Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Ребятам о зверятах» (из опыта работы)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Ребятам о зверятах»
(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afonaseva_oa_statya_zmo.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Олеся Александровна Афонасьева
воспитатель, 1 квалификационная категория
МБДОУ детский сад №15, г. Краснотурьинск
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Ребятам о зверятах»
(из опыта работы)
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию.
Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы [6, с.15].
Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет развить у воспитанников интерес к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие дошкольники в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птиц Уральского леса, детям интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями при смене времён года.
Паспорт проекта
Название проекта: «Ребятам о зверятах»
Куратор проекта: Афонасьева О. А., воспитатель
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников
Сроки реализации проекта: краткосрочный (две недели)
Цель: углубление интереса к окружающему миру, воспитание желания к постоянному общению с миром живой природы в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
Задачи:
- Уточнить представления детей о диких животных Уральского леса, их внешнем виде, среде обитания, особенностях выведения потомства и т.д.
- Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов о животных.
- Поддерживать желание отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
- Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.
Продукты деятельности:
Оформление альбомов:
- детского речевого творчества «Я загадаю, а ты отгадай»;
- детского творчества «Кто живёт у нас в лесу?»;
- семейного творчества «Животные Уральского леса».
Работа с родителями воспитанников:
- Оформление выставки семейного творчества «Животные Уральского леса».
- Оказание помощи в оформлении тематической выставки художественной литературы.
- Выставка детского творчества по теме проекта.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
- Введение детей в проблему.
- Обсуждение цели, задач с родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта: подбор литературы и иллюстраций; разработка картотеки присказок, пословиц и поговорок о животных - сказочных героях; создание дидактических и настольных игр; подбор масок, атрибутов и элементов костюмов для игр – драматизаций.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников об особенностях жизни диких животных Урала.
III этап – заключительный.
- Оформление проекта
- Итоговое мероприятие: НОД «Животные нашего леса»
Работа с родителями
Рекомендации для родителей воспитанников:
- Совместно с ребёнком рассмотреть имеющиеся в домашней библиотеке энциклопедии, художественную литературу с произведениями о диких животных и иллюстрации к ним, обсудить, выбрать наиболее понравившиеся.
- Изготовить аппликацию или рисунок для дальнейшего оформления выставки семейного творчества «Животные Уральского леса».
- Принести книги в детский сад для оказания помощи в оформлении тематической выставки художественной литературы.
Перспективное планирование образовательной деятельности по проекту «Животные наших лесов»:
- Восприятие художественной литературы
Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к ним.
- В. Бианки: «Лесные домишки», «Лесные разведчики», «Кто чем поёт?», «Лис и мышонок», «Хитрый лис и умная уточка».
- М. Пришвин «Беличья память», «Белый ожерелок», «Беляк».
- Э. Шим «Приключения зайца».
- Книга: Бианки В. В., Сладков Н. И., Шим Э. Ю. «Родная природа. Сказки и рассказы о родной природе»
- Книга: Бианки В. В., Сладков Н. И., Шим Э. Ю. «Большая книга сказок о животных»
- Речевое развитие
- Беседа «Мои любимые животные»;
- Оформление альбома детского речевого творчества «Я загадаю, а ты отгадай»;
- НОД «Путешествие в осенний лес».
- Словесные игры: «Назови ласково», «Опиши героя», «Я назову, а ты, продолжи», «У кого какие шубки?», «Помогите найти домики» [5, с.64].
- Изобразительная деятельность
- Аппликация с элементами оригами «Лиса с лисёнком»;
- Лепка «Ёжик по лесу гулял»;
- Рисование «Зайчик с ёжиком дружил»;
- Создание альбома «Природа родного края»;
- Создание иллюстраций для альбома детского речевого творчества «Я загадаю, а ты отгадай».
- Физическое развитие
- НОД «В гостях у лесных жителей»;
- НОД «В гости к бабушке Загадушке»;
- Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Найди медвежонка», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Лиса в курятнике».
- Познавательно-исследовательская деятельность [1, с.23, с.30]
- НОД «Природа и мы». Ребёнок открывает мир природы;
- НОД «Как животные к зиме готовятся». Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем;
- Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Детки потерялись!», «Узнай по голосу» - аудиозаписи «Голоса птиц», «Голоса животных», «Опиши словами», «Ошибки художника»;
- Игры инсценировки по сюжетам русских народных сказок;
- Сюжетно – ролевые игры: «В лесу», «В зоопарке».
Вывод:
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства [2, с.95].
Список литературы:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
- Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
- Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Опыт работы «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по ФК)
Воплощение идеи о хорошем здоровьи ребенка в конкретную форму....
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ребята и зверята».
Цели: развитие способностей к эмпатии, эмоциональной рефлексии, развитие навыков конструктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности....
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)...
Сообщение из опыта работы «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как условие для развития технического творчества»
Слайд 1.Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Поезда бывают разные». Он был разработан и реализован с детьми старшего дошкольного возраста в летне-осенний пери...