Конспект по исследовательской деятельности для подготовительной группы "Свойства материалов и воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект по исследовательской деятельности для подготовительной группы "Свойства материалов и воздуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ознакомлению с окружающим миром
(исследовательская деятельность)
«Свойства материалов и воздуха»
Цель: дать представление о свойствах различных материалов и воздуха
Образовательные задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
-Дать представление о свойствах различных материалов.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите, что у меня есть! (дети подсаживаются рядом за столом)
-Что вы можете сказать про мешочки?
-Какие они? (одинаковые)
-Что у них одинакового? Какие признаки у них одинаковые? ( цвет, по размер, форма)
- А чем мешочки могут отличаться? (внутри лежит что-то разное)
- А чем еще могут отличатся? (по весу)
- А что надо сделать, чтобы узнать отличаются ли они по весу? (положить каждый мешочек на ладошку, на весы)
- Какие мешочки? (легкие и тяжелые)
- Какие вы знаете материалы? (дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань, резина, металл)
Дидактическая игра «Что встречается из этого материала?»
- Я вам буду по очереди бросать мяч и называть материал, вы в ответ должны назвать предмет из этого материала и кинуть мне обратно мяч)
Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»
- Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Не заглядывая в мешочки, надо определить какой материал в них лежит.
- Как это сделать? (Смять мешочки, если там что-то твердое, значит это либо металл, либо дерево, а бумага и ткань помнется, бумага шелестит)
- Еще? (Бросить, если бумага или ткань, то не стукнется, если металл и дерево, сильно стукнется, пластмасса не сильно стукнется)
- Еще? (По весу, если тяжелое, то дерево или металл)
- Хорошо. У меня есть надписи к материалам. Мы будем угадывать, что в мешочках и радом оставлять надпись, но мешочки пока открывать не будем.
-Давайте сначала попробуем по весу определить. (Самый тяжелый мешочек с металлом)
-Теперь согнем. (Шуршит, но не гнется – дерево)
-Теперь, что сделаем? (Уроним и сомнем: бумага зашуршала, ткань нет)
-Теперь давайте все проверим, откроем мешочки.
-Вы выполнили задание, потому, что знаете свойства материалов. И эти знания вам помогут в следующем задании.
-Давайте разделимся на две группы.
Игра «Раздели предметы»
-Следующее задание, отделить металлические предметы от неметаллических. Вы должны это сделать как можно быстрее. Подумайте, как сделать это очень, очень быстро (отделяют с помощью магнитов)
-Какое свойство металла вы сейчас использовали (может притягиваться к магниту)
Игра «Алгоритмы – загадки» (мнемотаблицы)
- Теперь следующая игра. Оставайтесь в своих командах. Сейчас мы с вами будем придумывать к свойствам материалов символы, условные обозначения. Потом я вам из них составлю загадки – алгоритмы, в которых я зашифрую какой-то материал. А вы попробуете его угадать.
-Готовы? (Да. Дети придумывают символы к свойствам. Воспитатель из них составляет алгоритм)
- Какой первый материал? (Материал, который спрятан в алгоритме тяжелый, тонет, примагничивается, шуршит, может быть толстым и тонким, греться- это металл)
- Следующий алгоритм. (В этом алгоритме спрятан материал, он бьется , может быть прозрачным и непрозрачным, может греться, тонуть, толстым, тонким и не впитывает в себя воду- стекло)
-Хорошо. Следующая загадка. (В этом алгоритме спрятался материал, который мнется, рвется, режется, намокает и горит – бумага)
- Еще один алгоритм.. (Легкий, тянется, рвется, режется, нагревается на солнце, мнется – резина).
- Молодцы и этим загадкам вы не оставили шансов.
Физкультминутка «Фиксики «Помогатор»
-А теперь давайте позанимаемся опытами и познакомимся со свойствами воздуха.
-Сейчас мы будем в пакетики ловить воздух. Посмотрите, какой он? (бесцветный, прозрачный, без запаха и вкуса).
- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
- Следовательно, запах возуху придают окружающие его вещества.
-Выпустите воздух обратно.
- Посмотрите, на столе много предметов. С их помощью мы сейчас познакомимся со свойствами воздуха.
Опыт «Сила воздуха»
-Надуть воздушный шарик и выпустить. Какое свойство? (Воздух имеет силу, оттолкнул шарик)
Опыт «Давление воздуха»
- Ребята, воздух постоянно давит на предметы. Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. В этом мы сейчас убедимся, проведя опыт.
- В шприц набрать воздух и заткнуть пальцем кончик шприца , давить на поршень, но он будет на месте . Почему? (Воздух давит на поршень )
Опыт «Теплый воздух»
- Свеча заженная, над ней бумажная змейка с веревочкой, которая начинает крутиться, почему? (Горячий воздух легче холодного и поднимается вверх, толкает змейку)
Опыты «Объем воздуха»
- На дно стакана приклеена бумажка. Давайте его опустим вверх дном и в таз с водой , что вы наблюдаете? (Бумажка остается сухой, воздух занимает место.
Опыты «Воздух легче воды»
- Шприц с воздухом опустить в таз и нажать на поршень. Почему это происходит? (идут пузырьки воздуха, так как воздух легче воды и поднимается наверх)
-Опыт подводная лодка. Опустить в воду стакан и продувать через соломенную трубочку воздух в стакан, стакан всплыл. ( Воздух занял объем стакана и вытолкнул его, так как воздух легче воды).
- Через соломку в таз с водой подуть. Что наблюдаем? (Идут пузырьки, воздух легче воды)
-А откуда воздух брали в последнем опыте? (Из легких, значит воздух есть и там)
Фокус
-А теперь самое интересное. Фокус. Набрать в стакан воды до самого верха, накрыть картоном, придерживая ладошкой, перевернуть. Вода не выливается.
-Домашнее задание. Подумайте дома с родителями, почему вода не вылилась из стакана, а завтра мы с вами обсудим.
-Что нового узнали сегодня.
-Что больше всего было интересно?
-Оцените свою работу смайликом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух-это жизнь"
Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух - невидимка".
Цель данного занятия: сформировать у детей первичные представления о воздухе и помочь им установить простейшие причинно-следственные связи....
Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания дете...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воздуха"
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема "Свойства воздуха"...
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий, поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Воздух невидимка».
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий, поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группена тему «...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...
Конспект ООД исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воздуха»
КонспектООД исследовательской деятельностив подготовительной группе«Секреты воздуха»...