Конспект познавательного занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
"Моя Малая Родина. Люблю тебя - мой край родной".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя Малая Родина. Люблю тебя – мой край родной».
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»
Воспитатель 1Кк Голдина Е.Г.
Цель: воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города.
Задачи:
- Воспитывать уважение и любовь к Родине. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
- Расширить знания о родном городе. Дать понятия о том, что такое герб, объяснить символику герба города Воронежа.
- Вызвать желание узнать больше об истории своего города, о его прошлом и настоящем.
- Дать детям знания о хлеборобном крае, о плодородии нашей земли. О хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться; рассказать о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подают к столу.
- Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду хлебороба.
- Развивать познавательный интерес, любознательность. Активизировать связную речь, мышление, память.
Обогащение и активизация словаря:
Государство, символика, знак, герб.
Материалы и оборудование:
Карта России, глобус, карта города Воронежа, разрезанный на части герб города Воронежа и флаг России, средства ТСО, д/игры: «Собери Флаг. Герб своей страны», «Собери Герб родного города», «Найди зернышко», «Виды хлеба», «Полезные колосья», «Что было раньше, а что сейчас».
Предварительная работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций современного и старого города Воронежа и его достопримечательностей, чтение стихов о родном городе, рассматривание карт города Воронежа и области. Заучивание стихов и пословиц о Родине. Чтение книги «Родной Воронеж», рассматривание картин о том, как выращивают хлеб.
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, я вам скажу:
Всех я вас приветствую!
(звучит звук приезжающего поезда.) Вам знаком этот звук? На что похоже?
Воспитатель: Да, это поезд, на котором в наш город приехали гости. И к нам кто-то спешит.
Ребята, кто к нам приехал в гости? Вы их узнаете? Молодцы, это Крош и Ежик. Друзья очень любят гулять, болтать обо всем, играть. И вот однажды, они пошли гулять и увидели воздушный шар, решили на нем полетать. Они летали на воздушном шаре и делали снимки - фотографировали. А где они летали, не знают. Крош и Ежик просят вас помочь, объяснить где же они были? Давайте посмотрим эти фотографии, и расскажем нашим гостям в какой стране, городе, они сделали свои фотографии.
Воспитатель: Много стран на планете Земля (слайд №1). Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей прославивших ее, войска для защиты народа. Как у человека, так и у страны есть имя. Как называется наша страна?
Дети: Россия (слайд №2). А мы, живущие в ней? (Россияне). Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается каждому человеку от рождения.
- Ребята, а какие пословицы о Родине вы знаете?
«Всякому мила своя сторона»
«Везде хорошо, а дома лучше»
«Своя земля и в горе мила»
Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы (слайд №3).
Воспитатель: Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн (слайд №4).
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: Из белого, синего, красного (слайд №5).
Воспитатель: Что означает каждый цвет?
Дети: Белый цвет говорит о том, что наша страна миролюбива, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Проводится д/игра «Собери Флаг, Герб нашей страны».
Воспитатель: Велика наша Россия, и на ее территории находится наш край (слайд №6). Как называется наш город, в котором мы живем? (Воронеж). Ребята, давайте рассмотрим герб Воронежа и расскажем, что означает каждый элемент герба (слайд №7). Каждая часть рисунка имеет свой смысл:
зубцы в верхней части означают крепость, так как Воронеж изначально строили, как крепость для защиты от врагов. В центре герба на каменной крутой горе лежит перевернутый кувшин, из которого
вытекает ручей (река), что означает неиссякаемые богатства. Хлебные колосья вокруг герба говорят о плодородной и урожайной Воронежской земле.
Проводится д/игра «Собери герб родного города».
Воспитатель: Ребята, а как еще называют Воронеж, если говорят о плодородной земле? (Воронеж - столица Черноземья.)
Воспитатель: В Воронеже очень богатая, плодородная, черноземная почва. Почва богата перегноем, поэтому её называют чернозёмом. Она чёрного цвета. У нас собирают большой урожай подсолнечника, свеклы, овощей и фруктов, пшеницы, ячменя, овса (слайд №8).
- Растения, которые дают зерно, называются зерновыми культурами. Воспитатель: Ребята, какие вы знаете зерновые культуры?
Проводится д/игра «Найди зернышко».
- Основные наши кормильцы не только пшеница, еще это рожь и ячмень, они имеют особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ.
«Будет ЖИТО, и жить можно!»
Воспитатель: А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.
- Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше богатство, в него вложен труд многих людей. Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Давайте посмотрим, какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
Воспитатель: Как называют людей, которые выращивают хлеб? (слайд №9) Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что же нужно сделать хлеборобу, чтобы собрать хороший урожай?
Дети: Подготовить землю, вспахать (слайд №10).
Воспитатель: Землю пашут тракторами, сзади которых прицеплены плуги. Кто управляет тракторами?
Дети: Тракторист (слайд №11).
Воспитатель: Если внести удобрения в почву, т.е. подкормить, то урожай будет богаче. А когда же сеют пшеницу?
Дети: Засевать могут и весной и осенью.
Воспитатель: Как называют такую пшеницу?
Дети: Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую весной – яровой.
Воспитатель: Раньше не было тракторов, пшеницу сеяли вручную (слайд №12). Сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и
вручную разбрасывал зерна в стороны. Это была трудоемкая, медленная и тяжелая работа.
Проводится д/игра «Что было раньше, а что сейчас?».
Пальчиковая игра: «Сеял сеятель старинный из лукошка – решета.
Нынче сеялка – машина этим делом занята.
Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.
Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!
К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей пошли!»
Воспитатель: Подумайте, ребята, и скажите, как хлебороб узнает, что пора убирать урожай.
Дети: Когда поле станет желтым, колосья полны зерен (слайд №13).
Воспитатель: Давайте с вами представим огромное поле спелой пшеницы.… Какими бы словами вы его описали, с чем бы его сравнили?
Дети: Колышется, как море. Желтые волны ходят по полю. Поле бескрайнее, золотое, красивое.
Воспитатель: отгадайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит он ходуном на столбе золотом.
Что это?
Дети: Колосок.
Физминутка «Молотьба».
Не гром грохочет, не пальба, (перед собой выполнять круговые движения).
Гремит, грохочет молотьба.
Гора зерна растет до неба, (согнутыми руками, потянуться вверх, стать на носочки).
Ты видишь, сколько будет хлеба? (плавное опускание рук).
Мне говорят, что спать пора, (присесть, руки под голову).
Но не усну я до утра: (встать).
Мне поглядеть бы хоть немножко, (ходьба на месте).
Как мама будет печь лепешки (имитация лепки лепешек).
Воспитатель: Дети, а где хранят зерно?
Дети: Зерно хранят на элеваторе (слайд №14).
Воспитатель: Скажите, а какие продукты получают из зерна?
Дети: муку, крупы.
Проводится д/игра «Полезные колосья».
Воспитатель: что можно приготовить из муки?
Дети: макароны, пироги, вареники, хлеб.
Проводится д/игра «Виды хлеба».
Воспитатель: Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы должны относиться к хлебу?
Дети: Бережно.
Воспитатель: Но наш край богат не только плодородной черноземной почвой (слайд №15).
- Какие еще минералы встречаются в Воронежском крае? (Мел, глина, песок, гранит.) Дети рассматривают образцы минералов.
- На Дону есть много удивительных мест, поражающих своей красотой, захватывающих своим очарованием. Одно из них – Дивногорье (слайд №16).
-Это меловые горы, столбы - дивы, в которых монахи сделали пещеры. Было время, когда хотели уничтожить эти пещеры, но в 1991 году создали музей - заповедник «Дивногорье».
- Ребята, а что вы знаете о граните? (слайд №17) Гранит - это могучий строительный камень. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что он состоит из каменных зерен. Зерна разные по цвету и виду.
- Глина - удивительный минерал (слайд №18). На воде хорошо замешивается, становится мягкой и податливой. Но стоит положить изделие из глины в огонь - оно не сгорит, не рассыплется, а наоборот крепче станет. Со дна моря ученые поднимают глиняные вазы, которые пролежали несколько тысячелетий (слайд №19).
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.
Сегодня мы с вами узнали много нового о нашем городе и рассказали нашим друзьям Крошу и Ежику.
- В городе любимом мы живем,
- Станем мы большими
- Быстро подрастем
- Новыми садами украсим город свой,
- Будет он чудесный,
- Город твой и мой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей
Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Тема занятия: «Путешествие с Маленьким принцем» (конспект познавательного занятия)
Возраст детей: 6 – 7 лет.Данные автора: Киселёва Марина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 с.МесягутовоЦель занятия: Расширять и углублять знания детей о космосе.Задачи:Образовательна...
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...
Конспект познавательного занятия с элементами алгоритмики. (занятие с использованием логоробота Пчёлка для детей 6-7лет) Тема: «Робот пчёлка идёт на помощь»
Конспект занятия составлен в форме занимательного квеста - игры. Выполняя, различные задания дети применяют ЛОГОРОБОТА пчёлку. Закрепляют умения программировать робота, програмировать логоробота по ал...