Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В конспекте НОД по познавательному развитию дети получают знания о космосе, космонавтах, с помощью опыта узнают как образуются кратеры на Луне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_o_kosmose.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по познавательному развитию (ФЦКМ)
в подготовительной группе
« Путешествие в космос».
Цель: Расширить представления детей о космосе, знакомить с героями космоса.
Приоритетная область: «Познавательное развитие»
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи ОО «Познавательное развитие»
- Расширять и углублять знания детей о космосе, о планете Земля. Продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса.
- Познакомить детей с понятием «Солнечная система».
- Расширить и закрепить знания о космических явлениях; понятия “звезды”, “планеты”, “ спутники”, названия планет.
- Развивать мышление, познавательную активность.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
- Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за свою страну и за людей, прославивших Россию: К. Э. Циолковский, С. П . Королёв, Ю. А. Гагарин.
Задачи ОО «Речевое развитие»
- Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
- Активизировать в речи детей слова: космическое пространство, кратеры, скафандр, Солнечная система, спутник.
Задачи ОО «Художественно – эстетическое развитие»
- Закреплять умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления от увиденного.
- Развивать умение использовать в одном рисунке разнообразные материалы и способы рисования.
Планируемые результаты:
- Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, делает выводы по результатам опыта.
- Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: экспериментальной деятельности, проблемно-поисковой, коммуникативной, игре.
- Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.
- Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут.
- Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, опытная, творческая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, о планетах, чтение рассказов и стихотворений о космосе, чтение энциклопедической литературы, разгадывание загадок , рисование на тему «Космические фантазии».
Оборудование: презентация на тему «Космос», лист в клетку, красный карандаш на каждого ребёнка, иллюстрации на космическую тему; листы бумаги чёрного цвета, трафареты, губки, влажные салфетки, акварель, гуашь разного цвета, кисти по количеству детей, фоновая музыка «Космическая романтика», чашка с мукой, пластилиновые шары на нитке.
Ход занятия.
(Дети входят в группу, приветствуют гостей и садятся на свои места)
Воспитатель: Ребята, я бы хотела загадать вам загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
Воспитатель: Что же такое космос? Что находится в космическом пространстве? (Дети: солнце, планеты, звёзды, Земля.)
Воспитатель: Ребята, а вы знает какая она, наша Земля? В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка, и можно добраться до края Земли. Другие считали, что Земля – это чаша, которая покоится на трёх слонах. (Слайд №2). Потом путешественники убедились, что земля круглая. Что же тогда окружат землю? Давным-давно люди смотрели на птиц и мечтали подняться в небо, как они, посмотреть на землю с высоты. Но у людей нет крыльев. Что же люди придумали, что бы подняться в небо? (Дети: самолёт, вертолёт, воздушный шар, ракета.)
Воспитатель: Правильно, и вот когда, человек смог подняться в небо, ему захотелось подняться ещё выше, отправиться к другим планетам. Узнать есть ли жизнь где-нибудь ещё? Есть ли воздух на других планетах?
Учёный Константин Циолковский был первым, кто заговорил о полётах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Королёв взял и построил такой корабль. Он совсем не был похож на пиратский фрегат или на пассажирский пароход. (Слайд 3и 4. )
Как видите, в космическом корабле — ракете — нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. При запуске из хвоста ракеты вырывается пламя, как из большой петарды, и огромная реактивная сила тянет её вверх.
Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии (Слайд 5)
И учёные решили осуществить свою самую заветную мечту – послать в космос человека.
12 апреля 1961 года – эта мечта сбылась! Впервые в мире космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». (Слайд 6 )
1 Ребёнок: В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель (В. Степанов)
2 Ребёнок: Взлетел в ракете русский парень
Всю землю видел с высоты,
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счёту будешь ты? (В.Орлов.)
Воспитатель: Это было очень важным и радостным событием не только для нашей страны, но и для всего мира. Вскоре подвиг Ю. Гагарина повторили другие космонавты, в том числе и женщины. (Слайд 7)
Воспитатель: Что делают космонавты в космосе? (Дети: наблюдают за Землёй, другими планетами.)
Воспитатель: Космонавты проводят медицинские и технические исследования, изучают поверхность Земли и сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио и телевизионную связь.
Ребята, а вас бы могли взять в космос? (Дети : Нет.)
Воспитатель: Почему? (Дети: Мы ещё маленькие) Для того чтобы стать космонавтом, надо многому учится и много тренироваться.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Дети: здоровым, сильным, образованным, умным, сообразительным, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным, смелым.)
Воспитатель: Правильно. Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полёт на космическом корабле, понаблюдаем за Звёздами, планетами и спутником нашей Земли Луной. Давайте пройдём подготовку к полёту.
Физкультурная пауза «Космонавты»
Будем очень мы стараться, (рывки руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бег на носках)
Плавать лучше всех на свете. (гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседание)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)
Воспитатель: Космонавтам нужно хорошо питаться. Как вы думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом? (Дети: Нет нельзя.
Ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по ракете. Нужно брать специальные тюбики с едой ) (Слайд 8)
Воспитатель: Ребята, а какие продукты питания могут быть в тюбиках? (Дети: – Борщ, суп, каша, компот, какао и др.)
Воспитатель: Теперь мы готовы к космическому полёту? А можно ли нам отправляться в космос в обычной одежде? (Ответы детей: скафандр) Приготовились к взлёту. Встали, подняли руки вверх. (Дети: 10, 9, 8, 7,6,5,4,3,2,1. – поехали!) (запись звука запуска ракеты) Руки вниз, сели.
Воспитатель: Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор
Что вы видите? (Слайд 9) (Дети : много звезд .)
Воспитатель: Опишите, как они выглядят? (Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды очень большие. Большие звёзды соединяются в созвездия, у которых есть свои имена: например большая и Малая Медведица) (Слайд 10).
Воспитатель: А так выглядит наша земля в космическом пространстве (Слайд 11). Учёные выяснили, что наша Земля в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? Это Солнце (слайд 12), вокруг которого вращаются 9 планет. И каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите. Назовите, какие планеты вы знаете? (Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
Воспитатель: Ребята, а можно ли жить на этих планетах? Почему? (Дети: на этих планетах нет воздуха, нет воды.)
Воспитатель: Правильно. Космонавты и учёные выяснили, что на планетах, которые вращаются вокруг Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живёт на этих планетах.
Только наша планета Земля
Во всём пригодна для жилья.
Ведь Земля – планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель: А сейчас мы с вами приближаемся к спутнику Земли – Луне. Чтобы наш путь был более точным безопасным нужно проложить маршрут нашей ракеты до Луны.
(Графический диктант.)
Воспитатель: Возьмите лист и красный карандаш. Будьте внимательны.
3 вверх, 2 влево, 4 вверх, 3 вправо
Воспитатель: Молодцы! Маршрут полета до Луны внесен в компьютер нашего корабля. Отправляемся дальше. (Слайд 13)
Воспитатель: Луна – это спутник планеты Земля. Луна вращается вокруг Земли. Луна светит не собственным светом, а отражённым. Солнце освещает Луну, и поэтому мы можем её видеть. Можем видеть пятна на Луне – это лунные моря. Дети, поверхность Луны состоит из кратеров больших и маленьких. (Слайд 14 и 15) Как вы думаете, почему? Давайте посмотрим, как это происходит? (Дети подходят к столу)
Опыт « Лунные кратеры».
В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. (Для сравнения шарики разных размеров). Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Вопрос к детям: Кто может описать, что мы увидели? Что произошло? Вывод: Это происходит, потому что Луна не защищена атмосферой, как Земля и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки, камни, метеориты. (Слайд 16)
Воспитатель: Теперь мы знаем опроисхождении лунных кратеров. Предлагаю вам зарисовать увиденное. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации на тему «Космос».
Воспитатель: Подготовим пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика
«Солнце» (две соединённые перекресно друг с другом ладони с разведёнными в стороны пальцами)
«Ракета» (Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе)
«Луноход» (Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как паучок)
Объяснение способа выполнения рисунка.
Детям предлагается на лист чёрного цвета наложить лист картона с прорезанным в нём кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги – кратеры. Дорисовать ракету, космонавтов, луноход (по желанию детей ) красками, гуашью.
Рисование губкой «Луна» (рисование сопровождается фоновой музыкой «Космическая романтика» )
Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились поближе с Луной, а свои рисунки я предлагаю вам показать своим друзьям, мамам и поделиться впечатлениями об увиденном. Нам пора возвращаться домой.
За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратится
Под крышу дома своего!
Воспитатель: Ребята, пока мы возвращаемся домой, ответьте мне: Куда мы путешествовали? Что мы видели? Что нового узнали о жизни космонавтов? Ну вот, мы удачно приземлились на космодроме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"
Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....