КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВОДА»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формировать представления детей о значении и свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, умению работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности, знакомить со свойствами воды: жидкость без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, текучая, не имеет форму.
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, самостоятельность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата.
Воспитывающие: воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «ВОДА»
Цель: формировать представления детей о значении и свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, умению работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности, знакомить со свойствами воды: жидкость без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, текучая, не имеет форму.
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, самостоятельность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата.
Воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, бережное отношение к воде.
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: лаборант, лаборатория
Материалы: глобус, разные по форме прозрачные стаканы, полиэтиленовый пакет, прозрачные стаканы по 2 на каждого ребенка, ложки по 2 на каждого ребенка, халаты (на каждого ребенка и воспитателя, бумажные салфетки, молоко, модели свойств вода.
Техническое оснащение: Звуковое письмо от «жителей планеты Сухаряшка», ноутбук, интерактивная доска, дидактические игры о воде.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут А.Р. А как вас зовут, я вижу по вашим бейджикам. Посмотрите, к нам пришли гости – давайте поздороваемся. А теперь встанем в круг и возьмемся за руки, посмотрим друг на друга.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Продлится до вечера!
Я вижу, у всех отличное настроение, и пусть оно не покидает нас весь день, подарим свои улыбки нашим гостям.
- Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? Это глобус.
- Правильно. Глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можем увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
- А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого, бледно-голубого).
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (вода)
Звучит сигнал (писк)
- Ребята, слышите, прозвучал сигнал. Наверно, пришло какое-то сообщение. Давайте послушаем.
Звучит голосовое письмо: «Жители Земли! К вам обращаются жители планеты Сухаряшка. Мы решили прилететь на вашу планету и высушить всю воду. Нам она не нравится, ведь она такая мокрая»
- Ребята, что же нам делать?
- Будем спасать воду на нашей планете? (ответы детей)
- Давайте попробуем показать и доказать, что вода - интересное и полезное для всей нашей планеты жидкость. Попробуем? (ответы детей)
Практическая часть (опытно-экспериментальная)
-Я хочу вас пригласить в лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. В лаборатории необходимо соблюдать правила.
А вы знаете, как нужно вести себя в лаборатории?
Соблюдать тишину
Без разрешения ни к чему не прикасаться
Не толкать соседа во время работы
Внимательно слушать, а потом повторить
Выполнить и положить на место
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо отгадать загадку,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без… (воды)
- Я предлагаю вам превратиться сейчас в ученных лаборантов.
-Кто такие лаборанты?
Сейчас мы с вами будем работать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
Давайте подойдем к стульям и оденем специальные халаты. (Дети одевают халаты)
- И так, раз., два ,три. (звучит музыка, дети и воспитатель надевают халаты)
- Готовы? (ответы детей)
- И так, мои ученные, мы с вами в научной лаборатории. Посмотрите на наши лабораторные столы, они тоже готовы к работе. Осторожно занимайте места. Приступим. Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода.
Опыт 1. Какой формы вода?
У меня на столе разные сосуды для воды - Посмотрите на них.
- Какой формы вода в стакане? В пакете? В графине? В Вазе?
- То есть, что можно сказать о форме воды? Отчего зависит форма воды?
(ответы детей)
Вывод: вода не имеет форму, принимает форму того сосуда, в котором находится, т.к она жидкая.
Опыт 2. Какой запах у воды?
- А какой же запах у воды? Понюхайте воду в своем стакане. Что скажете о ее запахе? (ответы детей)
Вывод: у воды своего запаха нет.
Опыт 3. Какой вкус у воды?
В: - Ребята, интересно, какой вкус у воды. (ответы детей)
- Она сладкая? Соленая? Кислая? (ответы детей)
- Так какой же вкус у воды? (ответы детей)
Вывод: у воды вкуса нет, она безвкусная.
Опыт 4. Какого цвета вода?
- Коллеги, теперь я предлагаю определить цвет воды. Как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей)
- Давайте убедимся. Возьмём 2 стакана: один - с водой, второй - с молоком. Если я опущу ложку в воду, будет она видна? (ответы детей)
- А если я опущу ложку в молоко?(ответы детей)
- Проверим. (Одновременно опускает ложки в воду и молоко)
- Что можно сказать о цвете воды? (ответы детей)
Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная.
- Ребята, а почему соль и сахар боятся воду?(Потому что они в ней исчезают).
Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчик с водой. В один стакан положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в другой стаканчик положите соль
(Сахар растворился в воде и соль растворилась в воде).
- А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в стаканчики с водой несколько капель масла.
(самостоятельная работа детей.)
(Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками).
- Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
(Вода одни вещества может растворять, а другие нет).
- Мне кажется, ребята, что наши опыты понравились бы жителям планеты Сухаряшка. Устали, наверное? Ведь делать научные опыты дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Как считаете, ученные, отдохнём? Встаем за стульчики.
Физминутка.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
- А если в воду попадет песок, он растворится? Давайте проверим.
-Можно пить такую воду и почему?
- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Её нужно очистить).
-А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. (карточка)
- Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной ваты и воронки. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр.)
- А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. (Самостоятельная работа детей.)
- У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить воду с песком в саканчик с фильтром. (самостоятельная работа детей)
-Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Вода стала чистой. Куда же спрятался песок? (остался на фильтре).
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
А сейчас мы проведём еще один опыт. У вас на столах стоят тарелочки с водой, а рядом лежат маленькие свертки бумаг, давайте опустим их в нашу тарелочку.
-Что же получилось? Благодаря воде у нас в тарелочках распустились красивые цветы. В воде волокна бумаги разбухают - Цветы «распускаются». Отсюда можно сделать вывод, что вода - это жизнь.
Итак, мы закончили свою научную работу.
А сейчас, мы с вами покажем и расскажем, кому нужна вода, для чего нужна вода.
Дидактическая игра: «Кому нужна вода» (Если выберите картинку правильно, то она подтянется к воде, если нет, то она перевернется), «Для чего нужна вода»
- Ребята, давайте еще раз повторим, что бы мы сказали жителям планеты Сухаряшка, какими же свойствами обладает вода.
Вода это жидкость без цвета и запаха;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Вода - это жизнь, добрый друг и помощник человека.
- Итак, раз, два, три. ( снимаем халаты)
Звучит сигнал (писк)
- Ребята, нам опять пришло сообщение. Давайте послушаем.
Звучит голосовое письмо: «Жители Земли! Спасибо, что вы так интересно рассказали о воде. Мы постараемся, чтобы вода появилась и на нашей планете. До свидания, жители Земли!»
- Ой, ребята, как хорошо. Наша вода на планете спасена.
Итог
- Ребята, вам понравилось спасать нашу воду? (ответы детей)
- А что понравилось больше всего? Почему? (ответы детей)
Теперь мы знаем, что вода очень важна для жизни на Земле и ее надо беречь и охранять. На нашей планете очень много соленной воды, а пресной воды очень мало. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. И самое главное, нельзя загрязнять воду, нельзя выбрасывать мусор и отходы в озера, реки, моря. Берегите воду!
Спасибо, вам за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Вода»
Конспект на тему "Вода"...
Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в подготовительной группе на тему «Где живет волшебное электричество»
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества через экспериментальную деятельность....
Познавательное развитие.Экспериментальная деятельность в средней группе, НОД тема:"Домашний лимонад"
Методическая разработка посвящена развитию познавательно - иследовательских способностей дошкольников, любознательности; будет полезна воспитателям ДОУ для организации групповых занятий....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Пет...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…»
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…» представляет из себя полностью готовое занятие с приложением...
Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в старшей группе с ТНР Тема: «Экспериментирование с мукой. Почему у хлеба разный цвет»
Материал содержит конспект занятия по экспериментированию с мукой, презентацию " От зёрнышка к хлебушку" , картинки-символы "Свойства муки", памятку "Правила поведения в лабор...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитии» (ФЭМП) с детьми старшей группы на тему: «В стране Математики»
quot;Путешествие в страну математики" в старшей группе....