Конспект занятия в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Прыжкова Екатерина Анатольевна

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
  • Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
  • Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.  Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
  • Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
  • Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.  Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол,  старинная посуда, прялка и др.), мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель вместе с детьми приходят в зал по ниточке от клубка. Клубочек приводит детей в зал.)

Воспитатель: Дети, нас с вами привел сюда клубочек , зачем же он нас сюда привел? Видно кто-то озорничал. Странно. А где же мы с вами оказались? Как вы думаете?(Ответы детей). оказались в русской избе, в горнице. Горница большая, светлая! Да красивая какая!  Хозяев дома нет.(воспитатель удивлен.)Зачем тогда нас сюда привел клубочек?

-

Воспитатель предлагает детям рассмотреть убранство горницы. Спрашивает  у детей как называются предметы обихода, которые видят дети.

-Давайте присядем  поближе к печи. Здесь в старину усаживали дорогих гостей, а непрошенных оставляли возле порога .Для чего нужна печка? Ответы детей. Воспитатель уточняет:  , и называли ее печь.

Обращает внимание на самовар.

Прялка.

Дети рассматривают ухват, лапти, сундук, коромысло, горшки, кринки и т.д.

Воспитатель поощряет  детей за их внимательность и ответы.

Вдруг дети слышат, что кто-то чихает за печкой. Выходит домовой. Говорит: « Что это я никак проспал? ко мне гости пришли, а я спал себе за печкой! Ай-ай-ай. (Приветствует своих гостей руками).

-Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель спрашивает у хозяина кто же он такой? Домовой отвечает:

-А неужто не узнали? (Ответы детей)

-Я домовой! Второй по важности хозяин дома!

Короткий рассказ о том, кто такие домовые.

Воспитатель:

Домовые обязательно живут в каждом доме, они приносят счастье в дом, оберегают его от всех несчастий, пожаров, охраняют дом и поддерживают семейный очаг. Домовой - это доброе существо, но с характером, любит, когда к нему относятся по-человечески. Имя свое Домовой получил от места, где он родился, жил и работал. Выглядит он по-разному: иногда возникнет в облике хозяина дома - не отличишь, иногда как седой старичок с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и вовсе веником или кошкой прикинется. Любит жить за печкой.( Картинки разных домовых)

         Отсюда он следит за порядком: чтобы мыши и хозяева не озоровали, чтобы уютно и тепло было в доме.

Известно ведь, что домовой завсегда с котом дружится. Дело в том, что кошки — единственные домашние животные, способные видеть потусторонние сущности. Отсюда и идет обычай первыми в новый дом или квартиру запускать кошку или кота: уж эти-то сумеют настроить домового на добрый лад! При сем нужно приговаривать:

 «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».

Воспитатель говорит домовому, что они с детьми внимательно рассмотрели предметы убранства его горницы. Им очень понравилось у него в гостях.

Домовой предлагает детям игру

-Раз вы уже все предметы моего дома уже знаете, тогда сыграем с вами в игру «Что было раньше, а что сейчас»(показывает детям картинки с изображением предметов быта старины, а дети должны назвать чем их заменили сейчас.)

   Домовой спрашивает у детей , знают ли они, что такое оберег? (ответы детей). Домовой рассказывает , что это такое.

Н в старину очень любили Показывает картинки оберегов.

Домовой предлагает детям изготовить обереги и затем отнести их к себе в дом, чтобы они оберегали их жилище от разных бед и несчастий.

Домовой приглашает детей в свою мастерскую, показывает им готовую подкову. Это подкова-оберег, который всегда вешали над входом в дом.

  Далее воспитатель обьясняет детям ход работы.

 

делатьен пла стилиныйыйый пластилин может быть вы захотите добавить и свои элементы украшения. Начинаем работу.

По окончанию работы домовой  дает оценку проделанной работе и  говорит, что теперь он будет спокоен за жилище детей. Ведь оно теперь будет под надежной защитой оберегов. Угощает детей баранками на связке и прощается с ними.Снова уходит за печку, караулить мышей.

Воспитатель подводит итог  и все вместе возвращаются в группу, где детей будет ждать чаепитие в русских традициях, с самоваром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

презентация "Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы"

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ПРЕДМЕТАМИ УТВАРИ РУССКОЙ ИЗБЫ...

конспект занятия (старшая группа для детей с ОВЗ)"Предметы, облегчающие труд человека"

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; Закреплять представления о том, ч...