«Формирование экономического мышления детей, воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере финансовой грамотности»
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кулик Светлана Анатольевна

         Экономическое образование, по большому счёту, призвано воспитывать хозяина – собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

            Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Формирование не основ финансовой грамотности, а формирование основ финансовой культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование экономического мышления детей, воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере финансовой грамотности» Подготовила: старший воспитатель МАДОУ № 21 Кулик С.А.

Слайд 2

Элементарные экономические знания 5. Бережное отношение к вещам, игрушкам, играм; рациональное, экономное использование расходных материалов для игр и занятий. 6. Следование правилу: ничего не выбрасывай зря, если она тебе не нужна – лучше подари, порадуй другого. 7. Проявление интереса к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.) 8. Объяснение различия понятий «благополучие», «счастье», «достаток» 9. Любовь к труду, желание делать полезные предметы для себя и радовать других, оказание помощи взрослым, слабым, больным, пожилым людям. Ребёнок-дошкольник не способен самостоятельно овладеть основами экономической и финансовой грамотности, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Если в дошкольном образовательном учреждении создать соответствующую предметно-развивающую среду, использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей), то в результате старшие дошкольники способны овладеть элементарными экономическими знаниями: 1.Употребление в играх, образовательной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми экономических понятий. 2. Знание разных мест и учреждений торговли (рынок, магазин, супермаркет, интернет магазин). 3. Знание российских денег, некоторых названий валют ближнего и дальнего зарубежья, понимание сути процесса обмена валюты, например, в путешествии. 4. Знание разных видов рекламы, понимание её назначения, способов воздействия.

Слайд 3

Предпосылки финансовой грамотности у детей в дошкольном учреждении формируются различными методами и приёмами дидактические , настольные, интеллектуальные игры и развлечения экспериментальная деятельность экскурсии беседы Логические задачи, задачи-шутки чтение детям художественной литературы , пословиц, поговорок , сказок сюжетно-ролевые игры

Слайд 4

Программа «Про экономику» I этап-формирование представлений о труде . Тема труда не случайно идет первой, т.к. она не возбуждает у детей повышенного интереса к деньгам, а знакомит детей с понятием труда – экономической первоосновой финансовой культуры. Главной идеей первого этапа программы является понимание труда как основного источника получения материальных благ: товаров и услуг. С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний. На этом этапе в процессе экономического воспитания у обучающихся расширяются представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Совместно с детьми обсуждаются вопросы о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства . Акцент при раскрытии темы сделан на объяснении взаимосвязи понятий труд, работать и зарабатывать. Достойный заработок обычно предполагает упорный, квалифицированный труд. Дидактические игры «Кому что нужно», «Угадай, какая это профессия», «Кому что нужно для работы», «Угадай где продается», «Кто что делает» и др. Игры занятия: «Заводы нашего города», «Кто производит товар», «Товар и бережное отношение к нему». Экскурсии в магазин, парикмахерскую. Чтение художественной литературы. Результатом освоения темы должно стать повышение интереса к труду родителей, их профессиональным навыкам, к тому, как родители зарабатывают и как хранят деньги.

Слайд 5

Выставка «Денежные купюры разных стран», поделки «Домик-копилка», игра-занятие «Деньги других стран», дидактические игры «Положи монетку в копилку», «Дорого-дешево » II этап - Формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете . Главной целью второго этапа является формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете, обучение дошкольников существующей взаимосвязи между понятиями «труд –– продукт труда (товар, услуга) – вознаграждение (похвала, деньги)». На этом этапе дети научатся правильно относиться к деньгам, узнают о том, как зарабатывать, тратить, вкладывать, экономить и занимать деньги, а также – как этими деньгами делиться. Познакомятся с банковской картой, научатся ценить деньги, поскольку в них заложен труд людей

Слайд 8

III – этап . Знакомство с рекламой . На этом этапе педагоги знакомят ребенка с рекламой, объясняя все ее плюсы и минусы, создают свою рекламу. Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Показ сказки «Как старик корову продавал», игра-занятие «Мир рекламы», чтение и обсуждение сказок о рекламе «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Три счастливца» С.Михалков, дидактическая игра «Угадай какая это профессия», решение проблемной ситуации «Как можно узнать о товаре», работа с родителями - создание рекламы. IV этап. Полезные навыки и привычки в быту. Через игровые упражнения, беседы, труд педагоги проводят работу по формированию у детей полезных навыков, связанных с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. Показ спектакля «Муха-цокотуха» К.И.Чуковского, чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмакова «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел», беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин»,«Больница», «Театр», «Парикмахерская»; сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки», экскурсия в супермаркет, проблемная ситуация «Кто купит больше?», работа с родителями – создание морфологической таблицы «Расходы семьи».

Слайд 9

Папки-передвижки для взаимодействия с родителями Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. Результаты финансового воспитания проявляться в: трудолюбии, которое неразрывно связано с формированием таких личностных качеств как ответственность, профессионализм, организованность, дисциплинированность; умение экономить и сберегать денежные средства формирует главное качество финансово-грамотного человека –самодисциплину; уважительном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще любому труду средства; не поддаваться сиюминутным желаниям – очень полезная финансовая привычка.

Слайд 10

Заключение В ходе изучения программы «Про экономику» у дошкольников формируется первичное понимание экономических терминов, которые несут в себе воспитательный потенциал и раскрывают финансовые ценности: «труд», «товар», «работа», «деньги как мера оценки труда», «деньги как инструмент купли-продажи», «трудовое вознаграждение», «покупка», «обмен» «товар «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», «стоимость», «цена», «монета», «банкнота», «сбережения», «долг», «заем», «план», «планирование», «денежное благополучие» и др. Одновременно у дошкольника формируется соответствующая система финансовых ценностей, которая включает: любовь к труду, уважение к результатам труда взрослых, умение считаться с потребностями семьи, тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо, проявлять терпение при достижении желаемого, Ответственно относится к чужим вещам. Таким образом, уже в дошкольном возрасте возможно успешное решение следующих задач : формирование экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально-личностных взаимоотношений детей в условиях разновозрастной группы.

В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы.Работа в группе детей разного возраста часто вызывает определенные сложности у  педагогов, работающих с детьми о...

Проект по социально-личностному развитию «Семья. Общение и культура поведения» для детей дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация».

Патриотическое воспитание дошкольников – одно из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества р...

Конспект занятия для детей по социально-личностному развитию «Дети в гостях у медведей»

Описание: Данная разработка будет полезна для воспитателей младшей группы.Программные задачи:Обучающие: - формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг ...

Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"

Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители...

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»...

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Конспект занятия по формированию экономической культуры детей на тему «Деньги » ( в старшей группе )

Разработанный мною конспект занятия по формированию экономической культуры детей в старшей группе на тему «Деньги » поможет знакомить детей с понятиями «обмен», «деньги&r...