Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: История русского платка.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Швендых Лилия Павловна

В данное время появилась необходимость духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через истоки русского народа, через народные традиции и быт. Знакомство с историей появления русского платка - это один из приёмов воспитания наследия русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема: История русского платка.

Цель - приобщение детей к русской народной культуре через знакомство  с историей русского платка.

Программные задачи:

- развивать у детей познавательный интерес к традициям русского народа, истории появления платка на Руси и его назначении;          

- вызвать эмоциональный отклик при восприятии изделий народного промысла и умение замечать характерные признаки платков;  

- расширять  словарный  запас терминами «убрус», «павлопасадская мануфактура» ;                                                                        

- развивать навык работы в нетрадиционной технике росписи платка с помощью трафарета;

- продолжать знакомить с понятием узор, трафарет, побуждать составлять узор на квадрате, выделяя центр, углы, стороны;

 -  воспитывать бережное отношение к изделиям народного промысла;

 - воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.

Предварительная работа:

1. Изготовление тематического альбома «Предметы русского быта»;

2. Подборка русских платков;

3. Разучивание русской народной игры «Платочек», «Гори, гори ясно!»;

4. Подборка презентации «Русский платок»;

5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы платочки постираем».

Материалы: клеёнка, гуашь, ватные палочки и трафареты для изображением цветов, поролоновые кисти.

Оборудование:

1. Расписные платки и кушаки.

2. Выставка картин с изображением платков на магнитной доске.

3. Мультимедийная установка «Русский платок».

4. Платки для детского творчества.

5. Разрезные платки из картона для д/игры «Сложи платок».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

В группе стоят столы буквой «П», на которых лежат клеёнки с матерчатами квадратными белыми платками для детского творчества, разноцветная гуашь, ватные палочки, трафареты, и  поролоновые кисти. Дети стоят полукругом рядом с воститателем, у которого на плечах накинут расписной платок. На магнитной доске размещены картинки с изображением расписных платков.

Воспитатель: Ой, вы люди добрые, приветствуем вас и  рады видеть! Вам от нас поклон земной за радушие и внимание!

(Воспитатель и дети 3 раза кланяются, ведь так положено на Руси).

Воспитатель: Ребята, а поведать я вам сегодня хочу историю про очень интересную и красивую вещь. Она вам всем знакома.

«Носят женщины, старушки

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный….»

Дети:  Платок!

 (слайд 1)

Вопитатель: Да, это платок. Платки бывают разные, но я хочу познакомить вас с историей русского платка (показ слайдов и рассказ воспитателя).

(Дети садятся на стульчики для просмотра презентации)

        «Всё начиналось очень просто  - в 12 веке женщины на Руси носили «убрус» – льняное полотенце, украшенное вышивкой и кружевом.

(слайд 2)  Платок вошёл в гардероб русских женщин в 17 веке, потеснив другие головные уборы. Все, и простые крестьянки

(слайд 3) и царские особы

(слайд 4), стремились приобрести такое украшение. Платок или плать (кусок ткани) – это главное украшение не только в празднике

(слад 5), но и это повседневный наряд

(слайд 6). Каждый платок – это ещё и отражение русского народного искусства. Мастера павлопосадской мануфактуры для отдельного платка придумывали свои узоры из пышных полевых и садовых цветов

 (слайд 7). Народ обладает собственной историей и культурой, которая находит отражение в предметах одежды и быта. Обязательно соблюдались строгие традиции: замужная женщина прятала волосы под головной убор, а сверху надевала платок

(слайд 8), а которая незамужем могла покрывать платок на волосы

(слайд 9)».

Воспитатель:                                                                                                                            

- Ребята, а ваши мамы или бабушки сейчас носят платки?

Дети:  

- У моей бабушки есть.

- Моя мама носит .

- Моя мама нет, не носит.

Воспитатель:

- А как вы думаете, платки сейчас продаются в магазине?

Дети:

- Да, продаются.

Воспитатель:

- Меняются времена, а платок остаётся одним из лучших подарков. Иностранцы платки покупают в подарок, как сувениры. Платок это не просто головной убор, а символ любви и красоты.

 (слайд 10).   Когда-то бабушки передавали в наследство своим внучкам самый дорогой подарок – платок. Сейчас мотивы русского платка прослеживаются на вечерних платьях (слайд 11), 

(слайд 12) женских пальто

(слайд 13).  и даже на купальниках

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, платки нужны для того, чтобы их только носить или ещё с ними  что-нибудь можно делать?

Дети:

- С ними ещё можно играть в игры «Платочек», «Гори, гори ясно!».

Воспитатель: Правильно! Сейчас поиграем в игру «Сложи платок».

На столе лежат 3 разрезанных платка из бумаги  разного цвета, дети подходят и берут себе две детали и, в зависимости от цвета, складывают платок из деталей в обруч такого же цвета (в красном обруче – красный платок; в жёлтом обруче – жёлтый платок; в фиолетовом обруче – фиолетовый платок).

Воспитатель: Скажите, из чего состоит узор платка?

Дети:

- Из больших и маленьких цветов.

- Из листьев.

- Есть большой цветок в центре, есть по сторонам или в углах.

Воспитатель: Делу время – потехе час. Я вам предлагаю стать мастерами и украсить свои платочки пышными узорами из цветов. Рассмотрите внимательно изображения платков и подумайте, какой узор вы хотите изобразить, какой цвет вам понадобиться для изображения, какого размера цветы в центре платка, а какие в уголках. (рассматривание платков на магнитной доске, после дети спокойно садятся на стульчики за рабочие столы)

Воспитатель: Ребята, у вас на столе приготовлены необходимые предметы для оформления платка. Украшение платка удобней начинать украшать откуда?

Дети: С центра.

Воспитатель: Хорошо, для изображения цветков имеется трафарет, который необходимо положить в центр платка, поролоновую кисть обмакнуть в краску и покрасить в середине трафарета платок, после чего аккуратно можно платок поворачивать  и изображать следующий цветок в углу платка. После изображения цветов аккуратно трафарет поднять и ватной палочкой дорисовать зелень  - листья, завитушки (объснение  воспитателя сопроводается показом).

Воспитатель: А теперь разомнём пальчики.

                 Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».

Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрём.                  
Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак;
А потом повыжимаем,
Очень крепко отожмём.                      
Выполнять движения «выжимаем бельё»;
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём.            
Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения                                                                                    
А теперь платки погладим,                          
кистями вверх-вниз;
Мы погладим утюгом.                      
 «Гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой                                                                                                                                                                                                
А теперь платком помашем
И с ним весело попляшем.                  
Выполнять движения «Фонарики».

Воспитатель: А сейчас, приступайте к украшению своего платка.

(дети выполняют работу, при необходимости воспитатель помогает индивидуально)

Воспитатель: Молодцы мастерицы и мастера. Ведь вы сегодня продолжили русские традиции – изготовили платки. Что вы скажите о своих платках?

Дети читают стихи.

1. Что за чудо узор,

Что за краски вокруг?

Это поле, цветы,

Словно солнечный луг.

2. На посадском платке –

Россыпь разных цветов,

Ароматы весны,

Дуновенье ветров!

3. Эту русскую сказку

Каждый видеть здесь рад,

Это сказка с названием

Павлов Посад.

4. Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде!

Воспитатель: Очень симпатичные платки изготовили.

- С помощью чего вы украшали платки? (трафарет, поролоновые кисти, ватные палочки)

- Из каких элементов состоит узор на платках? (полевые и садовые цветы, листья)

- Какого цвета цветы изображены на платках? (разноцветные)

- Одна из русских традиций дарить платок своим родным и близким. Скажите, ребята, чей праздник в конце ноября?

Дети: День Матери!

Воспитатель: Я вам предлагаю  для наших любимых и родных мам в подарок изготовить такие же красивые платки и поздравить их в День Матери.

Дети: Мы согласны!

Воспитатель: «Платок для каждой женщины

                           И в наш, и в прошлый век

                           Желанный подарок

                           Надёжный оберег».

Предлагаю вам ещё исполнить танец с платком (звучит русская народная музыка).

        Конспект составил:

                                                                                          Воспитатель Швендых Л.П.

                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема "Таблетки- не конфетки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу "Безопасность" разработан для детей старшей группы; занятие совмещает несколько видов деятельности и решает задачи обучения детей прави...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Я – житель города Армавира»

В огромном мире у каждого человека есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце её частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к  малой Р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»

Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: История колокола.

Данный конспект НОД помогает приобщить дошкольников к культурному историческому прошлому русского народа, развивать любознательность....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...