конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Берёзка" МДОУ "Детский сад №15 "Лужок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект

 проведения занятия по ознакомлению с окружающим

 в старшей группе " Березка"

МДОУ " Детский сад №15 " Лужок"

Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 

2012 год.

Тема: Ознакомление спрялкой и веретеном.

Программное содержание:

1 Продолжать знакомить детей с прялкой т вретеном. Расширять знания детей о том,что у прялки вертикальная часть называется  стояк с лопастью,а гризонтальная часть называется донце, веретено служит для наматывания готовой пряжи, какими бывают нитки и для чего они нужны.

 2 Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями: посиделками.

3 Активизация словаря: прялка, прялица, донце, стоя с лопастью, пряха, кудель, шерсть, прясть, скручивать, наматывать, вытягивать, веретено. крутится, вертится, пришивать, вязать, шить. вышивать.

4 Воспитывать у детей познавательный интерес к старинным предметам русского быта, приобщая детей к истокам русской народной культуры.

5 Индивидуальная работа с Лерой Д.- учить читать стихотворение выразительно, неторопливо.

Предшествующая работа.

Рассматривание иллюстраций с русской прялкой и веретеном, сшитых, вязаных, вышитых изделий, чтение книг К, Д, Ушинского " Как рубашка в поле выросла", Б гримм "Три пряхи", Шарль Перро " Спящая красавица", русские народные сказки " Маша и медведь", " Гуси - лебеди". Заучивание пословиц о труде, рукоделий, мастерстве. Заучивание стихотворения А, С, Пушкина " Наша ветхая лачужка..." Проведение познавательных занятий по теме: " Одежда", 

" Инструменты".

Ход занятия.

Ребята, вы, наверное, помните, мы читали книгу " Как ткани ткут и нитки прядут". Наша хозяйка, которая живет в русской избе, тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.

Дети входят в избу. В центре избы стоит прялка. Хозяйка прядет нить и напевает:

 Позолочена прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

Хозяйка.

- Здравствуйте, гости долгожданные. проходите, присаживайтесь ( дети здороваются и садятся на лавки).

- Может кто-то из вас знает, что я делаю? ( нитку прядете).

Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (обращаю внимание на прялку). Я вам подскажу. Это прялка ( ответы детей)- ее называют потому, что на ней прядут. Состоит русская прялка из стояка с лопастью ( к ней прикрепляется кудель или шерсти), а это горизонтальная доска, называетсядонце, на которую садится пряха,соединяются они  под прямым углом вот так ( показываю).

Кто мне скажет, что это? (правильно стояк с лопастью). А это что и как называется? ( донце). Правильно. Кто садился на горизонтальную доску, которая называется донце? ( Пряха). Правильно. Под каким углом они соединяются? ( ответы детей). Крестьяне начинали прясть с раннего возроста, детства. 

А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть. а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Скажите, что это? ( повтор и ответы детей).

- Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (хозяйка крутит веретено).

 Дети - крутится, вертится.

-  Вот за то, что оно вертится, его называли веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено ( дети кружатся вокруг себя).

- По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь.

- Для чего нужна прялка? (  что бы прясть).

- Это тяжелый труд. Давайте я вас научу нитку прясть ( хозяйка берет шерсть и объясняет).

- Сначала нужно помочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить ее в тонкую нитку ( хозяйка раздает детям прялки и нитки, просит детей вместе с ней попрясть). ( По ходу задаю вопросы).

- Что ты делаешь Лера? ( растягиваю шерсть). А ты, что делаешь Лиза? ( скручиваю нитку). Что делаешь, Ярослав ( пряду нитку). Вот как нелегко прясть нитки:

нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница прялка.

Динамическая пауза " Смотай клубок".

- Вот сколько ниток я напряла ( хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными. шелковыми, хлопчатобумажными. Затем нечаенно роняю

корзину, клубки раскатываются). Ой, клубки мои раскатились. Помогите их в клубочки смотать: ( дети сматывают клубки.

 - Что ты делаешь Вика ( Алена)? ( сматываю нитки в клубок).

" Для чего нужны нитки?"

- Вот нитки спряли да в клубок смотали. Какго цвета клубки? Как можно сказать одним словом? ( разноцветные).

- Для чего нужны эти нитки? 9хозяйка достает с полки шерстяные нитки со спицами, чтобы вязать).

- Что можно связать из этих ниток (кофту, варежки, носки, шарф, теплую одежду).

 - Для чего нужны эти нитки? (хозяйка показывает хлопчатобумажные нитки с иголкой, чтобы шить?).

- Что можно сшить? ( платье, юбку, кофту...)

 - Если одежда порвется, что нужно сделать? ( зашить одежду).

- Если пуговица оторвется,что нужно сделать? ( пришить пуговицу).

 - Для чего нужны эти нитки? ( хозяйка берет вышевку с полки). (Чтобы вышивать).

- Что у меня в избе вышето нитками? ( полотенце, скатерть, салфетки).

 - Нитки, разные ими можно вышивать, шить, вязать. Дети, потрогайте и скажите какие это нитки? ( шерстяные, толстые, теплые, пушистые, мягкие).

Кто пойдет и расскажет стихотворение А, С ,Пушкина.

Наша ветхая лачужка

 И печальна и темна

 Что же ты моя старушка

Приумолкла у окна?

Или дремлешь под

 Жужжанье своего веретена.

А, С, Пушкин в своем стихотворении тоже сравнивает быт крестьян с прялкой.

 - О чем мы сегодня узнали на занятии, что нитки делают на прялке, сами пробовали прясть. Вспомнили, какие бывают нитки и зачем они нужны. Молодцы.

А сейчас послушайте песню, называется она " Прхя".

 Ну, что дети, вам пора в детский сад, а меня работа ждет.

( Дети прощаются и уходят).

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим.

 Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе.Тема:«Только смелым покоряются моря»Программное содержание:Закрепить представления и знания о службе моряков гражданского фло...

Конспект проведения занятия по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста "Медведь в осеннем лесу"

Конспект по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в технике "рваной" аппликации...

КОНСПЕКТ проведения занятия по математическому развитию в старшей группе

Программное содержание:  Закрепить  навыки счета и отсчета предметов в пределах пяти; упражнять в запоминании одновременно двух чисел; названии предметов и места их расположения; закрепить у...

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий»

Содержание образовательной деятельности знакомит детей с предметами, изнотовленными из глины....

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: « Сохраним глаза здоровыми»...