Конспект непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению окружающим для детей старшей группы «Семья планет».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы.

 

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить с планетами. Показать зависимость температуры планеты от расстояния до Солнца.  Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей.

Развивающие: Развивать самостоятельность, активность, познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к покорителям космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya_plaet.docx285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Тимашевский район

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи   для детей старшей группы

«Семья планет».

                                                                                       Воспитатель:

                                                                                       Прокопец Е. А.

г. Тимашевск

Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить с планетами. Показать зависимость температуры планеты от расстояния до Солнца.  Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей.

Развивающие: Развивать самостоятельность, активность, познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к покорителям космоса.

Материал. Модель Солнечной системы, картинки планет.

Ход:

Воспитатель читает стихотворение.

Воспитатель:

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают, но только во сне.

Воспитатель: Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение?

Дети: О планете Луна .

Воспитатель: Сегодня наша страна отмечает «День космонавтики».

Воспитатель показывает портрет Ю. А. Гагарина

 Воспитатель: Знаете кто это?

C:\Users\леново\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF3544.jpg

Дети: Ю. А. Гагарин.

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине?

Дети: Это космонавт, который первый полетел в космос.

Воспитатель: 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин первый совершил полет в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Сегодня мы будем говорить о планетах Солнечной системы. Я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку.

Шар воздушный золотой

Над рекой остановился.

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся.

Воспитатель: О чём это загадка?

Дети: Солнце

Воспитатель: Правильно это солнце. Что такое солнце, какое оно?

Дети: Солнце – огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет, даёт жизнь людям, растениям, животным.

Воспитатель: Но на самом солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце не одиноко, у него есть семья. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Глава этой семьи- Солнце! Среди планет  есть большие и малые. Одни из них находится ближе к Солнцу, другие дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Орбита- это путь движения небесного тела, а также космического корабля. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Воспитатель: Вспомните, чем планеты отличаются от звезд?

Дети: Звезды состоят из раскаленных газов, а в состав планет входят и  жидкости и твердые части.

Воспитатель: Правильно , ребята. Звезды состоят из раскаленных газов, а в состав планет входят и  жидкости и твердые части. Кром того, планеты сами не светятся, их освещает звезда. Самая близкая к Солнцу планета- Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли- Луну. Как вы думаете, н Меркурии холодно или жарко?

Дети: На этой планете очень жарко, так как он находится ближе всех к Солнцу.

Воспитатель: Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

C:\Users\леново\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF3551.jpg

Меркурий.

Меркурий-ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!».

Воспитатель: Вторая от Солнца планета- Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик. Поверхность Венеры каменистая.  Она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Воды на ней практически нет. Венера окружена густыми облаками. Её называют то Утренней, то Вечерней звездой, потому что она в разное время года появляется на небе то рано утром, то вечером,  когда ещё нет звезд.

Венера.

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

Воспитатель: Наша Земля- третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Какие же условия необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете?

Дети: Для поддержания жизни на планете нужен воздух, вода, тепло.

Воспитатель: Земля находится н слишком далеко, но и слишком близко от Солнца. Объясните, почему это важно?

Дети: Если планета расположена далеко от Солнца то на ней холодно, если близко к Солнцу, на ней очень жарко.

Воспитатель: Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко. Наоборот, на удаленных от Солнца планетах, таких как Юпитер и Сатурн, цари вечный холод. На Земле благоприятная для жизни температура. Вспомните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Дети: Потому что на Земле много водоемов.

Воспитатель:

Земля- планета жизни.

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле- это разве не чудо?

Бабочки, птиц, жучок на цветке.

Жизнь на Земле вы найдете повсюду-

В самом далеком, глухом уголке!

Физкульминутка.

Раз- два, стоит ракета,

(Дети поднимают руки вверх).

Три – четыре скоро взлёт.

(Разводя руки в стороны).

Чтобы долететь до Солнца,

(Делают круговые движения руками).

Космонавтам нужен год.

(Качают головой, сжав её ладонями).

Но дорогой нам не страшно,

(Наклоняются влево – вправо).

Каждый ведь из нас атлет.

(Сгибают руки в локтях).

Пролетая над Землёю,

(Разводят руки в стороны).

Ей передадим привет.

(Поднимают руки вверх и машут).

Воспитатель: Марс- четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. От других планет Марс отличается красноватым свечением. Поэтому её называют «Красной планетой».

Марс.

Марс- таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из- за кроваво- красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Воспитатель: Пятая от Солнца планета- Юпитер. Юпитер- самая большая планета.

Юпитер.

Юпитер- больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год.

Воспитатель: Как вы думаете, почему на Юпитер холодно?

Дети: Потому что эта планета находится далеко от Солнца.

Воспитатель: Шестая от Солнца планета- Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и поэтому  там холодно. Эта планета окрашена в желто- оранжевый цвет, её окружают кольца. Кто знает из чего состоят кольца Сатурна?

Дети: Кольца Сатурна состоят из камей и льда.

Воспитатель:

Сатурн.

Сатурн-красивая планета

Желто – оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Воспитатель: Уран расположен после Сатурн. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Его называют лежебокой.

Уран.

Уран- лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие- ночь.

Воспитатель: Нептун- восьмая планета. Она кажется темно-голубой, потому что её окружат газ метан.

Нептун.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Воспитатель: Плутон- самая удалённая от Солнца планета. Плутон- планета- карлик, меньше Луны. Это самая холодая планета Солнечной системы. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что она находится очень далеко от Солнца.

Воспитатель:

Плутон.

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещён.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Воспитатель: Теперь вы знаете,  какие разные планеты входят в состав Солнечной системы . И все- таки у этих планет есть кое – что общее. Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Дети: Все планеты имеют форму шара  все вращаются вокруг Солнца.

C:\Users\леново\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF3558.jpg

Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе? (9)

Как называется самая близкая к Солнцу планета?(Меркурий)

Какая планета наиболее удалена от Солнца? (Плутон)

Какая планета самая маленькая?(Марс)

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой? (Венера)

Какую планету называют Красной? (Марс)

Какую планету окружают кольца? (Сатурн)

Какая планета вращается , лёжа на боку? (Уран)

Какие планеты ближайшие «соседи» Земли? (Венера, Марс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на прогулке для детей старшей группы «До будущего лета!»

Интеграция образовательных областей:Образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира);Образовательная область«Коммуникация»; Образовательная область  «Чтение худ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

Дорожная азбука. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД для детей старшей группы.

Формировать навыки безопасного поведения на дороге, умения правильно переходить улицу....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы. На тему: «Птица – фантазия»

Цель: Учить вырезать сложные формыЗадачи:Закреплять умение работать клеевым карандашом.Развивать художественно – творческие способности, воображение.воспитывать у детей веру в свои силы, желание помоч...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей группы

Место данного занятия  в системе работы воспитателя по ФЭМП: итоговое занятие на обогащение математических представлений путем решения проблемной ситуации; использование имеющихся у детей знаний ...