Конспект по исследовательской деятельности для подготовительной группы "Свойства материалов и воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Корчагина Любовь Евгеньевна

Конспект по исследовательской деятельности для подготовительной группы "Свойства материалов и воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром

(исследовательская деятельность)

«Свойства материалов и воздуха»

Цель: дать представление о свойствах различных материалов и воздуха

Образовательные задачи:

- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

-Дать представление о свойствах различных материалов.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие задачи:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, что у меня есть! (дети подсаживаются рядом за столом)

-Что вы можете сказать про мешочки?

-Какие они? (одинаковые)

-Что у них одинакового? Какие признаки у них одинаковые? ( цвет, по размер, форма)

- А чем мешочки могут отличаться? (внутри лежит что-то разное)

- А чем еще могут отличатся? (по весу)

- А что надо сделать, чтобы узнать отличаются ли они по весу? (положить каждый мешочек на ладошку, на весы)

- Какие мешочки? (легкие и тяжелые)

 - Какие вы знаете материалы? (дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань, резина, металл)

Дидактическая игра «Что встречается из этого материала?»

- Я вам буду по очереди бросать мяч и называть материал, вы в ответ должны назвать предмет из этого материала и кинуть мне обратно мяч)

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»

- Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Не заглядывая в мешочки, надо определить какой материал в них лежит.

- Как это сделать? (Смять мешочки, если там что-то твердое, значит это либо металл, либо дерево, а бумага и ткань помнется, бумага шелестит)

- Еще? (Бросить, если бумага или ткань, то не стукнется, если металл и дерево, сильно стукнется, пластмасса не сильно стукнется)

- Еще? (По весу, если тяжелое, то дерево или металл)

- Хорошо. У меня есть надписи к материалам. Мы будем угадывать, что в мешочках и радом оставлять надпись, но мешочки пока открывать не будем.

-Давайте сначала попробуем по весу определить. (Самый тяжелый мешочек  с металлом)

-Теперь согнем. (Шуршит, но не гнется – дерево)

-Теперь, что сделаем? (Уроним и сомнем: бумага зашуршала, ткань нет)

-Теперь давайте все проверим, откроем мешочки.

-Вы выполнили задание, потому, что знаете свойства материалов. И эти знания вам помогут в следующем задании.

-Давайте разделимся на две группы.

Игра «Раздели предметы»

-Следующее задание, отделить металлические предметы от неметаллических. Вы должны это сделать как можно быстрее. Подумайте, как сделать это очень, очень быстро (отделяют с помощью магнитов)

-Какое свойство металла вы сейчас использовали (может притягиваться к магниту)

Игра «Алгоритмы – загадки» (мнемотаблицы)

- Теперь следующая игра.  Оставайтесь в своих командах. Сейчас мы с вами будем придумывать к свойствам материалов символы, условные обозначения. Потом я вам из них составлю загадки – алгоритмы, в которых я зашифрую какой-то материал. А вы попробуете его угадать.

-Готовы? (Да. Дети придумывают символы к свойствам. Воспитатель из них составляет алгоритм)

- Какой первый материал? (Материал, который спрятан в алгоритме тяжелый, тонет, примагничивается, шуршит, может быть толстым и тонким, греться- это металл)

- Следующий алгоритм. (В этом алгоритме спрятан материал, он бьется , может быть прозрачным и непрозрачным, может греться, тонуть, толстым, тонким и не впитывает в себя воду- стекло)

-Хорошо. Следующая загадка. (В этом алгоритме спрятался материал, который мнется, рвется, режется, намокает и горит – бумага)

- Еще один алгоритм.. (Легкий, тянется, рвется, режется, нагревается на солнце, мнется – резина).

- Молодцы и этим загадкам вы не оставили шансов.

Физкультминутка «Фиксики «Помогатор»

-А теперь давайте позанимаемся опытами и познакомимся со свойствами воздуха.

-Сейчас мы будем в пакетики ловить воздух. Посмотрите, какой он? (бесцветный, прозрачный, без запаха и вкуса).

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

- Следовательно, запах возуху придают окружающие его вещества.

-Выпустите воздух обратно.

- Посмотрите, на столе много предметов. С их помощью мы сейчас познакомимся со  свойствами воздуха.

Опыт «Сила воздуха»

-Надуть воздушный шарик и выпустить. Какое свойство? (Воздух имеет силу, оттолкнул шарик)

Опыт «Давление воздуха»

- Ребята, воздух постоянно давит на предметы.  Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. В этом мы сейчас убедимся, проведя опыт.

- В шприц набрать воздух и заткнуть пальцем кончик шприца , давить на поршень, но он будет на месте . Почему? (Воздух давит на поршень )

Опыт «Теплый воздух»

- Свеча заженная, над ней бумажная змейка с веревочкой, которая начинает крутиться, почему? (Горячий воздух легче холодного и поднимается вверх, толкает змейку) 

Опыты «Объем воздуха»

- На дно стакана приклеена бумажка. Давайте его опустим вверх дном и в таз с водой , что вы наблюдаете? (Бумажка остается сухой, воздух занимает место.

Опыты «Воздух легче воды»

- Шприц с воздухом опустить в таз и нажать на поршень. Почему это происходит? (идут пузырьки воздуха, так как воздух легче воды и поднимается наверх)

-Опыт подводная лодка. Опустить в воду стакан и продувать через соломенную трубочку  воздух в стакан, стакан всплыл. ( Воздух занял объем стакана и вытолкнул его, так как воздух легче воды).

- Через соломку в таз с водой подуть. Что наблюдаем? (Идут пузырьки, воздух легче воды)

-А откуда воздух брали в последнем опыте? (Из легких, значит воздух есть и там)

Фокус

-А теперь самое интересное. Фокус. Набрать в стакан воды до самого верха, накрыть картоном, придерживая ладошкой, перевернуть. Вода не выливается.

-Домашнее задание. Подумайте дома с родителями,  почему вода не вылилась из стакана, а завтра мы с вами обсудим.

-Что нового узнали сегодня.

-Что больше всего было интересно?

-Оцените свою работу смайликом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух-это жизнь"

Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух - невидимка".

Цель данного занятия: сформировать у детей первичные представления о воздухе и помочь им установить простейшие причинно-следственные связи....

Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект по  экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе  «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания дете...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воздуха"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема "Свойства воздуха"...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий, поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Воздух невидимка».

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий, поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группена тему «...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...

Конспект ООД исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воздуха»

КонспектООД исследовательской деятельностив подготовительной группе«Секреты воздуха»...