Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух - невидимка".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель данного занятия: сформировать у детей первичные представления о воздухе и помочь им установить простейшие причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_vozduh_-_nevidimka.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по Познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Воздух - невидимка».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать первичные представления о воздухе;
- Помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, любзнательность в процессе исследовательской деятельности;
- Развивать мышление, наблюдательность.
- Развивать умение слушать взрослого.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников. Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: Активизация: Воздух, воздушный, прозрачный.
Обогащение: Кислород, лёгкие.
Оборудование: Свеча, тарелка с подкрашенной водой; стеклянная я банка; надутый и сдутый воздушные шарики; прозрачные пластмассовые стаканчики с водой; трубочки для коктейля; дудочки; веера; пушинки.
Предварительная работа: Беседы о воздухе; наблюдения на прогулке; игры с воздушным шариком, с вертушками; рассматривание энциклопедий, беседы об охране окружающей среды, чтение рассказов о воздухе.
Организационный момент:
Сегодня мы с вами поговорим о том, без чего нет жизни на земле, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Это воздух)
- Верно, сегодня мы поговорим с вами о воздухе, о его свойствах.
Ход НОД:
-Посмотрите, что у меня есть? (Сдутый воздушный шар).
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик стал красивый и большой? (Шарик надо надуть)
- Подумайте и скажите, что внутри надутого воздушного шарика? (Внутри шарика воздух)
- В каких предметах есть воздух? (В круге для плавания, в мячике и т.п.)
-В помещении есть воздух? (Ответы детей)
-Воздух есть везде – и в комнате, и на улице, его не видно. Какой воздух? (Ответы детей)
- Правильно! Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
- Я вам сегодня предлагаю стать учёными-исследователями. Мы займемся опытами по исследованию воздуха.
-Раз, два, три, учеными стали мы! (Дети оборачиваются вокруг себя)
-Пройдёмте в нашу лабораторию.
-Как вы думаете, есть ли у человека в лёгких воздух? (есть)
- Сейчас мы с вами проверим это.
Опыт 1.
На столах у детей трубочки для коктейля и стакан с водой.
- -Посмотрите внимательно в стакан с водой. Есть что-нибудь в воде? (В воде ничего нет)
-Опустите трубочку в воду. Осторожно подуйте в трубочку. Что появилось в воде? (В воде появились пузыри)
-Подумайте и скажите, чем наполнены эти пузырьки? (Пузырьки наполнены воздухом)
-В этих пузырях содержится воздух, который вы выдохнули.
Что доказывает наш опыт? (Опыт доказывает, что в лёгких человека есть воздух)
-Как вы думаете, в лёгких животного есть воздух? (В лёгких животного есть воздух)
- Представьте, что воздуха не стало, что произойдёт с человеком, с животными. Смогут они жить? (Нет)
- Почему?
- Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается, /расширяется/ и опускается /сжимается/.
- Что происходит с лёгкими при дыхании?
- При вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом. А при выдохе сжимаются, выпускают воздух.
-Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? (Мы вдыхаем и выдыхаем воздух).
- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? ( Плохо)
- Какой вывод можно сделать, для чего нам нужен воздух? (Для дыхания).
- Дыхание - вот главное назначение воздуха.
Вывод: Без дыхания нет жизни. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле и человек не может жить без воздуха.
- Воздух нельзя сжать, перелить, значит, это газ. Если бы мы раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину (картинка - диаграмма). Воздух состоит из разных газов. Большая часть газ азот – синий, поменьше часть газ – кислород – зелёный, маленькие частички – углекислый газ. Вот и на диаграмме кислород обозначен зелёным цветом, так как для дыхания человека нужен именно кислород. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
Опыт 2.
- Из чего состоит воздух?
- Я закрепила свечу на дне при помощи пластилина. Налила в тарелку немного подкрашенной воды, чтобы было видней. Зажигаю свечу, накрываю её банкой. – Что произошло? (пламя погасло)
Свеча израсходовала часть воздуха – кислород. Вода заняла место сгоревшего кислорода. Но заполнить всё место не может, так как оставшаяся часть воздуха, состоящая в основном из азота, по-прежнему занимает своё место.
Вывод: Воздух наполнен кислородом. И мы, и животные им дышим. А выдыхаем углекислый газ, его поглощают растения. И очищают нам воздух.
Поэтому очень важно, чтобы воздух был чистым.
- Подумайте, дети, а что бы мы с вами могли сделать, чтобы воздух был чище?
1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними. 2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор. 3. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти. 4. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения.
- Молодцы.
-Можем мы услышать воздух? Можем с помощью музыкальных инструментов.
Опыт № 3.
- На столе лежат дудочки. Возьмите дудочки и подуйте в них. Вначале тихонько, теперь сильнее. Что мы слышим? (Звуки). А если не дуть? (Звука нет).
- А какие еще инструменты вы знаете, которые звучат, при помощи воздуха?
(Ответы детей)
-Как они называются, одним словом? (Духовые). Почему? (Потому что, для того чтобы извлечь звуки, в них нужно дуть)
Вывод: Мы слышим звуки, которые образуются с помощью воздуха, например в музыкальных инструментах. При этом, чем сильнее дуть, тем громче получается звук. Мы можем услышать воздух. Он сам по себе не звучит, но можно услышать его движение.
- А сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево)
Выходи гулять! (машут рукой к себе, «зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест, к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
- Отдохнули, приступаем снова к работе. Следующий опыт.
Опыт № 4.
- На столе лежат веера и пушинки в коробочках. Воспитатель берёт веер в руки и спрашивает: «Что это?» (Ответы детей)
- Возьмите их в руки. Кто знает, для чего они нужны? (Ответы детей.)
- Верно, главное его предназначение - обмахиваться, когда жарко. Помашите на себя. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
- Когда мы машем веером, воздух движется, получается лёгкий приятный ветерок. Вы чувствуете его?
- Когда мы гуляем на улице и видим, что по воздуху летят листья, что их заставляет лететь? (Ветер)
- Я предлагаю поиграть в игру-соревнование, которая называется «Чья пушинка дольше продержится в воздухе». Нужно подкинуть пушинку из ваты вверх и махать на неё веером. Хотите попробовать?
Дети берут пушинки из коробочки, играют.
- Молодцы, какие вы ловкие. Скажите, что удерживало пушинку вверху? (Воздух, ветерок). А если бы не было ветерка, она бы летала? (Нет)
Вывод: Воздух можно почувствовать, когда он движется, т. е. когда дует.
-Нам пора возвращаться в игровую комнату.
-Раз, два, три вот и стали вновь детьми. (Дети оборачиваются вокруг себя)
Итог.
- Кем вы сегодня были? (Мы были учёными-исследователями)
- Что мы сегодня изучали? (Мы изучали воздух)
-Какие опыты мы проводили? (Опыты с трубочкой, с веером)
-Что мы узнали из этих опытов? (Ответы детей)
- Правильно: вы выявили: что воздух нас окружает; что воздух есть в лёгких человека; без воздуха нет жизни; воздух – это газ; воздух состоит из кислорода, углекислого газа и азота; что воздух есть внутри предметов; что можно услышать движение воздуха, его можно почувствовать.
- Кто узнал что-то новое для себя?
-Что вам запомнилось больше всего?
- Что было самым простым, что вызвало трудности?
Вы можете дома для родных и друзей показать опыты на выявление свойств воздуха, продемонстрировать свои знания о свойствах воздуха.
Молодцы! Вы были внимательными, наблюдательными, дружными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух-это жизнь"
Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».
Цели и задачи: Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».
Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий, поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Воздух невидимка».
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий, поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группена тему «...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»
Развитие познавательной активности детей в процессе проведения опытов с воздухом....