Особенности формирования экономического воспитания детей
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Доклад на тему "Особенности формирования экономического воспитания детей" касается нового направления, а именно экономического, включает в себя теорию и практические примеры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Экономика и дошкольник на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна. Именно поэтому сложные экономические процессы так привлекают малышей, и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых.
Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Начинать целенаправленную работу по экономическому воспитанию детей лучше всего в старшем дошкольном возрасте, поскольку дети начинают выделять себя в системе взаимоотношений благодаря предметно-операционной деятельности.
В последнее время появилось очень много художественных произведений и игр с экономическим содержанием, адресованных дошкольникам и младшим школьникам. Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, с учётом психолого-физиологических особенностей дошкольников.
Одной их первой проблема экономического воспитания детей заинтересовала российского педагога Шатову Анну Демьянову. Программа «Дошкольник и экономика» – состоит из 4 блоков: «Труд-деньги», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».
В научных исследованиях последних лет, посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, определяется как доминирующее направление формирование таких морально-психологических качеств как бережливость, экономность, заботливость через участие ребенка в различных видах деятельности. Что касается содержания и задач экономического воспитания, то исследователи, прежде всего, акцентируют внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики.
Экономическое воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.
Экономическая социализация – это объективный процесс усвоения индивидом экономических понятий, образцов экономического поведения, усвоение социальных ролей, навыков, ценностей, приспособление личности к социальным нормам.
Первичный экономический опыт мы определяем как специфическую форму отображения экономической деятельности, которая проявляется, с одной стороны, как область применения полученных ранее знаний об экономических отношениях и сущность экономических понятий, с другой стороны — выступает как источник формирования этих знаний, умений. То есть ПЭО в деятельности формируется в результате деятельности и в деятельности применяется.Каждому ребёнку свойственно наличие ПЭО, однако у каждого он будет на разном уровне.
Отметим, что формирование элементарного экономического опыта наиболее удачно происходит в процессе игровой деятельности дошкольников, поскольку именно в игре у ребенка возникает возможности самостоятельно проверить свои знания, применить их на практике, а также расширить свой опыт методом проб и ошибок, при условии обязательного исправления собственных ошибок.
Занятие-игра включает в себя вводную часть, терминологическую часть, раскрывающую основные понятия; игровую апробацию материала, вариативная часть, которая проводиться по усмотрению воспитателя, и заключительную часть. (отметим что на 1 этапе − это будут дидактические игры, на 2 – ситуативные, и на 3 – это ролевые, включая игры-стратегии),
Например: игра «Волшебная шкатулка».
– Сегодня я принесла вам волшебную шкатулку. Из неё каждый из вас сможет достать то, что он хочет. Именно ту вещь, которая поднимает вам настроение. Только вещи в шкатулке невидимые, поэтому вы должны рассказать нам, что вы достали (демонстрируется работа шкатулки – я достала мяч, потому что очень люблю играть в мяч, и это поднимает мне настроение).
Вводная часть может включать игры «Приветствие ладошками», «Солнышко (круг)», «Улыбка», «Артисты (изображение лиц)», «Племена (деньги)».
Следующей идет рассмотрение терминологической части.
Терминологическая часть– это знакомство с понятиями «потребность», «товар», «услуги» и их разновидностями.
– У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (ответы)
Потребности¬ – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
– Подумайте и назовите свои потребности, то без чего вы не сможете жить (пища, солнце, воздух, тепло).
– Для того чтобы удовлетворить большинство свои потребности, чаще всего люди покупают разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром.Товары бывают разные.Какие по цене: дорогие и дешевые. А по размеру: большие и маленькие.Разные по качеству, съедобные и не съедобные.Игрушки, мороженное, торты, книги, одежда – всё это одним словом называется «товар».
– Но не все потребности можно удовлетворить купит какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они предоставляют услуги, которыми мы пользуемся.Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы ¬– это услуги, которыми мы с вами пользуемся.
– Когда дети вырастают, у них появляется потребность в образовании и тогда они идут в школу.И так далее…
Игровая апробация материала - это дидактические игры.
Игра «Различие в потребностях».
– Сейчас я буду называть вам различные предметы, и если они относятся к потребностям мальчиков – мальчики будут поднимать руку вверх (условно 1 группа – мальчики) , а если это потребности девочек – то девочки должны поднять руку вверх. Будьте внимательны: зубная щетка, кукла, еда, общение, мяч, машина, воздух, велосипед, тепло, кровать, вода, заколки.
– Мы видим с вами, что потребности у мальчиков и девочек немного отличаются. Но есть то, без чего не могут прожить ни девочки, ни мальчики. Это прежде всего тепло, вода, пища, воздух и общение.
Следующие игра «Виды товаров», «Товары ¬– услуги».
Вариативная часть проводится по усмотрению воспитателя. Так на занятии выполнялись различные задания с детьми связанные с разными видами деятельности.
Коммуникативно-речевая деятельность.
1. Загадки.
2. Пословицы.
3. Поговорки.
4. Беседа по сюжетным картинкам.
5. Дополнение рассказа.
6. Составление рассказов.
7. Составление вопросов.
8. Работа со сказками
(Августа Алексеевна Смоленцева.Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок).
Познавательная деятельность детей.
1. Проведение опытов.
2. Решение несложных задач.
Задание 1. Проследи, какие изменения происходят с растение без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод?
Задание 2. Попробуйте совсем не дышать. Какой можно сделать вывод?
Задание 3. Людям каких профессий необходима для работы вода? Какой можно сделать вывод?
Задания, связанные с трудовой деятельностью.
1. Самообслуживание.
2. Уборка и подготовка рабочего места.
Предметно-практическая деятельность.
1. Задания направленные на ознакомление детей с предметами труда и их предназначением.
2. Задания, с практическими действиями с предметами.
Детям можно предложить задания такого типа:
1) определи способы использования предметов труда: лобзик, пилка, молоток;
2) продемонстрируйте способ действия с предложенными предметами: метла, савок, тряпка, ведро;
3) определите правильную последовательность уборки в квартиру;
4) определите набор предметов, необходимых для уборки в квартиру, на улице, в саду, на площадке;
5) определите набор предметов, необходимых для уборки территории зимой, летом, осенью.
Далее апробация материала осуществляется через проведение ситуативных игр.Предлагаем выполнить следующее задание: найти выход в различных экономических ситуациях, которые раскрывают понятия «потребность», «товар», «услуга».
1 тип ситуативной игры − активное включение – нахождение оптимального выхода из сложившийся ситуации для одного из участников. (Ключевое понятие «потребность»).
Ситуация: Мальчик 5 лет расплакался в магазине игрушек. На полке стоял огромный самолет, о котором он давно мечтал. Но вот мама наотрез отказалась покупать эту чудесную вещицу! Говорит, что нужно купить продукты к ужину: хлеб, картофель, чай и торт, о который просил мальчик.
Задание: предложите свои варианты решения этой ситуации, в пользу мальчика.
2 тип − игра-альтернатива,3 тип − игра-эксперимент.
Таким образом, мы видим, что тема экономического воспитания дошкольников актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России, и, следовательно, экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации экономического воспитания в условиях дошкольного учреждения
Из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 75» г. Чебоксары по формированию основ финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возрастаУже с дошкольного возраста дети постепе...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном мире, создать основы дл...
Картотека сюжетно - ролевых игр по формированию экономического воспитания у дошкольников
Сюжетно ролевые игры...
Картотека дидактических и настольно печатных игр по формированию экономического воспитания у дошкольников
Дидактические и настольно печатные игры...
"Особенности формирования эстетического воспитания детей дошкольного возраста"
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные– на развитие эстетической восприи...
Формирование экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формирован...
«Формирование экономического мышления детей, воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере финансовой грамотности»
Экономическое образование, по большому счёту, призвано воспитывать хозяина – собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в дома...