Конспект "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Попова Алла Анатольевна

Конспект "Зимующие птицы" для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zim_ptitsy.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Куровская средняя общеобразовательная школа №1 "Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

                         Конспект занятия

                        «Зимующие птицы»

                                    (подготовительная группа).

                                                                         Воспитатель: Попова А.А.

                                                 2016 год

 Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цель: углубить представление детей о зимующих птицах.

Задачи:

  1. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах. познакомить с неизвестными (свиристель, пищуха, поползень).
  2. Обогащать словарь детей путём введения слов: корм, зимующие птицы, пернатые, «пряники для птиц».
  3. Воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Материалы и оборудование:

плакат  «Зимующие и перелётные птицы»;

запись голосов птиц;
шаблоны «пряников»;
клей ПВА;
корм для птиц.

                                           

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, изготовление с родителями кормушек.

                                                Ход занятия:

  1.  Организационная часть.

Воспитатель просит подойти к нему детей и рассказать какая погода была сегодня утром, интересуется, не замёрзли дети по пути в детский сад.

                                         (Ответы детей).

Воспитатель: Кому -  то из вас было тепло, потому, что …

(Ответы детей: одеты в тёплую одежду, быстро шли).

Воспитатель: А кто – то замёрз. Почему?

(Ответы детей: долго ждали автобуса, забыли рукавички, шарф).

Воспитатель: Время года сейчас…(дети – зима), поэтому надо одеваться теплее и утеплить своё жилище).

  1.  Актуализация знаний.

Звучит фонограмма с голосами птиц.

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите?

 (Ответы детей: это поют птицы).

Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?

(Ответы детей: перелётные.)

А почему они улетают на зиму от нас?

 (Ответы детей: нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать?

(Ответы детей: зимующие птицы.)

Игра «Угадай птицу».

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

Воспитатель: Эти перечисленные вами птицы зимующие или перелётные?

(Ответы детей: зимующие).

Воспитатель показывает детям плакат «Зимующие и перелётные птицы».

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с некоторыми зимующими птицами. Это пищуха – длинноносая птица. Её назвали так потому, что она всё время попискивает. Трудолюбивая, как муравей, обыкновенная пищуха обыскивает стволы и ветки хвойных деревьев. Окраска этой птицы прекрасно маскирует её. Обыкновенная пищуха находится в постоянном движении. Своим обострённым, изогнутым, как серп, клювом она проверяет каждую щель и дыру в коре, чтобы найти там пищу. Клюв у пищухи тонкий и изогнутый, как серп, поэтому она легко достаёт до насекомых и их яиц, спрятанных в узких щелях между корой. Птица питается пауками, гусеницами бабочек и клопами, однако основную часть её рациона составляют долгоносики и листоеды. В холодные зимы до пятнадцати птиц садятся вместе и согревают друг друга теплом своего тела.

Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Поползень — зимующая птица. По этой причине они отличаются особой чертой — запасливостью. Семейная пара поползней еще с осени начинают запасаться различными зернышками, орехами и ягодами, пряча их в расщелины и под кору деревьев в районе своего семейного гнездышка. Поэтому поползень зимой не страдает нехваткой еды, при этом на свою территорию пернатых чужаков он не пускает. Но проворные белочки и другие «соседи» при первой возможности питаются из соседских закромов. 

 Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо, отыскивая пищу, либо поедая её. Свиристели при приёме пищи, в отличие от других птиц, например, от снегирей или дроздов, практически никогда не спускаются на землю. Но зато на ветках убирают все остатки ягоды, не оставляя после себя на ветках ничего

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

                                    Игра «Верю – не верю».

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Если моё утверждение правильно, то отвечайте: «Верю», а если утверждение неправильно: «Не верю».

- Клесты выводят птенцов зимой.

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У свиристели на голове большой хохолок.

- У сороки длинный чёрный хвост.

- Поползень – это длинноносая птица.

- Для птиц самое страшное зимой – это голод.

- Клесты любят семена шишек.

                                    Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Рома разучил стихотворение «Покормите птиц зимой» Александра Яшина и сейчас его прочитает.

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Воспитатель: Воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны круглый год живут рядом с нами. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. А как мы можем им помочь в это нелёгкое время?

(Ответы детей: нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена).

Игра «Определи на ощупь».  (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Воспитатель: Вместе с родителями вы мастерили кормушки, которые мы развесили на ветки деревьев. Какие птицы прилетают к ним?

(Ответы детей: воробьи, синицы, сороки).

Из каких материалов вы делали кормушки?

(Ответы детей: из фанеры, пластиковых бутылок, плотного картона).

Воспитатель: Вы любите пряники? Открою вам секрет – пернатые тоже их любят. Вот только пряники эти особые. Я вас сейчас научу их изготавливать.

Но сначала подготовим наши руки.

                                         Пальчиковая гимнастика:

Птичка прилетела (машем кистями рук),

Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),

Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).

3.  Изготовление «пряников» для птиц.

Воспитатель: Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клеем и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку.

Все пряник готов.

4. Итог занятия.

Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях. Скажите, пожалуйста, с какими птицами вы сегодня познакомились?

(Ответы детей: с зимующими птицами: свиристелью, пищухой и поползнем).

Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....