Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе "История часов".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе "История часов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_chasov.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить детей определять причинно-следственные связи; развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с историей часов.
  2. Подвести к пониманию их назначения и функции.
  3. Закрепить умение выделять особенности предметов ( форму, размер,

части).

  1. Закреплять умение рисовать разные часы.

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение и логическое мышление детей.
  2. Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать способность и умение беречь время.
  2. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал: Разнообразные часы - механические, электронные, кварцевые (карманные, наручные, настенные); предметные картинки с изображением масляных, водяных , солнечных часов; карточки с цифрами от 1 до 12; песочные часы интервалом 1 минута. Презентация « История часов»; альбомные листы формата А4, пастель, салфетки для рук

Методы и приемы:

  1. Наглядный метод (демонстрация часов, иллюстраций).
  2. Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, словесная игра)
  3. Игровой метод (развивающие игры, которые активизируют интеллектуальные возможности)
  4.  Ход занятия:

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: А что значит слово « здравствуйте»? Что мы желаем людям, когда здороваемся? ( желаем здоровья).

А что нужно делать, чтобы быть здоровым? ( заниматься спортом, правильно питаться, ухаживать за собой, чаще улыбаться и т.д.)

Воспитатель: Мы рады гостям, рады друг другу. Давайте улыбнемся всем: тому, кто справа, тому, кто слева, кто перед нами. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто-то плачет. Посмотрела я и увидела, что это вот этот маленький медвежонок. Я его спросила: «Что случилось?». Он рассказал, что его пригласили в гости, а когда он пришел, то было уже поздно - все гости разошлись, а главное, ему не досталось угощение. Мне стало жалко медвежонка, и я взяла его с собой, надеюсь, ему у нас в гостях понравится.

  • Ребята, как вы думаете, почему мишка опоздал? (ответы детей)
  • А как же узнать, что уже пора выходить из дома? - посмотреть на часы.
  • Как вы думаете, у медведя в лесу есть часы?
  • Что будет, если у нас пропадут все часы?

Воспитатель: Да, видимо, нам всем будет очень трудно. Опоздаем на работу, в школу, в детский сад, не посмотрим мультики и т.д.

  • А скажите, часы всегда были или было время, когда не было часов? Воспитатель: Было время, когда не было часов.
  • А как люди определяли, когда надо вставать, когда ложиться спать? Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу.

Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче.

Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы.

  • Ребята, а вы видели когда- нибудь солнечные часы? А хотите увидеть? Где же мы можем это сделать? (подвести детей к ответу: на выставке). Но прежде, чем попасть на выставку нужно выполнить увлекательное задание. Посмотрите на столе лежат фигуры. Что это за фигуры? Как их можно назвать, одним словом?

Дети: Геометрические фигуры

Воспитатель: Правильно. А что же изображено на геометрических фигурах? Дети: Буквы

Воспитатель: А почему вы решили, что это буквы, а не звуки?

Дети: Потому что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим

Воспитатель: Все правильно.

  • Составьте из предложенных букв слова, прочитайте и скажите, что они обозначают (чтение слов: зима, весна, лето, осень - это времена года)
  • А теперь назовите последовательность времен года.

Дети (читают по очереди)

В году четыре времени и все они дружны Эти четыре времени ребята знать должны Зимой год начинается, все снегом покрывается,

Весною продолжается - природа просыпается,

Летом солнце греет, листочки зеленеют,

Осенью листва желтеет, ветер сорвет ее и по полям развеет!

А после осени опять зима, год будет продолжать!

  • А какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем, наконец, отправиться на выставку. Но путь нам предстоит нелегкий, потому что мы пойдем через лес.

Дети идут, выполняя упражнения.

  1. « Кочки» ( шагают по ним)
  2. « Сугробы» ( перешагивают)
  3. « Елочки»  (идут « змейкой»).

Воспитатель:

Вот пришли мы в зимний лес

Сколько много в нем чудес (круговые движения глазами)

Слева сосны, справа дуб (не поворачивая головы, смотрят влево-вправо)

Дятел сверху, тук да тук (глаза вверх- вниз)

Глазки ты закрой - открой (закрываем и открываем глаза)

И скорей беги домой (моргание глазами).

Воспитатель: А какой воздух чистый, свежий. Давайте подышим этим воздухом.

Дыхательная гимнастика.

  1. Руки согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеча. Вдох активный, резкий через нос с одновременным сжатием ладоней в кулак, на длинном плавном выдохе — ладони раскрываются (3-4 раза)
  2. На вдохе дети обнимают себя руками на уровне груди, длинный выдох
  • руки раскрываются.

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на выставку часов.

Детей приветствует экскурсовод.


Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов.

Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад).

Показ макета часов.

У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.

  • Как вы думаете, удобны ли такие часы? Хорошо ли было человеку с такими часами?
  • А что плохого в этих часах?
  • Почему мы не пользуемся ими сейчас? - Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.
  • Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

Воспитатель:

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один Ибог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

  • Что в них было хорошо, а что плохо?

Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Нужно через каждые минуту их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.

  • Представьте себе, что будет, если мы возьмем такие часы на работу, на прогулку ?
  • А как вы думаете, 1 минута - это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?

Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так,

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так,

Налево - раз, направо - раз,

Мы тоже сможем так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Ну, как? Долго ли мы играли?

Игра «Молчанка»

  • А хотите, проведем еще один опыт?

Вы сами согласились. Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту.

  • Играем? -Да!

Дети молчат ровно 1 минуту, пока сыплется песок.

  • А теперь 1 минута - это много или мало? - много.
  • Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось

долго?

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

  • Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло - масляные часы. ( Показать иллюстрацию)

Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Но такие часы время показывали не точно. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

Дети. Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар.

Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям - можно было определить, сколько сейчас время.

  • В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки — черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

Воспитатель: Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

  • Как вы думаете, что плохого было в этих часах?

Вы сказали правильно. Все эти часы - солнечные, песочные, масляные, водяные - были не очень удобными.

Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

Дети. Часовщик.

Воспитатель: Часовщик — это человек, который ремонтирует часы.

Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?

Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Часы имели сначала одну — часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже - секундная.

Физкультминутка:

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы - часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу и хотят догнать друг друга.

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

Педагог. Пять часов!

(встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).

Игра повторяется.

Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов.

  • Как называются часы, которые висят на стене? — настенные часы.
  • Которые стоят на полу? - напольные.
  • Которые стоят на столе? - настольные.
  • Которые человек носит на руке? - наручные.

Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это - чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно и они подадут вам сигнал.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу.

Нам пора возвращаться в группу ( смотрит на часы).

Возвращаются также:

Упражнение « Елочки» ( идут «змейкой»)

Упражнение « Сугробы» ( перешагивают)

Упражнение « Кочки» ( идут по ним)

А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать для медвежонка те часы, которые вам особенно понравились или придумать свои, чтобы медвежонок больше никуда не опаздывал.

III. Заключительная часть.

Дети рисуют, по окончании дарят рисунки медвежонку.

Воспитатель:

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятию.

Воспитатель: А еще я предлагаю вам, если будете вместе с родителями в городе Ярославль, посетить музей часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».

«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация с детьми подготовительной к школе группы»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация с детьми подготовительной к школе группы»Закрепить и обобщить знания детей об осенних яв...

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности (образовательная область: «Художественное творчество», аппликация) Тема: «Поможем капитанам!» (подготовительная группа)

Цели: закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля). Передавая основную форму и детали; воспитывать желание принимать участи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Часы и время»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Часы и время»...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"

quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"

На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...