Истории о родном городе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей г. Москвы в рамках проекта "Москва нашего детства" (городской проект "Я покажу тебе Москву")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istorii_o_rodnom_gorode_konspekt.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Истории о родном городе. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей, подготовительной группы.
Программное содержание: познакомить с историей развития города Москвы, закреплять знания о Москве как столице России; познакомить с картой-схемой Москвы; формировать умение ориентироваться на карте-схеме; активизировать словарь детей: прилагательные, характеризующие Москву (большая, красивая, златоглавая, гостеприимная, светлая, родная и др.).
Воспитывать любовь к родному городу, поощрять интерес детей к истории Москвы.
Методические приемы: беседа, чтение и объяснение пословиц, дидактические игры : «Угадай, что опишу» (улицы, достопримечательности), «Город и деревня», «Скажи больше хороших слов о Москве», рассматривание карты Москвы, рисование колец на карте. Словарная работа: знакомство с названиями «Китай-город», «Бульварное кольцо», «Садовое кольцо».
Предварительная работа: беседы о городе Москве, рассматривание карты Москвы, открыток, фотографий, иллюстраций с изображением достопримечательностей Москвы, улиц исторического центра, прогулки по городу.
Оборудование для образовательной деятельности: иллюстрации московского Кремля, улиц Бульварного и Садового кольца; упрощенная карта центра Москвы (включая Садовое кольцо), фломастеры 4-х цветов.
Ход занятия: Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? ( Москва) А мы с вами? (москвичи). Мы говорим, что Москва – это город, а почему? Чем город отличается от села, деревни? (в городе живет много людей, в деревне – мало, в городе есть общественный транспорт – метро, автобусы, трамваи и др., в городе высокие многоэтажные дома, а в деревне одно-двухэтажные)
Но Москва не сразу была такой большой.
Рассказ воспитателя:
Древние города растут как деревья – не только ввысь, но и вширь. Начинается каждый такой город с Кремля-детинца – небольшой крепости, укрытия от врагов. В Кремле обычно войско жило с князем, это защитники города. А при князе ремесленные люди, чтобы было кому войско обувать-одевать. Слово ремесло ́ означает изготовление разных вещей руками с использованием простых орудий труда (например, топора, пилы, молота). Кремлевская стена – первое кольцо Москвы. Сначала она была деревянной, а позже деревянные стены заменили белокаменными. Оттого Москву до сих пор белокаменной зовут.
-Показ иллюстраций с изображением достопримечательностей Кремля: кремлевские стены и башни, Соборная площадь, Красная площадь (то есть красивая), здание Правительства, Царь-пушка, Царь-колокол, мемориал «Могила Неизвестного Солдата».
Кто из вас знает, что находится в Кремле в наше время? (в настоящее время там находятся музеи, работает правительство, несет службу Кремлевский полк).
Потом итальянские строители сложили новые кирпичные стены, они и по сей день стоят. Давайте рассмотрим.. Как они выглядят?
-Давайте отметим на карте Московский Кремль (обводим фломастером). Где он находится? Почему? (в центре Москвы, потому что с него началось строительство Москвы)
Когда ремесленники перестали за стенами Кремля помещаться, появилось у стен поселение – Китай-город, его тоже стеной обнесли, второе колечко Москва нарастила. Сейчас стены этой нет, остался кусочек.
-Отмечаем на карте фломастером Китай-город. Показываем фотографии улиц Китай-города. Историки Москвы считают, что название «Китай-город» связано со словами кита, кит. Означают они – «плетенничный», «как плетень», то есть построенный по принципу плетня – переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами. Такие крепкие плетеные стены ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся землей, глиной, крупным щебнем, камнями. Так возводилась чрезвычайно прочная стена, которую трудно разрушить, пробить стеноломными машинами и даже пушечными ядрами.
физкультминутка
За Китай-городом Белый город вырос, вокруг него тоже стена была, но потом ее до конца разобрали, а на этом месте Бульварное кольцо появилось. Правда, по форме это не совсем кольцо, скорее на подкову похоже, обеими концами упирается эта подкова в Москву-реку. В тех местах, где от нее другие улицы лучами отходят, сейчас площади.
Показ иллюстраций, фотографий с изображением улиц и площадей Бульварного кольца. Раньше в этих местах в стене были ворота, поэтому площади называются воротами: Пречистенские ворота, Арбатские ворота, Никитские ворота – всего восемь. Обводим на карте фломастером Бульварное кольцо.
За Бульварным – Садовое кольцо, оно тоже не сразу создавалось. Возникло на месте земляных валов, что город защищали от врагов. Семнадцать улиц появилось на месте срытых валов, они ровным поясом центр нынешней Москвы охватывают. Показываем иллюстрации, фотографии с изображением улиц Садового кольца. Отмечаем фломастером на карте Садовое кольцо. В наше время самое большое кольцо Москвы – Московская кольцевая автомобильная дорога, на ней нет ни зеленых бульваров, ни пешеходных дорожек, она построена для машин, окружена бетонным поясом. Да только Москва и из этого пояса выросла, раскинула новые районы во все стороны от кольца.» (по рассказу А. Ярославцевой из книги «Мой город Москва» Книга для чтения взрослыми детям. М.: АО «Московские учебники», 2003)
А теперь мы поиграем – я буду описывать какое-нибудь известное место в Москве, а вы должны угадать, что это за место:
- крепость, положившая начало нашему городу, сейчас ее стены из красного кирпича, многие приезжают издалека, чтобы побывать там (Кремль);
- одно из колец Москвы, похожее на подкову, на его улицах зеленые бульвары (Бульварное кольцо)
- кольцо Москвы, где проходили оборонительные валы и рвы (Садовое кольцо)
- самое большое кольцо Москвы, где разрешено только автомобильное движение, окружено бетонным поясом ( московская кольцевая автомобильная дорога)
Наш народ очень любит Москву и много пословиц и поговорок сложил об этом городе. Давайте некоторые из них мы с вами вспомним и обсудим, почему так говорится.
Пословицы и поговорки о Москве
Москва – сердце России. Так говорят, потому что Москва – главный город нашей страны и находится она в центре России.
Москвой – столицей весь народ гордится. Так говорят потому, что наша столица очень красивый, большой город, и еще потому, что во время разных испытаний, войн она подавала пример мужества и самоотверженности. Москва носит звание «Город-герой».
Москва не сразу строилась. Мы с вами сейчас говорили, что Москва создавалась и расширялась постепенно: сначала был построен Кремль, затем Китай-город, затем Бульварное и Садовое кольцо, а затем город вырос и за их пределы.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Наша Москва – один из красивейших городов России.
Дидактическая игра: « Похвали родной город» (Она большая, красивая, златоглавая, гостеприимная, светлая, родная и др)
Дополненительный материал для прогулки-экскурсии или беседы:
О московских ремесленниках нам до сих пор напоминают названия улиц. Большой и Малый Спасоглинищевские переулки (располагаются в районе метро «Китай-город») были названы так потому, что здесь жили глинники – мастера, изготовлявшие глиняные печи. Вопрос: Как вы думаете, кто жил на Кожевнической, Сыромятнической улице? (кожевники, сыромятники) Это те, кто выделывал кожу для обуви, сумок, ремней, конской упряжи.
В Москве существовало учреждение, которое ведало царской едой – Сытный двор. Задание: скажите, чем занимались жители улиц, которые я сейчас буду называть. Поварская – (повара, готовили пищу). Хлебный переулок – (пекли хлеб). Скатертный переулок – (шили скатерти). Ножовый переулок – (изготавливали ножи).
Пространство между нынешними Поварской и Большой Никитской улицами в XVII в. было занято «кормовой» Поварской слободой. Её обитатели дали названия Поварской улице, Хлебному, Скатертному, Ножовому и Столовому переулкам. Проживавшие в Кисельных переулках кисельники варили кисели – причём не только из ягод и фруктов, но и из гороха и овса. Мясницкая улица зафиксировала название Мясницкой слободы, в которой жили царские мясники. Котельники делали медную и оловянную посуду для домашнего обхода (например, котлы для варки пищи) и разные предметы, нужные для церковной службы – например, кадила. Об их слободе нам напоминают пять Котельнических переулков и Котельническая набережная современной Москвы. О месте расположения Пушечного двора напоминает Пушечная улица, соединяющая Неглинную улицу и Лубянскую площадь. Многие ремесленники выполняли царские заказы – например, бронники, жившие в районе Большой и Малой Бронных улиц. Слобода кузнецов расселилась в районе современной улицы Кузнецкий мост. Позднее Кузнецкая слобода увеличилась в размерах и располагалась в районе нынешних Новокузнецкой улицы и Новокузнецких переулков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История возникновения родного города.
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познание"...
Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».
Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.
Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....
История возникновения родного города
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «История возникновения родного города»...
Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна
Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА
Цель:Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности....
Беседа на тему: “История возникновения родного города. Здравствуй, Русь!” Подготовительная группа
Цель. Уточнить и закрепить знания детей об истории возникновения родного города.Задачи. Закрепить знания детей о Москве – столице России, средствами рассказа, стихотворений, рассматриванием иллю...