Экологический проект " Тайны Природы" ( подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Тайны природы», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . и программой Николаева С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_proekta_vremena_goda_2017-2018g.docx | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7» 623550 Свердловская область, р.п. Пышма, ул. переулок Кировский, д. 3 «А» | ||
ПРОЕКТ «Тайны природы» (подготовительная к школе группа) Воспитатель: Горкина С.С., первая категория. 2017 г. |
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Актуальность.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Поэтому, была создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Тайны природы», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . и программой Николаева С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности.
Тем более, что летом был реализован проект «Разговор с природой» , который способствовал новому проекту на учебный год и созданию мини- музея «Чудо – дерево».
Поэтому , в качестве объекта наблюдений и исследований – Дерево.
Деревья – самые крупные представители растительного мира – всегда занимали в жизни людей особое место. Деревья окружают нас постоянно, и не все обращают на них внимания. Дети воспринимают их как неживые объекты. Наша цель – показать и рассказать детям, сколько информации скрывает в себе дерево. Дерево – прекрасный объект наблюдений и сенсорного развития; способствует развитию логического мышления детей. Сравнение сходных и отличительных признаков способствует активации мыслительной деятельности детей, развивает речь. С деревом детям легче общаться, легче представить своим другом.
Проект: «Тайны природы»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально - групповая.
Срок реализации: сентябрь-май ( 2017-2018 года)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.
Руководитель проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель группы.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных познавательных и экологических технологий, обеспечивающих условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
для педагога:
- совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.
для детей:
- развивать познавательный интерес к родной природе, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, поисково -познавательную деятельность;
- воспитание осознанного, целесообразного отношения к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей;
- отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, художественно – эстетической;
- способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях;
- воспитывать уважение к природе, восхищаться её мудростью и красотой природы.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.
Проблема для детей: что дают деревья для жизни людей и его обитателей: пользу или вред?
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Принципы проекта:
Принцип научности-
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
Принцип целостности-
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности-
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания-
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности-
- предполагает построение процесса обучения дошкольников по возрасту ;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения-
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности-
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности-
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ресурсное обеспечение проекта:
1.Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.
2.Зона «Кладовая природы» в группе.
3.Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, наглядный и демонстрационный материал, сценарии развлечений и т.д.).
4.Библиотечка юного эколога.
5.Подборка научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.
6.Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.
7. Строительный ресурс « Лесная зона» (конструкторы, строительный и природный, бросовый материал).
8.Зона театра и драматизации.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
2.Определение цели, исходя из интереса детей.
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4.Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
2. Основной этап:
1.Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3.Заключительный этап:
1.Подведение итогов проекта.
2.Оценка достигнутых результатов.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Поэтому, проект имеет 5 разделов, каждый из которых по- своему интересен и важен.
Названия раздела | Содержание раздела |
«Лесная зона » | Создание развивающей среды: Оформление уголка природы по сезонам « Времена года». (зона представлена разными видами деревьев, созданные из природного и бросового материала, обитателями леса). Изготовление папки, дневника наблюдения за объектами природы «Деревья детского сада». Природные объекты поселка: аллея ЦДО, парк культуры и отдыха, сосны и ели на аллее Славы. Использование тематических физминуток, художественного слова, пальчиковой гимнастики, дидактические игры. Демонстрационный материал: деревья в картинках, репродукции художников, иллюстрации, аудиозапись альбома П.И. Чайковского «Времена года», дидактические игры и т.д. |
« Птичий двор» | Оформление макета «Наше дерево» в уголке природы, на котором находятся птицы нашего края, созданные трудом взрослых и детей, из природного и бросового материала, экспонаты пчел и насекомых. Демонстрационный материал: птицы в картинках, репродукции художников, иллюстрации, аудиозапись голосов птиц. |
Лаборатория « Кладовая природы» | В лаборатории собраны коллекции камней, шишек, семян, гербарии засушенных цветов, растений, ракушек и т.д. Демонстрационный материал и наглядный по темам « Природа родного края», « Птицы нашего края» , « Животные леса» , «Лечебные растения « и т.д. |
« Природная библиотека с игротекой» « Творческая галерея» | Формирование знаний о явлениях природы, о характерных признаках и различиях живой природы, с помощью научной, энциклопедий и художественной литературы, дидактических, подвижных игр по возрасту детей. Альбомы «Времена года», « Деревья» , « Птицы» , «Насекомые» , « Ягоды» , « Грибы» и т.д. Составление мини-рассказов, загадок о деревьях, птицах, растениях, насекомых и т.д. Создание книжек - малышек ,коллективных композиций. Оформление тематических выставок. Создание альбома «Времена года в рисунках детей». Создание коллективных композиций «Весеннее пробуждение или сказочный парк», «Чародейкою природой околдован зимний парк», «Осень краски разводила и деревья преобразила». Оформление тематических выставок. Создание пейзажей в разное время года. Овладение различными способами изображения деревьев. Умение пользоваться разными художественными материалами при рисовании одной темы. |
Ожидаемые результаты для детей:
- Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Овладение воспитанниками навыками и знаниями по основам экологического развития, познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
- Сформированы представления о профессии – эколог, природовед, лесничий.
- У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
- Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Использованная методическая литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . 2014г.
- Бондаренко Т.М., экологические занятия с детьми 5 лет, Воронеж, издательство ТЦ «Учитель», 2006 г.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, Познавательное развитие , Воронеж, ТЦ. «Учитель», 2004г
- Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, (5-7 лет), Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
- А.И. Иванова, Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек, Москва, ТЦ Сфера, 2005 г.
- Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва, 1995 г.
- Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический ринг "Тайны природы".
Ринг проводится с педагогами, как заключительная часть педагогического совета по экологтческому воспитанию....
Экологический проект «Волшебница Природа» (подготовительная к школе группа)
В рамках проекта воспитанники более подробно знакомятся с последовательностью выращивания бобовых культур. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительно...
Экологический проект «Уголок природы в нашей группе»
Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразн...
Экологический проект в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами вст...
МБДОУ детский сад №1 № «Солнышко» МР Кигинский район РБ "Экологический проект в подготовительной к школе группе «Берегите природу»". Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Рамазанова Айгуль Галимулловна с. Верхние Киги 2019г
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировозрения у людей, начиная с дошкольного возра...
Экологический квест «Знатоки тайн природы» для старшей группы
Экологический квест разработан ввиде конкурсов с заданиями. Дети разделены на 2 команды.За правильные ответы дети получают пазл из картинки"Лес".Участники: дети, ведущий, леший....