Проект "Край родной - навек любимый" (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Детский исследовательский проект «Край родной навек любимый» в номинации «Наш дом – природа»
(в рамках конкурса проектно-исследовательских рабо т«Юные экологи Москвы»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_kray_rodnoy_-_navek_lyubimyy_starshaya_gruppa.docx | 404.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»
Детский исследовательский проект
«Край родной навек любимый»
в номинации «Наш дом – природа»
(в рамках конкурса проектно-исследовательских работ
«Юные экологи Москвы»)
Москва 2015
Аннотация проекта
По методу - информационно-познавательный
По количеству участников - групповой
По продолжительности - краткосрочный
Участники проекта:
- воспитанники старшей группы (5-6 лет)
- родители воспитанников
- педагоги группы – Шестопалова В.Д., Плярпа Ю.В.
Место проведения:
ГБОУ Школа №1373 ОДО №1 Отделение дошкольного образованяи№1
Актуальность проекта
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Проблема
"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что в последнее время очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.
Цель проекта
Формирование у детей представлений о взаимодействии человека с природой, формирование понятий о том, что человек как может быть полезен природе, так и навредить ей.
Задачи
- Учить детей адекватно оценивать воздействие человека на природу;
- Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
- Обогащать и систематизировать знания детей о лесе, его обитателях, особенностях их образа жизни;
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края;
- Повысить экологическое просвещение родителей;
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
- Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы; у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, развивать интерес к исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
- Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);
- Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
- Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;
- Развитие сплочённости коллектива.
Работа над проектом
Этапы работы | Содержание | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
1 этап Целеполагание | - изучение литературы по данной проблеме - опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме - создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды - рассказы, беседы с детьми о лесе - определение цели и задач проекта - ознакомление родителей с планом работы по проекту - определение продукта проекта. Чтобы вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности, педагогами было прочитано письмо от Старичка-Лесовичка, в котором было приглашение детей в летний лес. Было проведено тематическое занятие с использованием технических средств «Путешествие в летний лес». В конце занятия детям была показана поляна, на которой отдыхали люди, не соблюдая правил безопасного поведения в лесу. Совместно с детьми было решено создать макет леса с положительным и отрицательным влиянием людей на природу с целью показа проблемы детям из других групп. Так же детям было дано задание: выбрать любого обитателя леса и с помощью родителей найти информацию о его образе жизни и в разное время года и составить рассказ. | - рассматривание детьми картин, иллюстраций, пособий, детских энциклопедий о лесе - осознание и принятие детьми проблемы - приобретение необходимой информации в группе и дома - участие в обсуждении - принятие задач проекта темы. На занятии дети были очень активны, с удовольствием отвечали на вопросы о том, что видят в лесу, рассматривали лесные ягоды, грибы и деревья. Также были очень внимательны, когда им рассказывали о пользе хвойного леса. Увидев непотушенный костер на поляне и разбросанный мусор, дети стали активно высказывать свое отношение к негативному поведению людей. Некоторые дети были очень расстроены отсутствием животных и птиц на поляне, но не могли установить связь между поведением людей и отсутствием животных. |
2 этап Проектировочный | - планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательным областям - планирование работы с родителями | |
3 этап Практический | «Познание», «Коммуникация»: - рассказы, беседы «Лес полон загадок и тайн», «Голубая планета - Земля», «Как я спас птичку». - рассматривание иллюстраций - математический досуг «Прогулка в лесу» - чтение и обсуждение рассказа О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» - акция «Экологическая тревога. Люди мусорят». «Здоровье», «Физическая культура» - пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке», «Наши пальчики-зверята», «Замочек» - физминутка «На лесной поляне» - утренняя гимнастика «Мы в лесок гулять пойдем» - организация в группе оздоровительных процедур с целью закаливания организма. «Художественное творчество» - аппликация «Кормушка для птиц», «В гостях у Белочки» - рисование «Какую пользу я принес природе»(коллективная работа), знаки «Что можно/нельзя делать в лесу», «На лесной поляне» - лепка «Дикие животные», «Осенние листья»(пластилинография), «Лесные птицы» - ручной труд с использованием природного материала «Лесные животные и птицы» «Социализация» - сюжетно-ролевые игры «Путешествие в осенний лес», «Создадим свой зоопарк», «В гостях у лесной сказки» - дидактические игры «Звериная семья», «Четвертый лишний», «Соберем корзинку в лес», «Подбери рифму», «Скажи наоборот», «Хитрые вопросы», «Что изменилось?» - игры со строительным материалом «Железнодорожная станция» «Чтение художественной литературы» - чтение рассказов Е. Чарушина, рассматривание детской энциклопедии «В лесу» - заучивание стихотворений - конкурс загадок Взаимодействие с семьей - помощь родителям в определении источников информации - знакомство родителей с ходом работы над проектом - оформление стендовой информации «Как заучивать стихотворение», «Как помочь ребенку найти информацию?» - Конкурс на самую оригинальную кормушку - Создание фотоколлажей На данном этапе проекта с детьми проводились различные беседы, перед проведением беседы «Лес полон загадок и тайн» была организована «Экскурсия в осенний лес». Дети сравнивали растения с летним периодом, жизнь обитателей леса в осенний и летний период. Во время беседы детям было предложено рассказать об обитателях леса самостоятельно. А также через некоторое время ребятам было прочитано письмо от птички, которая не смогла улететь и очень голодна. Детям было предложено помочь птичке и составить рассказ «Как я спас птичку». Также нами был подготовлен математический досуг «Путешествие в лес» с различными заданиями на счет, сравнение множеств и величин между собой, расположение предметов в убывающем и возрастающем порядке. | - поиск необходимой информации об особенностях образа жизни лесных жителей дома - создание совместно с родителями индивидуальных проектов по выбранной теме - обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы - прогулка с родителями по лесу, создание фотоколлажа «Что я видел в лесу» - подбор лексического материала (стихи, загадки) - прослушивание на диске «Звуки леса» Большинство детей с удовольствием защищали свои мини-проекты об обитателях леса, с интересом слушали рассказы товарищей, участвовали в обсуждении. Некоторые дети очень стеснялись говорить, но видя наш интерес и интерес своих друзей к их рассказу, смелели и даже начинали участвовать в обсуждении после защиты всех мини-проектов. На предложение сочинить рассказ «Как я спас птичку» дети откликнулись неохотно, хотя предложений как же помочь птичке, которая написала нам письмо, было много. Пассивность детей при сочинении рассказа объясняется не очень богатым словарным запасом и неумением выражать свои мысли. Чтобы помочь детям нами были заданы наводящие вопросы (Где происходило действие? Когда? Что случилось с птичкой? Как ей можно было помочь? Как помогли? И т. д.). Отвечая на вопросы, дети стали активнее и даже подсказывали своим товарищам при затруднении. Самое любимое занятие детей – игра, именно поэтому во время математического досуга дети были очень активны, они с большим удовольствием сравнивали высоту деревьев и толщину их стволов, помогали лесным жителям подбирать деревья нужной высоты для создания жилищ, легко сравнивали количество детенышей разных животных, а также количество разноцветных и оставшихся еще на деревьях листьев. После проведения акции «Люди мусорят» ребята сами предложили нарисовать знаки о правилах поведения в лесу. С нашей помощью ребята создали памятки в виде рисунков-знаков и сложили их в отдельную папку. Самыми любимыми занятиями детей во время проекта было создание скворечников через аппликацию, создание осенних листьев и силуэта белочки с помощью пластилина. Также с большим интересом ребята строили железную дорогу, по которой все вместе отправились на электричке в лес и увидели много интересного. Одним из самых интересных занятий было осуждение фотоколлажей «Что я видел в лесу», созданных с помощью родителей. Многие родители проявили творчество, создав коллажи с веселыми подписями. Детям настолько было интересно показывать фото и рассказывать о них, что каждый раз, когда кто-нибудь заходил в группу, они бежали показывать свои фотоколлажи и рассказывать про них. |
4 этап Презентация проекта | Представление результатов - открытый показ для воспитанников других групп ДОУ созданного макета, рассказ о животных и взаимодействии человека с природой. - показ родителям презентации проектной деятельности | Выступление детей по теме проекта. На защиту проекта были приглашены дети средней и подготовительной группы. Совместно с детьми мы представили макет участка леса, где изображено положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ребята провели экскурсию, рассказав о лесных обитателях (зверях и птицах) и особенностях их образа жизни. Напомнили о правилах поведения в лесу, показали, созданные ими, рисунки-знаки, которые служат памяткой. |
5 этап Аналитический | Анализ выполнения проекта. За время проекта дети стали внимательнее относиться к природе, научились оценивать поведение человека, а также узнали, что человек может, как нанести вред природе, так и помочь сохранить ее. Узнали много интересного о жителях леса. Подведя итоги проекта, мы пришли к выводу, что, в целом, задачи проекта решены успешно. |
Выводы:
- Дети научились адекватно оценивать воздействие человека на природу;
- Знания детей о лесе, его обитателях, особенностях их образа жизни систематизированы, дети могут устанавливать связь между временем года и особенностями поведения животных и птиц;
- По итогам проекта дети стали больше сопереживать лесным обитателям в случае неосторожного поведения человека в природе;
- Ребята познакомились с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Повысилось экологическое просвещение родителей;
- Познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы по итогам проекта более развиты;
- У детей более внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект познавательной деятельности в старшей группе №9 на тему:"Край родной, навек любимый."
Программное содержание: Формировать патриотические чувства, гордость за родной город, познакомить с историей города Энгельса. Продолжать знакомить детей с культурой России, приобщать к истокам народно...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
«Разработка плана детского проекта» «Край родной навек любимый!» В старшей группе»
«Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему«Разработка плана детского проекта»«Край родной навек любимый!» В старшей группе»...
Комплексно-тематический план. Тема: «Край родной, навек любимый». Подготовительная группа.
Создание условий для гражданско- патриотического воспитания дошкольника, приобщение к истории и культуры родного края....
Конспект НОД "Край родной, навек любимый!". Старшая группа.
Конспект НОД....
Конспект НОД по познавательному развитию "Край родной, навек любимый" в подготовительной группе
Цель: обогащение знаний детей о своей малой Родине – родном городе.Задачи:· воспитывать любовь к родному городу;·...
Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....