Занятие по познавательному развитию в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Татьяна Александровна Никонова

Формировать  у детей представления  о  диких животных Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sr._gr._-_sever.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познавательному развитию в средней группе  «А» на тему: «Животные севера».

Цель: формирование  у детей представлений  о  диких животных Севера.

Задачи: способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новых животных; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям;  упражнять в образовании сложных слов, притяжательных  прилагательных, в подборе существительных  к прилагательным.

Оборудование: белый плюшевый мишка, сюжетные картинки,  разрезные картинки с изображением животных севера.

Ход ООД:

I. Организационный момент.

II. Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Сейчас время года зима)

Воспитатель: назовите приметы зимы. (Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.

Воспитатель:  как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (ответы детей).

Воспитатель: на Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно.  Посмотрите,  везде лежит снег и лед, все кругом белым-бело. Несмотря на такие условия на крайнем Севере тоже есть жизнь. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на Крайний Север и познакомиться с его животными.

Воспитатель: как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие на Север? (Предположения детей)

Воспитатель: посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится  Крайний Север,  добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди здесь не живут постоянно, но они приезжают сюда в экспедиции, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. И мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми животными.

- Крайний Север – это далекие края, где до холодного Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег. В таких суровых условиях и живут здесь многие животные и птицы. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, к сильным ветрам, к пространствам, которые зимой покрыты льдами, а летом болотами.

- Словно царскую корону,                                                                                     Носит он свои рога.                                                                                             Ест лишайник, мох зелёный.                                                                      Любит снежные луга.  (Олень)

Воспитатель: правильно, это Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Но края копыт ещё и крепкие, острые. Это очень важно!

Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля).

Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у оленей, но и у олених. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку или спицу.

Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

 Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»

У оленя дом большой,                                                                                    Он глядит в своё окно.                                                                             Зайка по полю бежит,                                                                                          В дверь к нему стучит.                                                                               Тук, тук дверь открой,                                                                                    Там в лесу охотник злой.                                                                                   Зайка, зайка забегай                                                                                                                Лапу мне давай.

- Где сугробы, стужа, лёд, где пурга снега метёт,                                               Там хозяин в шубе снежной, ходит по снегам безбрежным.                              Весь он белый от зимы, от метельной кутерьмы.                                          Так давно живёт он здесь, потому и белый весь.                                                 Лишь черны глаза и нос: пощадил их злой мороз. (Белый медведь).

 - Правильно, это Белый медведь. Белый медведь – самый большой медведь. Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. Медведь переносить сильные холода. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь белый легко может плавать в ледяной воде. Основная пища белого медведя – тюлени. Белый медведь занесен в Красную книгу России.

Игра «Увеличение» (образование  увеличительных существительных)

У медведя не голова, а головища

У медведя не лапы, а лапищи

У медведя не когти, а когтищи

У медведя не зубы, а зубищи.

Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень,  (Дети обнимают себя за плечи) Полгода — ночь, (Закрывают глаза ладонями)                                       Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)                          Изо льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)                                                                                                                И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)                                 Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)                                                                                                               И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)                                            Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)       Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)

- Растянулся среди льдин толстокожий господин                                         В холодину, братцы, лезет он купаться.                                               Проведя в воде часы, вылез он на льдину,                                    Важно фыркает в усы, чешет ластой спину.                                       Важен, грозен, толстокож  господин усатый. (Морж)

  - Это морж. Моржи очень крупные животные. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. У моржей очень толстая и грубая кожа, почти нет шерсти.

Только у детенышей моржей можно видеть рыжеватую шерстку, у взрослых же моржей она настолько редкая, что они кажутся голыми.

Единственные «настоящие» волосы на теле моржа это чувствительные волосы на морде, которые по толщине не уступают проволоке. Окраска моржей коричневая, у старых моржей часто заметны розоватые пятна — шрамы и царапины от стертой кожи, моржата чуть темнее родителей. Питаются моржи рыбой.

Игра  «Подскажи словечко»

пасть моржа — моржовая пасть                                                                              голова моржа — ...                                                                                         нос моржа — ...                                                                                               клыки моржа — ...                                                                                    ласты моржа — ...                                                                                              тело моржа — ...

-Хвост поджав, во льдах ночую,                                                                     Выношу мороз любой.                                                                                            Я по северу кочую                                                                                    В тёплой шубе голубой. (Песец)

 -  Молодцы,  правильно это песец. Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато - серый. А зимой снежно - белый, иногда с голубым отливом. И мордочка у песца, по сравнению с лисьей, более короткая, а ушки маленькие, закруглённые. Песец живёт на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега. Это хищный зверёк. Во время пурги песец прячется в снегу. А если ударят ещё и сильные морозы, песец зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье. В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится.

Часто песец ходит за белым медведем. Такая "дружба" ему выгодна: остатки медвежьего "стола" - настоящее пиршество для песца.Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши.

Большая птица - мороза не боится.

- С крыльями, а не летает - ловко прыгает, ныряет.  (Пингвин)

- Это пингвин. Только живут пингвины не на Крайнем Севере, а на южном полюсе, там,  где зима длится восемь месяцев и там тоже всегда холодно. Пингвины это птицы, которые не умеют летать, у них очень маленькие крылья. Передние конечности у пингвинов преобразованы в ласты, а пальцы на ногах соединены плавательными перепонками, а сами ноги выполняют функцию руля. Тело пингвинов покрыто перьями, которые защищают их тело от холода и проникновения воды. Питаются пингвины рыбой, кальмарами и ракообразными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"

Были поставлены следующие задачи:-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;-...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....

Конспект интегрированного непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес». (Средняя группа)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи:- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой и живой природе, изменения в ...