Занятие по познавательному развитию в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Формировать у детей представления о диких животных Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sr._gr._-_sever.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «А» на тему: «Животные севера».
Цель: формирование у детей представлений о диких животных Севера.
Задачи: способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новых животных; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям; упражнять в образовании сложных слов, притяжательных прилагательных, в подборе существительных к прилагательным.
Оборудование: белый плюшевый мишка, сюжетные картинки, разрезные картинки с изображением животных севера.
Ход ООД:
I. Организационный момент.
II. Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Сейчас время года зима)
Воспитатель: назовите приметы зимы. (Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.
Воспитатель: как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (ответы детей).
Воспитатель: на Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно. Посмотрите, везде лежит снег и лед, все кругом белым-бело. Несмотря на такие условия на крайнем Севере тоже есть жизнь. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на Крайний Север и познакомиться с его животными.
Воспитатель: как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие на Север? (Предположения детей)
Воспитатель: посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Крайний Север, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди здесь не живут постоянно, но они приезжают сюда в экспедиции, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. И мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми животными.
- Крайний Север – это далекие края, где до холодного Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег. В таких суровых условиях и живут здесь многие животные и птицы. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, к сильным ветрам, к пространствам, которые зимой покрыты льдами, а летом болотами.
- Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Олень)
Воспитатель: правильно, это Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Но края копыт ещё и крепкие, острые. Это очень важно!
Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля).
Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у оленей, но и у олених. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку или спицу.
Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.
Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»
У оленя дом большой, Он глядит в своё окно. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит. Тук, тук дверь открой, Там в лесу охотник злой. Зайка, зайка забегай Лапу мне давай.
- Где сугробы, стужа, лёд, где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной, ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, от метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь, потому и белый весь. Лишь черны глаза и нос: пощадил их злой мороз. (Белый медведь).
- Правильно, это Белый медведь. Белый медведь – самый большой медведь. Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. Медведь переносить сильные холода. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь белый легко может плавать в ледяной воде. Основная пища белого медведя – тюлени. Белый медведь занесен в Красную книгу России.
Игра «Увеличение» (образование увеличительных существительных)
У медведя не голова, а головища
У медведя не лапы, а лапищи
У медведя не когти, а когтищи
У медведя не зубы, а зубищи.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи) Полгода — ночь, (Закрывают глаза ладонями) Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх) Изо льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша») И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны) Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами) И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками) Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя) Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
- Растянулся среди льдин толстокожий господин В холодину, братцы, лезет он купаться. Проведя в воде часы, вылез он на льдину, Важно фыркает в усы, чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож господин усатый. (Морж)
- Это морж. Моржи очень крупные животные. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. У моржей очень толстая и грубая кожа, почти нет шерсти.
Только у детенышей моржей можно видеть рыжеватую шерстку, у взрослых же моржей она настолько редкая, что они кажутся голыми.
Единственные «настоящие» волосы на теле моржа это чувствительные волосы на морде, которые по толщине не уступают проволоке. Окраска моржей коричневая, у старых моржей часто заметны розоватые пятна — шрамы и царапины от стертой кожи, моржата чуть темнее родителей. Питаются моржи рыбой.
Игра «Подскажи словечко»
пасть моржа — моржовая пасть голова моржа — ... нос моржа — ... клыки моржа — ... ласты моржа — ... тело моржа — ...
-Хвост поджав, во льдах ночую, Выношу мороз любой. Я по северу кочую В тёплой шубе голубой. (Песец)
- Молодцы, правильно это песец. Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато - серый. А зимой снежно - белый, иногда с голубым отливом. И мордочка у песца, по сравнению с лисьей, более короткая, а ушки маленькие, закруглённые. Песец живёт на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега. Это хищный зверёк. Во время пурги песец прячется в снегу. А если ударят ещё и сильные морозы, песец зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье. В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится.
Часто песец ходит за белым медведем. Такая "дружба" ему выгодна: остатки медвежьего "стола" - настоящее пиршество для песца.Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши.
Большая птица - мороза не боится.
- С крыльями, а не летает - ловко прыгает, ныряет. (Пингвин)
- Это пингвин. Только живут пингвины не на Крайнем Севере, а на южном полюсе, там, где зима длится восемь месяцев и там тоже всегда холодно. Пингвины это птицы, которые не умеют летать, у них очень маленькие крылья. Передние конечности у пингвинов преобразованы в ласты, а пальцы на ногах соединены плавательными перепонками, а сами ноги выполняют функцию руля. Тело пингвинов покрыто перьями, которые защищают их тело от холода и проникновения воды. Питаются пингвины рыбой, кальмарами и ракообразными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"
Были поставлены следующие задачи:-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;-...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.
Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....
Конспект интегрированного непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес». (Средняя группа)
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи:- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой и живой природе, изменения в ...