Конспект ДОН по экологии в старшей группе на тему: «Жалобная книга природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему:
«Жалобная книга природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zanyatiya.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек».
Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему:
«Жалобная книга природы»
Подготовила: Цыганова Ольга Владимировна
2017г.
Задачи:
- закрепить знания правил поведения в лесу;
- развивать познавательный интерес к лесу и его обитателям;
- воспитывать желание охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.
Оборудование: Письмо, «Жалобной книги природы», странички –
жалобы с рисунками авторов жалоб, мяч.
Воспитатель. Ребята, у меня в руках письмо.
Здравствуйте, ребята! Давно мы с вами не встречались. У меня в лесу сейчас очень много дел и мне нужна ваша помощь. Посылаю вам в посылке « Книгу жалоб» моего леса. Откройте ее и вы поймете, кто жалуется и какие безобразия творятся в лесу. Жду вашей помощи.
Старичок-лесовичок.
Воспитатель. Ребята, у меня в руках «Жалобная книга природы».
В ней животные и растения рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней.Я думаю, что вы друзья природы и по-настоящему любите ее.
Сегодня мы продолжим наш разговор о лесе и его обитателях.
Давайте вспомним наше «путешествие» в лес к диким животным.
Ответы детей:
- В лесу мы повстречали: медведя, лису, ежика и сороку.
-Они все жаловались на людей, что они разбрасывают мусор и из- за этого они поранились.
-К ним на помощь пришел ветеринарный врач и всех их вылечил.
Хорошо, а сейчас давайте вернемся к «Жалобной книге природы».
Задание 1.
Воспитатель. Почему цвет обложки «Жалобной книги» красный, как вы думаете?
Ответы детей:
- Красный цвет – сигнал тревоги.
- Тревожный сигнал для каждого из нас.
-Это сигнал по спасению растений, животных от всех людей нашей планеты.
Воспитатель. Итак, страница первая «Будем знакомы!»
(Зачитываю текст.)
Я – тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам,деревьям, птицам, рыбам, животным. Мой автор самаприрода. Мои читатели – люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем.
Я – крик о помощи. Кто прочитает, меня внимательно научится понимать
и ценить, беречь природу. Станет ее другом и помощником. Будем эти жалобы разбирать и вместе ответы искать: как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше. Чья жалоба первой в книгу записана?
Задание 2. «Цветы».
Воспитатель. Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал.
(Воспитатель загадывает загадки.)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Только солнышко пригрело – появился из-под снега самый первый, тонкий, нежный…. Что это за цветок? (Подснежник.)
Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка.)
Стоит в саду Кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет. (Колокольчик.)
Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою жалобу в эту книгу?
Ответы детей:
-Цветы срывают, не дают им расти, чтобы мы ими любовались.
-Многие люди их топчут или срывают вместе с корнем, а они потом уже на том месте не растут.
-На них можно только смотреть.
Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на лугу, на улицах поселка и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранилось на Земле и до сих пор радовало нас своей красотой.
Задание 3. «Животные»
Воспитатель. Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.
«Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки – враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых вы ребятки, ох как не любите, а они вас очень – вы для них такие вкусненькие! А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я?..»
А вот вам еще загадка про ее ближайших родственников:
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете
На поляне, на опушке,
Мы - зеленые… (лягушки).
Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе очень важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте и берегите их.
А вот еще письмо от очень обиженного обитателя лесов. Наверное, не все его видели в лесу – встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках, он часто встречается. Что же случилось?
«Ох, и не любят меня люди! Голос мой не нравится им, говорят, глаза у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки и пирожные любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей мной пугать. Умные люди меня уважают и ценят. Символом мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему очень интересной передачи «Что? Где? Когда?»
Догадались, ребята, что это за лесной житель?
Ответы детей:
- Да, это сова.
- Совы нам нравятся, но мы их не видели в лесу, а только на картинках и в сказках.
Ребята, сов осталось в природе не так уж много, поэтому к ним нужно относиться очень бережливо.
Задание 4. «Лес»
Воспитатель. Следующая страница книги, какая – то странная, просто непонятно, кто ее написал. Снова вам, ребята, предстоит отгадать загадку, дане одну:
Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Машеньку - орешком, Толю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой, Васю – хворостинкой.
Догадались, ребята, что это за чудо – богатырь? Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся?
Ответы детей:
-Я думаю, он обиделся на людей, так как они ломают ветки, мусор разбрасывают.
-А еще вырезают на деревьях что – ни будь, собирают березовый сок, а ранки не залечивают.
-А лес обижать нельзя, мы там отдыхаем и дышим чистым воздухом.
Ребята, а кто может назвать, какие деревья растут в нашем лесу?
Только назвать надо не одно дерево, а сразу пять или больше.
Давайте поиграем в игру «Я знаю название деревьев…».
Выбираются желающие 2 – 3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. А кто объяснит, что такое лес?
- Какую роль играет лес в жизни животных и человека?
Ответы детей:
-Лес - защитник человека.
-Лес - родной дом растениям и животным.
-Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Не зря о лесе говорят:
Лес богатство и краса,
Береги свои леса.
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!
- Дети, а для чего вы ходите в лес?
Ответы детей:
-Мы ходим в лес, чтобы отдохнуть и подышать чистым воздухом.
-А мы с родителями любим собирать грибы и ягоды.
-Мы часто ходим гулять в лес и слушаем как поют птицы, любуемся цветами.
Да лес - это богатство нашей страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей, животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.
Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете, но я хочу вас опять испытать.
Читает загадки.
Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими. (Ель.)
Стоит столб до небес, а на нем шатер – навес: красной меди столб,
точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна.)
Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок – то медок: лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа.)
Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки - опадают те иголки. (Лиственница)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
Задание 5. «Грибы»
Воспитатель. Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прелой листвы выглядывают их буро – коричневые колпачки.
Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. О себе гномики эти гордо говорят: «Хоть головы я не имею, но шляпу с гордостью ношу». Догадались, что это за гномики?
Конечно же, это грибы. Щедр лес на лесные подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы – мы сейчас выясним.
Читает загадки.
Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за
версту, зовусь я … (подосиновик).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай – это…(сыроежки).
Под березой - старичок, на нем бурый колпачок. (Подосиновик).
Стоит Лукашка - белая рубашка, а шляпа надета шоколадного
цвета. (Боровик, белый гриб.)
Стоит мальчонка - замасленная шапчонка. (Масленок.)
Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как
Петрушка, ядовитый…(мухомор).
Ребята, а как вы думаете, грибы – то почему и на кого обижаются?
Ответы детей:
-Грибы нужно собирать не все, есть грибы и ядовитые.
-Если мы не собираем грибы, то их пинать нельзя, они пригодятся животным.
Задание 6. «Лесные обитатели»
Воспитатель - А эту страничку в «Жалобную книгу природы»
написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники.
Как порой мы бываем, невнимательны к ним, оправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться, да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум?
Ответы детей:
-Шуметь в лесу нельзя, мы напугаем птиц.
-Шум птицы не любят им нужна тишина.
А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку.
Осторожно подошли. Поймали, не в коллекцию взяли, а просто в руках подержали и отпустили. Правильно мы поступаем?
Примерные ответы детей:
-Бабочек ловить нельзя их можно рассматривать только, не пугая их.
-Если мы поймаем бабочку, она может уже и летать не сможет.
Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды красивые, сочные. Вот и корзина полна, а ягод еще много – такие они в кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать?
Ответы детей:
-Кустики срывать нельзя, можно повредить корень и там ягоды уже расти не будут.
- Пусть ягоды остаются, они нужны еще и животным.
Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но все – таки
сознайтесь, что не все пока умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться себя вести в лесу осторожно.
Внимательно относится к тому, что нас окружает.
Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе.
«Правила друзей природы»
Дети называют:
Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
Не разоряйте птичьих гнезд.
Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете
им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
Наш девиз
Любить и охранять природу!
Клятва
Звериные норы, птичьи гнезда разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется рядом с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологии в средней группе на тему: "Как помочь природе".
Основная цель конспекта сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада « Будь другом природе».
Цель:формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру и природе; развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отста...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Жалобная книга природы"
Интеграции образовательных областей: "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое ...
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Поможем Матушке природе»
Воспитатель встречает детей словами:-Тише, детки не шумите, Нашу сказку не спугните.Здесь бывают чудеса… Сказка спряталась пока!Не грустите, улыбнитесь, Сказка дарит нам сюрприз!...
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Будь природе другом».
Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договар...
План-конспект интегрированного занятия по экологии В старшей группе на тему «Поможем Матушке природе».
Формировать экологически культурное поведение детей.Ответственность за сохранение природы.Сформировывать нормы правильного поведения в природе.Развивать потребность в общении с природой....
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе на тему: «Жалобная книга природы»
Основная цель экологического воспитания в ДОУ – развитие у детей экологической культуры и экологического мышления. Это помогает им понять, что все живое на планете ...