Дорожная азбука. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД для детей старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Купавых Юлия Юрьевна

Формировать навыки безопасного поведения на дороге, умения правильно переходить улицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_o.z.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Московского района

 города Санкт-Петербурга.

Дорожная азбука.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД для детей

старшей группы.

Воспитатель: Купавых Ю.Ю.        

Санкт-Петербург

2013 год

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД для детей

старшей группы «Дорожная азбука».

Цель:

Формировать навыки безопасного поведения на дороге, умения правильно переходить улицу.

Задачи:

  1. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
  2. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора.
  3. Закрепить знания о дорожных знаках.
  4. Развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения игровых заданий.
  5. Развивать внимание, сосредоточенность, логическое мышление, ориентировку в пространстве; выразительность речи в стихах, в составлении предложений; развивать интерес детей к участию в игре - инсценировке.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Безопасность».
  2. «Социализация».
  3. «Познание».
  4. «Коммуникация».
  5. «Физическая культура».

Материалы и оборудование:

  1. Макет светофора.
  2. Дорожные знаки на подставках.
  3. Дорожные знаки макеты и карточки
  4. Плакаты  «Дорожные ситуации».
  5. Игрушки: мяч.
  6. Дорожка-переход «зебра».
  7. «Светофор» (макеты, кружки из картона – красный, желтый, зеленый)
  8. Костюм  Шапокляк.

Предварительная работа:

  1. В детском саду с воспитателями: наблюдение за стоящими автомобилями и  движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; изготовление светофоров.
  2. С родителями: наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем как пассажиры выходят и заходят в автобус, где люди переходят дорогу и т.д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков; изготовление макетов «Дорога от дома до детского сада».

Ход НОД.

Под весёлую музыку дети входят в группу.

Воспитатель:

В давние времена, когда не было машин, по улицам ходили и ездили, кому как вздумается. А современные улицы городов заполнены грузовыми и легковыми автомобилями и автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Врачи не успевали бы к больным, взрослые на работу, дети в садик.

Чтобы не было беспорядка, составили правила дорожного движения, придумали дорожные знаки.

Скрип тормозов. Машины сигналят.Вбегает старуха Шапокляк.


Шапокляк:

-Караул! Помогите! Спасите!

Ой, чуть меня не убили, чуть не задавили! Увидела вас, ребята, хотела догнать и перебежать дорогу, так меня чуть машина не сбила, да еще и водитель нагрубил.  Разве можно грубить даме?

-Ой, простите, забыла представиться – старуха Шапокляк и моя крыска Лариска.

-А я знаю, что у вас здесь что-то интересное происходит, а меня как всегда не позвали.

Воспитатель:

 - Шапокляк, ты на дороге не умеешь себя правильно вести и многим детям показываешь плохой пример. Ты ведь даже не знаешь никаких дорожных знаков.

Шапокляк:

-А дети тоже не знают! Ведь не знаете?

Шапокляк:

-Вот мы сейчас и проверим.

  Дети называют дорожные знаки и что они обозначают.

Воспитатель:

Ну, а теперь, все знаки,

Становитесь дружно в ряд

И все правила движенья

Расскажите для ребят!

Воспитатель:

- Видишь, Шапокляк, как наши дети знают дорожные знаки. Давайте проверим, запомнила ли Шапокляк знаки.

  Воспитатель показывает Шапокляк дорожные знаки и просит назвать их. Дети помогают.

Воспитатель:

-Ребята, а какие ещё вы знаете знаки?

Шапокляк:

- И я знаю! Вот, например, эти палочки нарисованы на дороге для того, чтобы играть в шахматы. Переставляешь фигуры с одной чёрточки на другую.

Воспитатель:

- Вот и неправильно! Сейчас дети скажут, для чего нужны эти

палочки на дороге.

Воспитатель:

Пешеход, пешеход.

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От беды тебя спасёт.

Дети:

-Знаем!

Дети:

Знак "Въезд запрещен":

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

Знак "Пешеходный переход":

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак "Движение пешеходов запрещено":

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!"

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак "Дети":

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Знак "Опасный поворот":

Этот знак тревогу бьет –

Вот опасный поворот!

Ехать здесь, конечно, можно,

Только очень осторожно –

Никого не обгонять,

Пассажиров не менять.

Знак "Движение на велосипедах запрещено"

Знак запомните, друзья,

И родители, и дети:

Там, где он висит, нельзя

Ездить на велосипеде!

Ответы детей.

Дети:

 - Пешеходный переход!

Ответы детей.

Динамическая пауза.

«Веселые пешеходы»

  1. «Пешеход проснулся» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-2 – поднять прямые руки вверх, посмотреть на ладошки, 3-4 – исходное положение (6 раз).
  2. «Увидел в окно регулировщика» И.П.: - ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука вниз, 1-2 – меняем положения рук: правую вперед - вниз, левую вперед-вверх, 3-4 повторяем счет 1-2 (6-8 раз).
  3. «Нет ли машин?» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2 – поворот вправо, руки в стороны, 3- 4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).
  4. «Шагаем по переходу» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в  внизу, 1- руки в стороны, 2-правую ногу согнуть в колене,  поднять вверх, хлопок под коленом,3 – ногу опустить, руки в стороны, 4 – исходное положение.
  5. «Где автобус?» И.П.: - основная стойка, руки вниз, 1 – прыжок, ноги врозь, руки в стороны, 2 – исходное положение, 3 – повторить счет 1, 4 – исходное положение. Выполнить 8-10 подпрыгиваний, чередуя их с ходьбой.

Воспитатель:

-Ответь-ка нам, Шапокляк, кто на дороге самый главный, а его сигнал для всех закон?

Шапокляк:

-Конечно, знаю! Это крыска Лариска!

Воспитатель:

- Ничего ты не знаешь, а дети знают.

Да, это Светофор. И сейчас мы посмотрим, как вы хорошо знаете сигналы светофора.

Дети:

- Светофор!

Дети:

Мы запомним с детских лет:

Красный свет - движенья нет,

Желтый - стой, смотри вокруг,

А зеленый - лучший друг!

Игра на внимание «Сигналы светофора».

Воспитатель показывает вразбивку сигналы светофора. При зеленом сигнале  детимаршируют на месте, при желтом - хлопают в ладоши, а при красном–стоят неподвижно.

Воспитатель:

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность

А главное внимание!

- Шапокляк, а ты внимательна на дороге?

Шапокляк:

-  Очень внимательна! Иду куда хочу. Хочу - иду туда, хочу -иду сюда!

Шапокляк импровизирует под музыку (шум тормозов): падает. Воспитатель помогает ей встать.

Воспитатель:

 -Вот что может получиться, если быть невнимательным на улице. Сейчас дети тебе покажут, какие они внимательные на улицах.

Шапокляк:

-  Подумаешь, знаки- то выучили, а вот загадки вы умеете разгадывать?

Воспитатель:

- Шапокляк, а ты знаешь загадки о видах транспорта?

Шапокляк:

- Конечно же, знаю!

Воспитатель:

Держусь я только на ходу,

Если встану, упаду.

Шапокляк:

- Крыска Лариска!

Воспитатель:

- Ну вот, а говорила, знаю, знаю.

Наши дети смогут их отгадать.

1. Этот конь не есть овса,

Вместо ног, два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

2. Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся.

3. Удивительный вагон!

Посудите сами

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

4. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят яркие дома.

5. Силач на четырёх ногах,

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино

6. Дом по улице идёт

На работу всех везёт.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Шапокляк:

- Подумаешь. А вот вы не знаете, как вести

 себя нужно в автобусе.

Шапокляк:

- Ой, я так люблю, кататься на автобусе. Послушайте, я хочу рассказать вам, как я это делаю. Я подбегаю к автобусу, всех расталкиваю, врываюсь в салон и забираюсь на переднее место. Потом всех пинаю ногами, хватаю за шарфы, сдёргиваю шапки, встаю ногами на сидение, смотрю в окно! Ох, и весело же. Все начинают шуметь, возмущаться, а мне хорошо!

Воспитатель:

- Ребята. А вы хотели бы оказаться в одном автобусе с Шапокляк?

Воспитатель:

-Ты совершенно не умеешь вести себя в автобусе! Культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте.

• Ехать зайцем, как известно.

• Уступить старушке место.

• Всех расталкивать, кричать.

• А тихонечко стоять.

• Брать мороженое в автобус.

• Ну, а яблоки в пакете.

• В мяч играть на остановке.

• Пропустить маму с ребенком.

•Обходить автобус сзади.

• Ну, а спереди, конечно.

Шапокляк:

- Давайте поиграем в мяч. Где же нам поиграть? А давайте пойдем на дорогу, там много места!

Шапокляк:

- Ой,  можно подумать, нельзя играть на дороге, а вы что никогда не играли на дороге? А где же можно тогда играть в мяч?

Воспитатель:

- На дороге мы играть не будем. Выходите сюда ко мне, я вам покажу интересную игру.

Игра «Да или нет»

Я  вам буду кидать мяч,  и  задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно я и проверю, знаете ли вы правила движения.

- Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?

- Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

- Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?

- Сел в автобус, не взяв билет.  Так поступать полагается?

- Старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь?

- Пешком по улице идет пешеход?

- У светофора 8 глаз, а у нас всего лишь два?

- Люди ждут автобуса на остановке?

- Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?

- Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу?

- Не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней вприпрыжку бежать?

Шапокляк:

-Ну, совсем с вами не интересно, никак не могу вас плохому научить. Пойдем мы с моей Лариской в другой детский сад, может там, кого-нибудь запутаем.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте в помощь Шапокляк  составим дорожную азбуку.

Аппликация «Составь свой знак для дорожной азбуки»

Воспитатель:

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по правусравнить с букварем.
Вот она, азбука, над мостовой:
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город  дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Воспитатель:

-Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по страничкам «Дорожной азбуки». Скажите, ребята, вам понравилось? А что именно?
Я рада, что вы знаете правила дорожного движения.

Дети:

- Велосипед.

Дети:

- Автомобиль.

Дети:

- Троллейбус.

Дети:

- Трамвай.

Дети:

- Грузовик.

Дети:

- Автобус.

Дети:

- Знаем!

Дети:

- Нет.

Дети:

Запрещается.

Разрешается.

Запрещается.

Разрешается.

Запрещается.

Разрешается.

Запрещается.

Разрешается.

Разрешается.

Запрещается.

Дети возражают, не хотят идти на дорогу.

Дети:

- Играть в мяч можно на спортивных площадках, на участке, стадионе.

Дети:

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Да.

Нет

Да.

Нет.

Да

Нет.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе на тему: "Азбуку дорожную знать каждому положено!"

Помогая веселым человечкам изучать дорожную грамоту, дети закрепляют правила поведения на дороге и в транспорте, упражняются в умении различать и понимать, что бозначают некоторые дорожные знаки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе «Дорожные знаки»

продолжать знакомство с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными; подведение к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения, воспитание культу...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ПДД в старшей группе «Жители дорожных знаков».

Цели: Формирование основ безопасного поведения в социуме. Становление самостоятельности, целеноправленности и саморегуляции собственных действий. Задачи: 1 Продолжать знакомство с обозначением до...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в старшей группе «Правила дорожные очень важны, правила дорожные знать все должны»

Целью данного конспекта являеся формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице....