Дополнительная образовательная программа по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста тема: «Огород – круглый год»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на основе:
§парциальной программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» И.В. Николаевой,
В соответствии с:
§ Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
§ Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
§ Санитарно-эпидемиологические требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13.
Цель: становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, развитие познавательного опыта и практических навыков в исследовательской деятельности.
Задачи:
§ Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
§ Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
§ Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении;
§ Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, салат, петрушка, укроп, помидоры) ;
§ Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
§ Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
§ Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
§ Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
§ Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
§ Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
§ Развивать познавательные и творческие способности.
§ Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ogorod-_kruglyy_god_.doc | 542.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 27 «Микки – Маус»
Дополнительная образовательная программа
по экологическому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
тема: «Огород – круглый год»
воспитатель Редикульцева Светлана Геннадьевна
Образовательная область «Познание»
г. Сургут
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на основе:
- парциальной программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» И.В. Николаевой,
В соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
- Санитарно-эпидемиологические требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13.
Цель: становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, развитие познавательного опыта и практических навыков в исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
- Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении;
- Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, салат, петрушка, укроп, помидоры) ;
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Поскольку, экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов, друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от, среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, по подгруппам, программа позволяет решать образовательные задачи не только в течение учебного года, но и круглый год. Она состоит из блоков: «Живая – неживая природа», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек и природа», каждая из которых в свою очередь, включает комплекс тем.
Тема 1. «Неживая природа осенью», Тема 2. «Растительный мир осенью», Тема 3. «Животный мир осенью», Тема 4. «Человек и природа», Тема 5. «Экосистема – лес», Тема 6. «Неживая природа зимой», Тема 7. «Растения зимой», Тема 8. «Животный мир зимой», Тема 9. «Природа и человек», Тема 10. «Неживая природа весной», Тема 11. «Растения весной», Тема 12. «Животный мир весной», Тема 13. «Природа и человек».
Содержание образовательного процесса
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.
- Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
- Принцип доступности предполагает доступность материала для ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
- Принцип гуманистичности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Принцип прогностичности означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
- Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
- Принцип конструктивизма означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная (приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог показывает положительный пример, выход из обсуждаемой ситуации) информация.
- Принцип регионализма предполагает формирование экологических представлений на основе знакомства ребенка с помещением ДОУ и его территорией, собственной квартирой, ближайшим лесом, озером и т.д.
- Принцип системности предполагает формирование у дошкольников системы знаний и организацию системы различных видов детской деятельности.
- Принцип интеграции отражает необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизацию различных видов деятельности дошкольников.
Работа по экологическому образованию дошкольников строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, словесные; театрализованные игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей ;
- исследование, экспериментирование;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова);
- чтение энциклопедической и художественной литературы, просмотр видео фильмов познавательного характера о жизни растений и диких животных.
- трудовую деятельность (уход за посадками, рассадой).
Предполагаемый результат освоения программы детей старшего дошкольного возраста:
Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека. |
|
Многообразие растений и их связь со средой обитания. |
|
Многообразие животных и их связь со средой обитания. |
|
Рост и развитие растений и, их связь со средой обитания. |
|
Жизнь растений и животных в сообществе. |
|
Взаимодействие человека с природой. |
|
Перспективный план работы по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
по рабочей программе «Огород круглый год» на 2015 – 2016 учебный год
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Октябрь | Беседа: «Живая и неживая природа» Подвижная игра: «Летает, не летает» | Развитие умения различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы. Классификация объектов живой и неживой природы с использованием условных обозначений. | Сравнение детьми самолёта и птицы. | Л.А.Венгер программа «Развитие» стр.132 Всероссийское общество охраны природы «Экол-кое воспитание детей дошкольного возраста». Методическое пособие. стр118 |
Изготовление альбомов для наблюдений и зарисовок окружающего мира | Развитие умения различать растения и животных, выделять их отличительные признаки, используя условные обозначения. Умение правильно держать карандаш для создания изображения. | Отражение условных обозначений живой и неживой природы; отличительные признаки животных и растений. | Л.А.Венгер программа «Развитие» стр.133 | |
Просмотр видеофильма «Весёлая полянка» (фильм о живой природе) | Познакомить детей с жизнью животных и растений в природе. | Рассказ ребёнка о признаках живой природы используя дневник наблюдений. | Интернет ресурс | |
Вода. Свойства воды. Значение воды в жизни живых организмов. | Подвести детей к пониманию, что вода: прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, жидкая, не имеет формы, некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. | Проведение опытов с водой. Отображение полученных результатов в индивидуальных альбомах | Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». | |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Октябрь | Выставка поделок из овощей и фруктов: «Что нам Осень подарила». | Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление. | Обсуждение детьми из каких овощей и фруктов была изготовлена поделка. Что сделано самостоятельно, а что помогали родители, чем дополнительно соединялись детали. | |
«Свет, тепло, воздух» | Познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений и животных. Дать представления о свойствах воздуха, зависимостях, существующих в природе, приспособительских свойствах растений и животных к окружающей среде. | Знакомство детей с книгой К.Чуковского «Краденое солнце» | Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». стр. 21 | |
Нужно ли растениям солнце? Загадки с грядки. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» | Развитие исследовательской деятельности детей на основе проращивания луковиц на солнышке и в затемнённом месте. Учить детей определять и называть на ощупь признаки овощей и фруктов. | Опыт с детьми: одно растение растёт на солнышке, другое накрыто колпачком. | ||
«Вершки и корешки» Чтение и инсценировка сказки: «Вершки и корешки» | Развитие сравнений овощей их съедобной части и наземной. Рассматривание семян овощей их сопоставление с выращенными. Вспомнить, как росли овощи, что понадобилось, чтобы овощи выросли. | Рассказ ребёнка о съедобных частях овощных культур. | Русская народная сказка «Вершки и корешки». |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Ноябрь | «Капитошка в подземном царстве» | Дать детям первоначальное представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру. | Отображение в индивидуальных альбомах слои земли; подземных жителей. Выявление свойств земли: имеет вес, чёрного цвета, сыплется. | Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». стр. 101 |
Как сохранить урожай? Почему так говорят: «Запас человека не портит». | Подвести детей к пониманию, что нам даст умение сохранять урожай. | Выяснения способов сохранения урожая, фиксируя в индивидуальных альбомах. | Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 8 | |
К ребятам приходит Айболит | Воспитывать интерес к своему здоровью, желание его поддерживать витаминизированной пищей – овощами и фруктами; уточнять и расширять представления детей о сыром и варёном виде овощей. | Рисование в индивидуальных альбомах овощи и фрукты. | Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.13 | |
Беседа: «Что растёт в лесу» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растёт много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет; в лесу пахнет грибами. | Отображение в индивидуальных альбомах об услышанном | Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.24 НиколаеваС.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 51 | |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Ноябрь | Беседа о том, как выращивают овощи на огороде. Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др. семян), посадка укропа, петрушки.
| Формировать представления детей о том, что овощи (зелень), выращивают из семян, о потребности роста растений в условиях различной среды. Учить детей приёмам посадки (делать борздки, разложить, семена засыпать семена землёй, полить). | Вклеивают образцы семян в индивидуальные альбомы наблюдений. | |
Беседа: «Как лесные звери – медведь, белка – готовятся к зиме» | Дать представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят питомцев, осенью готовятся к жизни в зимний период). | Зарисовка в индивидуальных альбомах запасы диких животных. | Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.126 Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 22 | |
«Наблюдение за луком» | Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в тёплое место и светлое место. Зелёный лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нём много витаминов. | Опыт с детьми: посадка лука в стеклянную банку. Фиксирование опыта в индивидуальных альбомах. Выбор условных обозначений (на свету, в тепле, воде; на свету, в холоде, в воде; в тепле, в воде, в темноте; на свету, в тепле, без воды). | НиколаеваС.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 77 | |
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. | Зарисовка в индивидуальных альбомах модель «Этажей леса». | НиколаеваС.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 70 | |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Декабрь | «Цепочка в лесу» «Наблюдение за луком» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | Зарисовка в индивидуальных альбомах «Цепочка в лесу». Фиксирование опыта в индивидуальных альбомах | НиколаеваС.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 80 |
«Что мы знаем о птицах» | Формировать обобщённое представление о птицах как наземно - воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. | Домашнее задание. Вклеить перелётных птиц, зимующих птиц. | НиколаеваС.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 100 | |
«Летающие семена» | Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. | Зарисовка в индивидуальных альбомах «крылатые семена». | Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка» стр.51 | |
«Посадка моркови» | Уточнить представления о том, что из мелкого семя «моркови», вырастает большая морковь, при этом необходимо создать благоприятные условия для растения. | Зафиксировать условными обозначениями благоприятные условия роста для растения. | Чтение дополнительной литературы Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 9 | |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Декабрь | «Кто как зимует» | Расширить представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Способствовать развитию познавательного интереса. | Отображение в индивидуальных альбомах животных впадающих в зимнюю спячку. | Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 22 |
«Проращивание чеснока» | Расширить представления детей о питательных веществах чеснока, из которых вырастают родительские копии. | Опыт с детьми: посадка целой головки чеснока и зубчики чеснока. | Мэскелл Хейзел «Что такое биология?» Энциклопедия для любознательных. стр. 63 | |
«Дикие животные» | Закрепить знания детей о диких животных (волк, лиса, заяц, лось, медведь, белка), их внешнем виде, повадках, условиях обитания. | Отображение в индивидуальных альбомах чем питаются дикие животные в зимнее время года. | Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 101 | |
«Комнатные растения» | Закреплять знания детей о комнатных растениях: названия, внешний вид, строение, способы ухода, виды размножения. | Рисование в индивидуальных альбомах комнатного растения. | Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 147 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
«Что есть у каждого растения» | Обобщить знания детей о строении растений. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех органов.
| Рисование в индивидуальных альбомах комнатного растения, отобразить все части комнатного растения. | Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. стр. 75 Мэскелл Хейзел «Что такое биология?» стр. 21 | |
«Роль почвы в жизни растений» | Сформировать представление о роли почвы в жизни растений. Нужна ли растениям почва, обнаружение в почве питательных веществ; как помочь растениям на неплодородных почвах. | Отображение в индивидуальных альбомах животных живущих в земле. | Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. стр. 103 | |
«Роль света в жизни растений» | Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете. Растения поворачиваются, тянутся к свету. | Посев зерновых культур: овса, пшеницы. | Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. стр. 114 | |
«Как растения размножаются» | Сформировать представление детей о разных видах размножения растений. | Отображение в индивидуальных альбомах образцы разных семян цветов. | Мэскелл Хейзел «Что такое биология?» Энциклопедия для любознательных. стр. 60 Иванова А.И. «Мир растений» стр. 130 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Январь | «Посадка укропа» | Совершенствовать умение сравнивать два семя по величине: семена укропа и гороха. Пояснить детям, что от величины семя не зависит количество выращенных растений. Из горошины вырастит только горох, а из семечки укропа не вырастит петрушка. | Зафиксировать условными обозначениями благоприятные условия роста для растения. | |
«О чем поведала вековая ель» | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе. | Зарисовка в индивидуальных альбомах о прочитанном. | Корецкая Т.И. Турчин И.А. Скороходова М.В. «Экосистемы окно в мир» стр. 36 | |
«Пень – экосистема. Необычная. Своеобразная» | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе. | Зарисовка в индивидуальных альбомах о прочитанном. | Корецкая Т.И. Турчин И.А. Скороходова М.В. «Экосистемы окно в мир» стр. 38 | |
«Мир в бочке» | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе. | Зарисовка в индивидуальных альбомах о прочитанном. | Корецкая Т.И. Турчин И.А. Скороходова М.В. «Экосистемы окно в мир» стр. 4 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Февраль | «Посадка зелени – салат» | Учить детей различать семена салата и укропа, петрушки. | Приклеить образцы семян: салата, укропа, петрушки в индивидуальные альбомы. | |
«Для чего животным хвосты?» | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать её, делать выводы, стоить умозаключения. | Инсценировка сказки. | Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.122 | |
Рассматривание семян болгарского перца. Посадка болгарского перца. | Учить детей различать и называть семена. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды в жизни растений. | Рисование разноцветных болгарских перцев. | ||
«Кто главный в лесу?» | Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. | Рисование леса, обитателей леса в индивидуальных альбомах. | Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 86 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
Февраль | «Почему белые медведи не живут в лесу? Сравнение белого и бурого медведей» | Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. Учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания. | Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 76 | |
Посадка гороха и бобов | Учить детей различать семена гороха и боба. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды в жизни растений. | Зарисовка в индивидуальных альбомах семена гороха и боба. | ||
Посадка фасоли | Учить детей различать семена гороха, боба и фасоли. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды в жизни растений. | Приготовить пересказ сказки «Раз горох, два горох», инсценировка сказки. | ||
«Путешествие по зимнему лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время. | Рисование диких животных, учитывая характерные признаки условий жизни животных в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света). | Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.57 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
март | «На что нужны мыши» | Объяснить детям, что природа – это великое единство всего существующего в ней. Показать, что не бывает абсолютно вредных животных, что нельзя оценивать значение животного только с точки зрения пользы или вреда для человека. | Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.90 | |
Посадка семян помидора. | Учить детей различать семена помидора и огурца. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла в жизни растений. | Нарисовать Сеньора – помидора из мультфильма «Чипполинно». | ||
Посадка семян огурцов | Учить детей различать семена помидора и огурца. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла в жизни растений. | Рисование в индивидуальном альбоме семена огурцов. | ||
Посадка семян редиса | Учить детей различать семена помидора и огурца. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла в жизни растений. | Нарисовать героев из мультфильма «Чипполинно». |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
март | «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелётных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов). | Рисование в индивидуальных альбомах цепочку развития птиц. | Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 100 |
«Наблюдение за веткой в вазе» | Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (тёплое помещение, тёплая вода). Свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние. | Зарисовать 2 – 3 ветки в вазе, точно передавая особенности их строения. | Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 93 | |
«Когда животных становится много или мало?» | Уточнить представления детей о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведёт к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. | Сочинение сказок на тему дикие животные и их жизнь в лесу. | Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 107 | |
«Аквариум» | Уточнить с детьми, что аквариум - это маленький водоём, рукотворная, созданная человеком экосистема. Она называется искусственной.
| Рисование аквариума в индивидуальных альбомах. | Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» стр. 136 Экосистемы. Окно в мир. стр.6 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
апрель | «Берегите первоцветы» |
| Рисование первоцветов в индивидуальных альбомах. | Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр 159 |
Посадка семян цветов Бархатцы | Продолжать учить распознавать и называть семена Бархатцы. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла в жизни растений. | Рисование условных обозначений, что необходимо для роста растений. | ||
Посадка семян цветов Петунии | Продолжать учить распознавать и называть семена Бархатцы и Петуния. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла в жизни растений. | Наклеить в индивидуальном альбоме образцы семян: бархатцев и петунии. | ||
«Этот удивительный мир насекомых» | Продолжать знакомить детей с насекомыми, их частями тела, с условиями жизни. Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе. | Рисование насекомых в индивидуальных альбомах. | Экосистемы. Окно в мир. стр.40 Сладков Н.И. «Азбука леса» стр.42 Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр.114, 117 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
апрель | «Как люди заботятся о своём здоровье весной?» | Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, лёгкие, что все органы важны для человека.
| Рисование органов человека в индивидуальном альбоме. | Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.157 |
«Пещеры» Просмотр видеофильма о пещерах. | Рассказать о новой для детей экосистемы – пещеры. Познакомить с условиями жизни: холодно, темно. Животные живущие в пещере, их особенности. | Рисование или аппликация жителей пещеры. | Экосистемы. Окно в мир. стр. 24 | |
«Любите землю – матушку» | Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Сообщить детям наиболее обычные приёмы земледелия, исключающие загрязнение почв химическими веществами. | Нарисовать эскиз предполагаемых грядок, с предполагаемыми посадками. | Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.56 | |
«Кто больше радуется весне?» | Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой её радость и печаль.
| Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр. 97 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
май | «О чём поют птицы весной?» | Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд их размещении; развивать интерес к жизни птиц. | Рисование перелётных птиц в индивидуальных альбомах. | Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр. 104 |
«Зелёная аптека» | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. | Фиксирование правил сбора и сушки лекарственных растений в индивидуальных альбомах. | Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр. 90 | |
«Морские чудеса» | Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов. | Нарисовать любимое морское животное в индивидуальных альбомах. | Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр. 80 | |
«Что такое заповедник» Просмотр видеофильма о заповеднике | Познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. | Рисование заповедника с животными в индивидуальных альбомах. | Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр. 12 |
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | Методы исследования, детская деятельность | Используемая литература |
май | «Как вести себя в природе» | Закрепить у ребят о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый ребёнок знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им. | Фиксирование напоминающих знаков о правилах поведения в природе в индивидуальных альбомах. | Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.108 |
«Для чего нужна Красная книга?» | Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. | Рисование Красной книги в индивидуальных альбомах. | Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» стр. 16 | |
«Природа и человек» | Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы рада блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей. | Рисование на тему: «Как прекрасен этот мир!» в индивидуальных альбомах. | Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.112 |
Используемая литература:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ Воронеж 2006г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. С.Петербург «Детство –Пресс» 2002 Г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». Москва «Просвещение» 2002 г.
- Всероссийское общество охраны природы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Методическое пособие. Омск 1995 г.
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». Москва «Просвещение» 1981 г.
- Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». Волгоград 2009 г.
- Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». Москва 2008 г.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. Москва Мозайка – Синтез 2006 г.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Новая школа, 1995.
- Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка» М.: 1998.
11.Мэскелл Хейзел «Что такое биология?» энциклопедия для любознательных М. 2011, Эксмо
12. Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: Творческий центр, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...
Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей, схем и условных обозначений. Они рассчитаны на усвоение ча...
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Огород на подоконнике»
Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные я...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Шахматы»
Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте....
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Песочная фантазия»
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. - Развитие воображения, творческого мышления. - Развитие высших психических функций. - Развитие двух полушарий головного мозга...