.
В настоящее время всё большую популярность среди педагогов приобретает термин «игра - экспериментирование». Под ним понимается такое детское экспериментирование, побуждаемое объектом на основе его новизны и имеющее цель в самом этом объекте (в отличие от экспериментирования, в основе которого лежит мотив другой деятельности, например, «пищедобывательный» - когда ребёнку хочется расколоть и съесть орех).
Выделяется 4 разновидности игры-экспериментирования:
- С материалами – песком, глиной, водой, снегом, льдом
- С животными – кошками, собаками, попугаями
- С игрушками – трансформерами, калейдоскопами, конструкторами, волчками, устройствами для выдувания мыльных пузырей
- Имеющие форму общения со взрослым и другими детьми – «Коза рогатая», «Сорока-ворона», т.д.
Игру-опыт, как особый вид дидактической игры, предлагается использовать для формирования у дошкольника интереса к неживой природе. В такой игре ребёнок находится в активной познавательной позиции, действует по своей инициативе и желанию, самостоятельно получает знания. Дети познают свойства и качества предметов природы. Благодаря преобразованию предмета игры-опыты дают дополнительную возможность вскрыть внутренние свойства объектов – сыпучесть, вязкость, проницаемость, летучесть и т.д.
Выделяются следующие специфические черты игры-опыта:
- Игровой замысел реализуется через игровые и поисковые действия;
- Игровые и поисковые действия сопровождаются пробами и ошибками, повторами и комбинациями;
- Игра-опыт характеризуется автодидактизмом – ребёнок, в ходе игры, пробуя и манипулируя объектами, самостоятельно выявляет и осваивает свойства и качества предметов и явлений природы.
Организуя обстановку для игр-опытов, воспитатель создаёт не только те же условия опыта, которые были в совместной деятельности, но и расширяет их, вносит дополнительные материалы, предлагающие вариативность исследования. Создав среду для самостоятельной деятельности, он больше не вмешивается и предоставляет детям возможность играть, экспериментировать по своей инициативе.
Любое проявление исследовательской деятельности имеет познавательную сторону, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Познавательно-исследовательская деятельность реализуется в экспериментировании, моделировании, исследовании, проектировании.
Выделяются следующие виды детского экспериментирования:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте – опыты с растениями, с животными, с объектами неживой природы;
- По месту проведения опытов - в групповом помещение, на участке, в поле, в лесу;
- По количеству детей – индивидуальные (1-4 ребёнка), групповые (5-10 детей), коллективные (вся группа);
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
- По характеру включения в педагогический процесс – эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
- По продолжительности – кратковременные (до 15 минут), длительные
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом – однократные, многократные, циклические
- По месту в цикле – первичные, повторные, заключительные
- По характеру познавательной деятельности – иллюстративные или поисковые.
Детское экспериментирование – способ, помогающий ребёнку понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей группе
Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей- подготовительной группах....
Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...
презентация "Опыты и экспериментирование"
презентация для педагогов ДОУ...
Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...
Презентация опыта работы "Экспериментирование на подносе"
Сообщение из опыта работы «Экспериментирование на подносе»...
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
Презентация опыта работы на тему: "Детское экспериментирование, как метод обучения"
Детская экспериментальная и познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.Цель: Создание условий для формирования основ це...