Конспект ООД "Русская берёзка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Целью занятия является закрепление и расширение знаний детей о берёзе, как символе России, развитие познавательной автивности, памяти, совершенствование изобразительных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_pro_beryozu.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД
«Русская берёзка»
Задачи:
-учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения;
- дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин, кору берёзы называют береста. Но всей бересте есть горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Под корой у берёзы находится древесина. По числу колец на древесине определяют количество лет дереву;
- развивать познавательную активность, мышление, память.
Ход мероприятия
Дети заходят в группу. Ребёнок читает стихотворение С. Прокофьева
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
В: Ребята, вы, наверное, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить.
Дети: О берёзе.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы с вами знаем о берёзе?
Дети: Берёза – это дерево с тонкими коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой тонкими полосками и чёрными крапинками, которые называют «чечевичками». Через них проходит кислород. Своё название получила по цвету коры.
Дети: Русское слово «береза» очень древнее и произошло от слова «беречь». У славян в старину год начинался не зимой, как сейчас, а весной, и встречали его не елью, а именно березой. В далекие времена существовала у славян богиня – Берегиня. Она считалась матерью всех духов и всех богатств на земле, и поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.
Воспитатель: Нашу Родину невозможно представить без березки. Скажите, а вы запомнили, как называли берёзу в старину?
Дети: В старину берёзу называли «деревом четырёх дел». Первое дело – мир освещать, второе дело – скрип утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, почему так называли берёзу?
Дети: Мир освещать. Берёзовые дрова – самые лучшее топливо в русской печке, а берёзовая лучина много веков освещала дома в старину, когда не было электричества.
Дети: Второе дело - скрип утешать. Из берёзы получают густую маслянистую жидкость – дёготь. В старину, когда не было машин, а были телеги, колёса смазывали дёгтем, чтобы не скрипели, а ещё сапоги натирали дёгтем.
Дети: Третье дело – больных исцелять. Из почек берёзы изготавливают лекарства. А весной берёза выделяет сок, очень сладкий, освежающий. Берёзовый сок очищает кровь.
Дети: Четвёртое дело – чистоту соблюдать…Из веток берёзы делают мётлы и веники. Березовый веник помогает при болях мышцах, суставах, хорошо очищает кожу, ускоряет заживление ран и ссадин. После березовой бани особенно легко дышится. Тот, кто ходит в баню с берёзовым веником будет всегда здоров.
Воспитатель: Молодцы, ребята. И если подойти к березке, прислониться, обнять, все печали уйдут, и станет на душе светло. В народе говорят, что это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи.
Я предлагаю вам познакомиться с этим чудесным деревом поближе.
В: Для чего нужна кора дереву?
Дети: Она защищает дерево.
В: А от чего она защищает?
Дети: От солнца, от ветра, от мороза, от того, чтобы сок не вытекал.
Воспитатель: Кору берёзы называют берестой. На ней есть полосочки – чечевички, через которые проходит кислород и дерево дышит. А белый цвет коры берёзы – это бетулин. Он тоже обладает лечебными свойствами – это антивирусное средство. Давайте рассмотрим бересту под микроскопом.
Дети рассматривают кору берёзы под микроскопом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно определить возраст дерева?
Дети: Чем толще дерево, тем оно старше.
Воспитатель: Да. Ещё возраст дерева можно определить по числу колец на древесине, а древесина – это то, что находится под корой дерева.
Дети рассматривают спилы через лупу и считают количество колец и таким образом определяют возраст дерева и делают зарисовку.
Воспитатель: Ребята, а как используют древесину?
Дети: Из древесины изготавливают мебель, прочные лыжи, пол – паркет, музыкальные инструменты, например, гитары, бочки и др.
Воспитатель: А также из переработанной древесины берёзы делают бумагу и картон.
А из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод и другие предметы.
Воспитатель показывает картинки предметов, сделанных из бересты на слайдах, а затем предлагает поиграть в игру «Найди предметы из бересты». Эти картинки дети наклеивают в дневник проекта.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня тоже стать мастерами и сделать поделки, используя берёзовые спилы. Кому же мы их можем подарить? Какой приближается праздник?
Дети: День Матери.
Воспитатель: Правильно.
Продуктивная деятельность детей. Дети вырезают из бумаги цветы, нанизывают их на пластмассовую трубочку, делают надрезы в верхней части трубочки (тычинки), приклеивают листочки и с помощью пластилина прикрепляют цветок на берёзовый пенёчек.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые получились подарки! Я думаю, ваши мамы будут очень рады. Давайте вспомним, что нового вы узнали о берёзе? А для этого поиграем в игру «Закончи предложение».
Мне было интересно….
Я теперь знаю, что….
Сегодня я узнал…
Мне было трудно….
Мне захотелось дома рассказать о …..
У нас впереди ещё много времени для работы над проектом, мы ещё много нового узнаем о берёзе, например, какой стороной дышат листья, как влияет свет и температура на жизнь растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."
Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...
Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."
Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...
конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Берёзка" МДОУ "Детский сад №15 "Лужок"
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Березка"МДОУ " Детский сад №15 " Лужок"Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2012 год.Тема: Ознакомление спрял...
Конспект занятия по конструированию "Берёзка".
Краткий ход, задачи, предварительная работа и оборудование при составлении занятия по теме....
Конспект-занятия «Здравствуй, милая Берёзка»
Воспитывать у детей чувство доброжелательности, этикиумение видеть красоту,радоваться ей,отметить нежность,беззащитность,вызвать желание заботиться; учить расска-зывать стихи, петь песни, пополнять сл...
Конспект НОД «Берёзка»
Задачи:Обучающая задача- Учить рассматривать объект: строение березы.- активизация в речи слов: ствол, ветка, почки, сережки, листья.- формирование умений передавать изменение образа (вето...
Конспект ООД "Берёзка в зимнем лесу" для детей старшей группы
Конспект ООД "Берёзка в зимнем лесу" для детей старшей группы...