Формирование экономического воспитания детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Евгения Викторовна Залуцкая

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

• способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

• способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

• способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

• способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

• способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

• овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;

• умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Основные вопросы:

• изучение методической литературы по экономическому воспитанию старших дошкольников;

• актуальность формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с дошкольниками;

• цели и задачи финансовой грамотности в обучении детей дошкольного возраста;

• этапы работы по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;

• особенности экономического воспитания для детей дошкольного возраста;

• роль родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;

• изучение педагогического опыта других педагогов;

• внедрение экономического воспитания в образовательный процесс.

Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2021 г.) – изучение возможностей внедрения экономического воспитания в образовательный процесс со старшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации)

Второй этап (накопительно-практический: ноябрь 2021 – апрель 2022 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс, решение организационных вопросов, разработка проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2022 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

План работы с детьми

Сентябрь: «Азбука денег». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Октябрь:  «Почему взрослые работают?» Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Ноябрь Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. «Магазин», «Супермаркет» Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Декабрь «Наполни копилку» Цель: научиться составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного достоинства. Также, детям дается понятие о накоплении денежных средств. Подробно разбираются понятия «монета» и «достоинство монеты»

Январь «Три копейки- это много или мало» Цель: развитие у дошкольников экономической грамотности.

Февраль «Путешествие в страну Рублика» Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.

Март Дидактическая игра «Доход - расход» Цель мероприятия – сформировать у старших дошкольников и младших школьников представление о рекламе.

Апрель Командная игра «Как проверить и посчитать деньги». Цель мероприятия – научить дошкольников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.

Май Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» Цель мероприятия – сформировать у старших дошкольников и младших школьников представление о расходах семьи.

Работа с родителями

Октябрь: Консультация для родителей «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?»

Ноябрь: Семейный бюджет и ребенок - консультация

Декабрь: «Финансовая грамотность –это важно!» консультация

Февраль Зачем ребенку экономика консультация

Март «Создание картотеки сказок по финансовой грамотности Практикум

Апрель Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

Май 

Самореализация

В течение года *Изучение нормативных документов

*Чтение тематических педагогических изданий

*Чтение методической и тематической литературы

*Обзор тематической информации в интернете

*Изучение и внедрение новых технологий

*Работа с родителями

*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ

*Пополнение центров книги по финансовой грамотности Повышение педагогической компетентности

Сентябрь - Изучение педагогической и методической литературы по финансовой грамотности

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования. Определение основных задач по данной области в работе с детьми и родителями.

Отбор методических пособий для организации работы с детьми и родителями.

Октябрь - Изучение опыта педагогов ДОУ

- Создание предметно-развивающей среды Применение разнообразных методов с учётом индивидуальных особенностей детей:

Ноябрь - Подбор наглядно-дидактического материала.

-Использование методических рекомендаций для родителей Привлечение родителей через наглядную информацию: стенд.

Декабрь Подведение итогов 1 этапа. Разработка конспектов занятия

Январь -Изучение методик и технологий педагогов в интернете

-Практическая деятельность с детьми. развитие у дошкольников экономической грамотности.

Февраль -Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в

индивидуальной работе с детьми формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.

Март -Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Викторина

«Путешествие в денежную страну»

Апрель Круглый стол для педагогов: «Развитие финансовой грамотности дошкольников» Выступление на семинаре-практикуме

Май Презентация проекта «Юный финансист», участие проекта в Ежегодной премии Губернатора «Наше Подмосковье» Мониторинг

Список литературы

Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.

Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –

Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Тема  моего  проекта  « Экономическое   воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни  Родари « Сказ...

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Эпиграфом  к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"

Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители...

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...