Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Проказница Кока-кола"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 муниципального образования
Тимашевский район.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Проказница Кока-кола»
Автор: Богуш Светлана Алексеевна
Воспитатель подготовительной группы
МБДОУ д/с №38.
Ст. Роговская
Пояснительная записка.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию: на тему: «Проказница Кока-Кола!» с детьми подготовительной группы, является авторской разработкой. Данная разработка включает в себя образовательные области в соответствии с ФГОС: познавательное развитие, речевой развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
НОД составлена согласно основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №38 муниципального образования Тимашевский район, по разделу «Ребенок и окружающий мир».
НОД по познавательному развитию «Ребенок и окружающий мир» проводится 2 раза в неделю по 30 минут, что составляет в неделю 60 минут (1 час), в год 72 занятия.
Количество детей в группе – 20 человек, из них 11 - мальчиков, 9 – девочек. Уровень развития детей данной группы: 7 – средний, 13 – выше среднего.
Данная НОД включает в себя предварительную работу: дети просматривали презентации о правильном питании, изучали полезные и вредные продукты питания, учились классифицировать их, играли в дидактические игры.
Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно приобрести самые разнообразные продукты питания, зачастую не самые полезные. Кока-кола – не исключение. Она является одним из самых покупаемых напитков, но, как показали результаты исследований, ее употребление в больших количествах может нанести непоправимый вред здоровью.
«Пить Кока-Колу или не пить? Кока-Кола: польза или вред?» Часто, заходя с мамой в магазин, дети просят купить Кока-колу или другую популярную газировку, но слышат в ответ, что они вредны для здоровья. Дети искренне не понимают, как такой вкусный напиток может быть вредным? Ведь с экранов телевизора его рекламируют знаменитые футболисты, мультипликационные герои и даже сам Санта Клаус! Что же все-таки находится внутри красивой баночки?
Чтобы ответить на эти вопросы, можно вместе с детьми провести опытно-экспериментальную деятельность и дать возможность детям самим экспериментировать, наблюдать, размышлять, сравнивать, чтобы ответить на главный вопрос: правда ли, что Кока-Кола вредна для здоровья? По-своему опыту я могу сказать, что наиболее эффективным способом получения новых знаний старшими дошкольниками является опытно-экспериментальная деятельность. Такая совместная деятельность взрослого и ребенка позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения эффективным и по-настоящему интересным.
Процесс познания творческий и моя задача поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия. Экспериментирование - доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она на мой взгляд, основа для достижения всех целей.
НОД состоит из 3-х частей:
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
В структуре НОД соблюдены принципы тематического единства, сочетание нового и закрепление пройденного материала.
В вводной части был использован сюрпризный момент (появление приболевшего Карлсона), который мотивировал детей помочь ему разобраться, почему он стал себя плохо чувствовать. Во второй части НОД дети побывали в лаборатории, провели опытно-экспериментальную деятельность с напитком Кока-Кола, играли в дидактические игры «Четвертый лишний», «Полезный - вредный». В третьей, заключительной части НОД дети вместе с воспитателем занялись продуктивной деятельностью, приготовили и угостились свежевыжатым соком, подвели итог.
Во время НОД использовались современные образовательные технологии. Игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология исследовательской деятельности, сюрпризные моменты и проблемные ситуации. Так же НОД включает в себя здоровьесберегающие технологии: физкультминутку «Фрукты», разные методы и приемы (наглядные, словесные, игровые). В заключении, Карлсон благодарит детей за помощь, приглашает ребят в свою страну Мультипультию, а ребята угощают его полезным соком собственного приготовления.
На НОД использовались ИКТ (просмотр презентации «Кока-Кола: вред или польза?», слушание «Песенки о правильном питании», музыкальное сопровождение опытов). Длительность НОД - 30 минут, что соответствует данному возрасту и требованиям Сан ПиН.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.
Задачи:
- дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с Кока-Колой;
- учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними;
- развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
- тренировать в употреблении в речи словосочетаний, состоящих из существительного и прилагательного, согласуя их в роде, числе и падеже;
- развивать речь детей, способствуя развернутым обоснованным ответам детей за счет наводящих вопросов воспитателя;
- закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мобильный телефон, Интернет, презентация для детей на тему «Кока-Кола: вред или польза?», магнитофон, записи: «Песенка о правильном питании», «Страшный смех», «Помогатор» из мультфильма «Фиксики», баночки Кока-Колы, вода, ржавые металлические предметы, яйцо, молоко, жевательные конфеты, колбы, стаканчики, салфетки (по количеству детей), микроскоп, лупы, защитная спецодежда, соковыжималка, фрукты).
Предварительная работа: опрос родителей для определения 5 топов самых вредных и самых полезных продуктов питания для наших воспитанников, словарная работа с детьми по разъяснению значения слов (ароматизаторы, красители, заменители сахара, химические добавки, ЗОЖ, пища, еда), беседа с детьми о ЗОЖ; чтение стихотворений о ЗОЖ, полезных продуктах и правильном питании.
Методы и приемы: наглядные – наблюдение, демонстрация картинок (презентация), сравнение; словесные – объяснение, рассуждение, беседа, групповой диалог; практические – наблюдение, опыт/эксперимент, практическая работа, упражнения, задания, поручения, игра.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, ТРИЗ-технологии, игровая технология, личностно-ориентированная технология, педагогика сотрудничества, технология исследовательской деятельности.
Словарная работа: эксперимент, пробирка, колбы, пипетка, вещество, ингредиент, микроскоп, кальций, ароматизатор.
Возрастная категория детей: подготовительная группа.
Ход НОД:
I. Организационный момент
Дети входят в зал.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день у всех было хорошее настроение!
(Неожиданно раздается звонок сотового телефона. Воспитатель включает громкую связь).
Малыш: - Добрый день, ребята! Это снова я, ваш Малыш! Я очень рад, что у меня есть такие друзья, готовые прийти на помощь в любую минуту. У меня опять возникла проблема. Мой лучший друг очень любит покушать, особенно налегает на чипсы, жевательные резинки, газированные напитки. В последнее время он стал раздражительным, вялым, в его лица исчез здоровый румянец, он часто жалуется на то, что у него болит живот и плохое настроение! Ребята, помогите мне спасти лучшего друга!
Дети: - Мы конечно же поможем тебе, Малыш! Пусть твой друг приходит к нам в гости!
Воспитатель: - Ребята, а пока друг Малыша идет к нам, давайте попробуем разобраться, что с ним происходит. (Ответы детей: он мало кушает фруктов и овощей; он много ест сладкого; а живот у него болит из-за вредной пищи).
Воспитатель: - Правильно, ребята! Друг Малыша совсем не заботится о своем здоровье. Кажется, я поняла, о чем мы должны рассказать нашему гостю!
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем с вами продолжать говорить о продуктах питания, влияющих на состояние нашего здоровья, и не просто о продуктах, а о вредных и полезных продуктах, которые мы с вами едим. Очень часто оказывается так, что любимая нами пища очень вредна для здоровья. Поэтому к выбору продуктов, которые мы употребляем пищу, едим, подходить надо очень осторожно.
Зачастую самые вкусные продукты являются для нас самыми вредными. Из опытов, проведенных с вами ранее, мы убедились, что любимые вами жевательные конфеты в яркой упаковке, леденцовый чупа - чупс, без сомнения, очень вредные продукты. Вкусно, прикольно, сладко, но очень и очень вредно. Почему? (Ответы детей: вредно потому, что в этих продуктах есть вредные вещества, от которых мы можем заболеть). Да, действительно потому, что эти продукты питания изготовлены из очень вредных для нашего организма красителей, заменителей, огромного количества сахара, ароматизаторов и химических добавок.
(В это время появляется Карлсон, плачет. Воспитатель обращает внимание детей на Карлсона).
Воспитатель: - Ребята, а к нам пожаловал гость. Вы его узнали? (ответы детей) Карлсон, а почему ты плачешь? Расскажи нам.
Карлсон:- Утром я ел шоколад, пил Кока-Колу, грыз чипсы, сухари, орехи. Было так вкусно! Потом меня стало тошнить, сильно разболелись зубы, голова. Не пойму только почему? Помогите мне разобраться!
Воспитатель:- Ребята, разве можно так питаться?
Дети:- Нет!
Воспитатель:- Ребята, кто из вас пробовал Кока-колу?
- Вам понравилась она на вкус? Почему?
- Хотите узнать, что находится внутри этой красивой баночки? Какие секреты скрывает Кока-Кола?
Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия? (Ответы детей). Правильно, мы направимся в исследовательскую лабораторию, а сами превратимся в ученых и проведем настоящие опыты, чтобы выяснить, как Кока-Кола влияет на организм человека. Карлсон, мы и тебя приглашаем в увлекательное путешествие в научную лабораторию. Там ты вместе с ребятами узнаешь много интересного и полезного.
II. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята! А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов? (Пробирки, колбы, пузырьки, микроскопы, лупы, щипцы и т. д.)
Воспитатель: - Что же еще необходимо для исследовательской работы? Конечно, ученым необходимо надеть спецодежду: халаты, фартуки, перчатки, защитные очки (дети и воспитатель одеваются).
Итак, коллеги, в начале нашей работы необходимо выяснить, как появилась на свет Кока-Кола. Внимание на экран…(воспитатель показывает детям и Карлсону фильм на проекторе).
Воспитатель: - Кока-Колу придумал американский аптекарь Джон Пембертон в 1886 году, то есть ей уже почти 130 лет! (Слайд 1)
Сначала ее продавали только в аптеках, но вскоре она начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала самым популярным напитком не только в Америке, но и во многих других странах планеты, в том числе и в России. (Слайд 2)
В 1931 году компания по производству Кока-Колы решила превратить Санта Клауса, американского Деда Мороза в рекламный символ этого популярного напитка. (Слайд 3)
Каждый день с экранов телевизоров мы смотрим, как с приятным шипением льется в стакан Кока-Кола, что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка. (Слайд 4-6)
Так пить Кока-Колу или не пить? Что приносит Кока-Кола человеку – вред или пользу? И из чего делают Кока-Колу? На эти вопросы мы с вами сможем ответить, если превратим сейчас наш зал в настоящую лабораторию, а сами станем учеными и будем проводить опыты. (Слайд 7-15)
Опыт 1. (опыт подготовлен заранее).
Давайте узнаем, правда ли, что Кока-Кола опасна для наших зубов? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили Кока-Колу, а в другой – воду. В оба стакана положили яичную скорлупу. Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.
Возьмите свои лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа яйца. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Правильно, от Кока-Колы зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.
Опыт 2. (опыт подготовлен заранее).
Неделю назад я налила в стакан Кока-Колу и оставила его на неделю. Спустя неделю вода из Кока-Колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп. Давайте подойдем к столу для экспериментирования: выберите те предметы, с помощью которых можно помешать сироп. Попробуйте теперь помешать сироп в стаканчике. Какой он? (густой, тягучий, липкий). Трудно ли его мешать? Прилипает ли он к ложке, палочке? Какой вывод вы сделаете? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно, это произошло потому, что в Кока-Коле очень много сахара. А что бывает, если человек употребляет в пищу много сладкого? Совершенно верно, он быстро набирает лишний вес, становится толстым и неповоротливым.
(Звучит фрагмент страшного смеха).
Воспитатель: - Ребята, вы слышите эти страшные звуки и смех? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Правильно, это Кока-Кола смеется над нашими желудками, когда в него попадает!
Опыт 3.
А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру банку Кока-Колы, открываю ее, наливаю в стакан и кладу в него три мятные конфеты «Тик-Так». Немного подождем… Ой, что произошло? (Кола начинает шипеть и пузыриться). Теперь попробуйте сами положить в пробирку с Кока-Колой драже «Тик-Так» . Закройте и хорошенько потрясите. Что получилось? Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, с некоторыми продуктами Кока-Кола не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
Опыт 4.
Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, болты, скрепки. В мисочку с Кока – Колой положите ваш предмет. Немного подождем. Теперь вытащите предмет и потрите его тряпочкой. Что стало с ржавым предметом? Посмотри на него в микроскоп. Какой вывод можно сделать вывод после этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: - Вы сделали правильный вывод, ведь если Кока-Кола с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.
Опыт 5.
Я слышала, что Кока-Колу можно использовать как моющее средство. Сейчас мы с вами это проверим. Утром я взяла небольшую тряпочку и испачкала ее кетчупом. Положим в мисочку с Кока-Колой. Давайте посмотрим, что стало с нашим пятном. Смотрите, от пятна не осталось и следа, даже без использования моющих средств.
Какой вывод сделаем? (Ответы детей)
Правильно, если Кока-Кола выводит стойкие пятна и налёт от заварки, может ли она причинить вред нашему организму? (Ответы детей).
Опыт 6.
Распределите обязанности: один наливает в прозрачный стаканчик Кока-Колу до половины, второй – добавляет туда молока. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей).
Воспитатель: - Да, верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья. Почему же это произошло? В Кока-Коле есть вещество, которое соприкасаясь с молоком вступает в реакцию, и возникает такой неприятный осадок на дне стакана, какой бывает при скисании молока. Какой выводсделаем? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, если пить Кока-Колу вместе с молочными продуктами, то такой осадок появится и в нашем желудке.
Ребята, мы провели опыты, которые должны были определить, вредна или полезна Кока – Кола? Пить или не пить этот напиток? (Слайд 16)
Итак, что же такое Кока-Кола? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. «Кока-Кола» - это сильногазированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, приводят к нехватке кальция в костях и зубах. Вещество кофеин, который содержится в Кока-коле, приводит к раздражительности, плохому сну, затрудняет работу сердца, а большое количество сахара вызывает избыточный вес. (Слайд 17)
Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты. А чтобы вы запомнили, какие продукты полезны для нас, а какие приносят непоправимый вред здоровью, мы сейчас поиграем в игру «Найди лишнее». (Слайд 18)
Игра "Четвертый лишний"
1. Капуста, картофель фри, молоко, морковь. (картофель фри)
2. Яблоко, чипсы, помидоры, курица. (чипсы)
Игра "Полезные и вредные продукты"
1. Кока-кола, гамбургер, газированная вода. (вредные продукты)
2. Банан, хлеб, мясо, рыба. (полезные продукты)
Воспитатель: - Итак, ребята, хотите быть здоровыми – не пейте «Кока-Колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья! Будьте здоровы! (Слайд 19).
Воспитатель: - Мы с вами много потрудились и устали. Я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка «Фрукты».
Будем мы варить компот. маршировать на месте
Фруктов нужно много. Вот. показать руками - "много"
Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат
Грушу будем мы рубить, рубят,
Отожмем лимонный сок, отжимают,
Слив положим и песок. кладут, насыпают песок
Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя
Угостим честной народ. хлопать в ладоши
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - Мы теперь знаем, что нельзя употреблять в пищу, чтобы не заболеть, а так же, что мы должны правильно питаться, чтобы быть здоровыми и сильными! Я знаю, что все вы любите сок. А свежевыжатый сок пробовали? (ответы детей) Хотите попробовать? Есть у меня чудосоковыжималка, но как она работает, я не знаю. Ребята, помогите мне разобраться! Вы согласны мне помочь? (Ответы детей: да!). Нам нужно разгадать ребус в инструкции, и тогда мы узнаем, как ей пользоваться.
(дети выполняют работу самостоятельно под музыкальное сопровождение «Помогатор» из мультфильма «Фиксики»).
Воспитатель: - Итак, что у вас получилось? (ответы детей) Молодцы! Вы разгадали ребус, и мы сможем включить соковыжималку, приготовить вкусный и полезный апельсиновый сок и угоститься им. А еще мы угостим нашего гостя Карлсона, может тогда его вкусы поменяются, и он поймет, что натуральный сок не только вкуснее, но и полезнее вредной Кока-Колы.
Итог НОД:
Воспитатель: - Зачем мы сегодня проводили с вами опыты с Кока-Колой? (дать возможность ответить на вопрос всем детям, начиная с менее активных).
- А что мы узнали нового? Какие полезные для здоровья продукты питания следует употреблять в пищу? Я начну, а вы продолжите: вкусно и полезно, как поется в песенке, употреблять в пищу блюда, приготовленные из …. (можно предложить детям по цепочке называть полезные продукты питания, согласуя название продукта, выраженное существительным, с прилагательным в роде, числе и падеже: н-р, сладкой морковки, сладких фруктов и т. д.)
Воспитатель: - Итак, чтобы быть здоровым, не попасть в больницу, нужно правильно питаться, то есть кушать блюда, приготовленные из полезных для здоровья продуктов питания, то есть из ……..овощей, фруктов, рыбы, мяса, молока, творога и т. д. (необходимо дать возможность детям самим продолжить предложение).
Воспитатель: - Молодцы, все молодцы! Каждый из вас поработал сегодня очень хорошо. Каждый из вас узнал сегодня много нового и интересного. Я надеюсь, что придя домой, вы расскажете своим родителям о том, как надо правильно питаться, употребляя в пищу только полезные продукты питания, чтобы быть здоровыми; расскажете о том, что следует беречь свое здоровье, заботиться о собственном здоровье, отказавшись от употребления в пищу жевательных резинок, чипсов и, конечно же, отказавшись от Кола-Колы. Спросите своих родителей дома, какие они знают вредные для здоровья человека продукты питания, и почему они вредны, а вы потом поделитесь своими знаниями об этом с другими ребятами.
Карлсон: - Спасибо вам, ребятки! У меня такое замечательное настроение. Сегодня я узнал так много нового и интересного, вы научили меня правильно питаться здоровой и полезной пищей. Побегу-ка я к Малышу и расскажу ему, как провел с вами время. Теперь я приглашаю вас в гости в нашу страну Мультипультию. Вас у нас очень понравится!
(Карлсон раздает ребятам пригласительные билеты в страну Мультипультию).
Карлсон: - Очень интересно было!
Всех ребят я полюбил,
Но прощаться нам пора.
Что поделать, ждут дела!
До свиданья, детвора!
Дети прощаются с Карлсоном и благодарят его за подарки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).
Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений) в старшей группе "Прогулка по лесной полянке"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений)...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию: развитию элементарных математических представлений
Образовательная деятельность построена в игровой форме в виде путешествия по островам (с использованием образовательных мастерских)...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию
Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию...
Конспект образовательной деятельности по «Познавательное развитие» раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема:«ШКОЛА МАГОВ»(возраст детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет) Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей подготовительной к школе группе.Зада...