Конспект занятия в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
- Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
- Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
- Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
- Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
- Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
- Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Воспитатель вместе с детьми приходят в зал по ниточке от клубка. Клубочек приводит детей в зал.)
Воспитатель: Дети, нас с вами привел сюда клубочек , зачем же он нас сюда привел? Видно кто-то озорничал. Странно. А где же мы с вами оказались? Как вы думаете?(Ответы детей). оказались в русской избе, в горнице. Горница большая, светлая! Да красивая какая! Хозяев дома нет.(воспитатель удивлен.)Зачем тогда нас сюда привел клубочек?
-
Воспитатель предлагает детям рассмотреть убранство горницы. Спрашивает у детей как называются предметы обихода, которые видят дети.
-Давайте присядем поближе к печи. Здесь в старину усаживали дорогих гостей, а непрошенных оставляли возле порога .Для чего нужна печка? Ответы детей. Воспитатель уточняет: , и называли ее печь.
Обращает внимание на самовар.
Прялка.
Дети рассматривают ухват, лапти, сундук, коромысло, горшки, кринки и т.д.
Воспитатель поощряет детей за их внимательность и ответы.
Вдруг дети слышат, что кто-то чихает за печкой. Выходит домовой. Говорит: « Что это я никак проспал? ко мне гости пришли, а я спал себе за печкой! Ай-ай-ай. (Приветствует своих гостей руками).
-Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель спрашивает у хозяина кто же он такой? Домовой отвечает:
-А неужто не узнали? (Ответы детей)
-Я домовой! Второй по важности хозяин дома!
Короткий рассказ о том, кто такие домовые.
Воспитатель:
Домовые обязательно живут в каждом доме, они приносят счастье в дом, оберегают его от всех несчастий, пожаров, охраняют дом и поддерживают семейный очаг. Домовой - это доброе существо, но с характером, любит, когда к нему относятся по-человечески. Имя свое Домовой получил от места, где он родился, жил и работал. Выглядит он по-разному: иногда возникнет в облике хозяина дома - не отличишь, иногда как седой старичок с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и вовсе веником или кошкой прикинется. Любит жить за печкой.( Картинки разных домовых)
Отсюда он следит за порядком: чтобы мыши и хозяева не озоровали, чтобы уютно и тепло было в доме.
Известно ведь, что домовой завсегда с котом дружится. Дело в том, что кошки — единственные домашние животные, способные видеть потусторонние сущности. Отсюда и идет обычай первыми в новый дом или квартиру запускать кошку или кота: уж эти-то сумеют настроить домового на добрый лад! При сем нужно приговаривать:
«Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».
Воспитатель говорит домовому, что они с детьми внимательно рассмотрели предметы убранства его горницы. Им очень понравилось у него в гостях.
Домовой предлагает детям игру
-Раз вы уже все предметы моего дома уже знаете, тогда сыграем с вами в игру «Что было раньше, а что сейчас»(показывает детям картинки с изображением предметов быта старины, а дети должны назвать чем их заменили сейчас.)
Домовой спрашивает у детей , знают ли они, что такое оберег? (ответы детей). Домовой рассказывает , что это такое.
Н в старину очень любили Показывает картинки оберегов.
Домовой предлагает детям изготовить обереги и затем отнести их к себе в дом, чтобы они оберегали их жилище от разных бед и несчастий.
Домовой приглашает детей в свою мастерскую, показывает им готовую подкову. Это подкова-оберег, который всегда вешали над входом в дом.
Далее воспитатель обьясняет детям ход работы.
делатьен пла стилиныйыйый пластилин может быть вы захотите добавить и свои элементы украшения. Начинаем работу.
По окончанию работы домовой дает оценку проделанной работе и говорит, что теперь он будет спокоен за жилище детей. Ведь оно теперь будет под надежной защитой оберегов. Угощает детей баранками на связке и прощается с ними.Снова уходит за печку, караулить мышей.
Воспитатель подводит итог и все вместе возвращаются в группу, где детей будет ждать чаепитие в русских традициях, с самоваром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"
Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
презентация "Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы"
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ПРЕДМЕТАМИ УТВАРИ РУССКОЙ ИЗБЫ...
конспект занятия (старшая группа для детей с ОВЗ)"Предметы, облегчающие труд человека"
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; Закреплять представления о том, ч...
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...