Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема "Свойства воздуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelno.pptx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. Образовательная область «Речевое развитие»: Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад. Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. Материал и оборудование для опытов: Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды. На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар. Ход эксперимента. Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал? Дети: Жидкость. Воспитатель: Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло? Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются. Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия. Воспитатель: Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар? Дети: ответы детей. Воспитатель: Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар- рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит? Дети: (ответы). Воспитатель: Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой? Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде. Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором. Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал? Дети: Сыпучий. Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки. Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой? Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость. Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу. Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал? Дети: Сыпучий. Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит? Дети: Соль растворилась. Воспитатель: Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде? Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке? Дети: (ответы) Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды. Ход опыта: В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна). Воспитатель: Как вы думаете, почему так получается? Дети: (ответы, предположения детей) Воспитатель: (дополняет) Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой. Опыт демонстрируется без объяснения детям. Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком? Дети: (ответы) Воспитатель: Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ. Цели и задачи: Расширять представления детей о растениях, и значении растений в жизни человека; о природных красителях. Расширять у детей словарный запас: "хлопок", "красители". Учить детей опытным путем получать краски и окрашивать белую ткань. Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности. Материалы к занятию: Бутылка с письмом, аудиозапись "шум моря", ширма, кукла-перчатка "мальчик в одежде из листьев", ветка хлопка, вата, сундук: х/б белые лоскутки ткани, лупы, емкости с натуральными красителями, терка, марля, прищепки, фартуки, влажные салфетки, перчатки, доски (для пластилина), блюдца; овощи: свекла, морковь, лук. Ход занятия. Воспитатель: Представьте себе, что вы на берегу моря. Расположитесь по удобнее, закройте глаза, послушайте, как шумит море, плещутся волны, дует теплый ветер: (прослушивание аудиозаписи).
А теперь откройте глаза и осмотритесь (находят бутылку). Какая-то бутылка. Как вы думаете, откуда она взялась? (ответы детей). Верно, море выбросило на берег, а в ней что-то есть (достают письмо). "S.O.S. Помогите, я на необитаемом острове, замерзаю. Вот вам мои координаты: 80° ю.ш. и 20° в.д. Флинт." В письме написано S.O.S. - что это значит? (ответы детей). Верно, кому-то нужна помощь. Что будем делать? (нужно помочь) Что ж оправимся на помощь, на необитаемый остров. На чем поплывем? Сядем в "лодку" и поплывем (имитация лодочной гребли). Вот мы и на острове, а вот, наверное, и наш маленький человечек Флинт. Флинт (из-за ширмы): - Здравствуйте, как я рад вас видеть! Воспитатель: - Это у тебя случилась беда? Флинт: - Я уже давно живу на этом острове. Он такой удивительный этот остров, здесь растут и овощи, и фрукты, но я не придумал из чего мне сделать одежду. Моя одежда из листьев плохо греет и она не такая яркая как у вас. Воспитатель: - Мы подумаем, как можно тебе помочь, а ты пока погрейся на солнышке. Воспитатель: Приплывши на остров, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье - далеко друг от друга не ходить, и в рот ничего не брать. Как же помочь Флинту?
Смотрите, ребята, я нашла интересное растение. Кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей). Это хлопок - растение, которое нас одевает. Как оно может нас одеть? Это растение растет в теплых странах. Растет кустиком, на веточках растут коробочки, внутри которых есть семена, покрытые мелким, белым пушком, пушок растет из коробочки. Этот пух и используют для изготовления материи. Когда хлопок созревает, его собирают, и отвозят на перерабатывающие заводы. Затем, из него изготавливают ткань. Воспитатель : Что это? Сундук! Посмотрим, что там? (достаем кусочки материи - белые лоскутки х/б ткани). Вот такую ткань изготавливают из хлопка, она называется хлопчатобумажная ткань. Здесь есть еще какие-то стеклышки. Как они называются? (увеличительные стекла или лупа). Давайте рассмотрим ткань с помощью луп. Что вы видите? (переплетения ниток: продольные и поперечные). Сравните с ватой: вата мягкая, а нитки из хлопка толстые. Это натуральная ткань, она изготовлена из растений. То, что на вас одето, все сшито из ткани, попробуйте найти одежду из хлопка (дети исследуют одежду, надетую на них, сравнивая с образцом). Воспитатель: Вы устали? А давайте немного отдохнем и потанцуем (под песню "Чунга-чанга" дети выполняют движения). Ребята, почему ваша одежда такая яркая? А наша ткань белая! (предположения детей). Чем ее можно покрасить? Современные краски изготавливают из нефти и минералов (показывает бутылочки с краской) А давным-давно, люди стали окрашивать ткани, пользуясь растительными красками. По пути на поляну мы видели овощи, вернитесь, пожалуйста, и соберите их. Ребята, из этих овощей можно приготовить краски.
Из какого овоща получилась темно-красная краска? (из свеклы) А как? Ведь свекла твердая, а краска - жидкая. С помощью терки. Что можно сделать со свеклой с помощью терки? Можно натереть, а затем взять марлю и выжать сок (демонстрируют 2-е детей). А теперь догадайтесь, как получилась оранжевая краска? (ответы детей). Из моркови. А как? (ответы детей). А коричневую? (ответы детей). Для того чтобы сделать краску из лука, снимают с луковицы шелуху, кипятят ее, процеживают. А теперь и вы можете, как люди в древние времена окрасить ткань в разные цвета. Вместе со мной берем лоскут белой ткани прищепками и опускаем в черепок с растительной краской, даем стечь, и кладем на доску для высыхания (дети окрашивают ткань). Вот мы и помогли нашему другу (появляется Флинт). Воспитатель: - Мы оставляем тебе разноцветные кусочки ткани, теперь ты сможешь сшить себе одежду. Флинт: - Я благодарен вам. Спасибо. До свидания! Воспитатель: Ну а нам, ребята, домой пора, поплыли обратно Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей). Воспитатель: теперь мы знаем, что растения дают нам не только пищу, а еще и краску. Ребята, а для вас у меня есть домашнее задание: какими еще растениями (овощами, или фруктами) можно покрасить ткань.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Свойства воздуха».
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха...
Конспект экспериментирования в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воздуха»
Конспект экспериментирования в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воздуха»...
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха" в подготовительной группе
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цел...