"Вода - самое распространенное на Земле вещество"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лапкина Марина Юрьевна

Опыты с водой для детей положат начало увлекательному знакомству с элементарной "бытовой" физикой. В ходе экспериментов дети получают все необходимые знания о физических свойствах воды и законах окружающего мира.

Цель:
Формирование представление детей о свойствах воды, льда, пара (прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вкус).
 
Задачи: Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
 
Материалы и оборудование:
Стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой или кипятильник, стекло или зеркальце, акварельные краски.
Опыт 1 «Вода прозрачная».
 
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика можно положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Дети делают вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
 
Опыт 2. «У воды нет вкуса».
Предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Даю им для сравнения молоко и сок. Дети вкуса воды не чувствуют, хотя часто со слов взрослых говорят: «Какая вкусная вода». А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить.
Дети: вкуса воды не чувствуем.
 
Опыт 3 «У воды нет запаха».
Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть дети понюхают воду несколько раз и убедятся, что запаха нет. Однако подчеркиваю, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Дети: Мы понюхали воду и убедились, что она не имеет запаха.
 
Опыт 4. «Лёд – твердая вода».
Лёд-вода, изменившая своё состояние под действием температуры.
 
Цель: Формирование представлений о свойствах льда.
 
Если опыт провожу зимой, предлагаю детям еще во время прогулки выбрать понравившиеся сосульки. Приносим сосульки в помещение, помещаем каждую в отдельную посуду, чтобы ребёнок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, то можно сделать кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Дети следят за состоянием сосулек. Обращаю их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит?
Беру одну большую сосульку и несколько маленьких. Дети следят, какая из них растает быстрее: большая или маленькая.
Дети: сосульки постепенно уменьшаются, и мы видим, что сначала растаяла маленькая сосулька, в потом большая. Маленькой сосульке надо меньше времени, чтобы растаять.
 
Опыт 5 «Пар – это тоже вода». 
Для того, чтобы показать детям еще одно состояние воды, беру термос с кипятком. Открываю его – дети видят пар. Но нужно доказать еще, что пар – это вода. Помещаю над паром зеркальце. На нем выступаю капельки воды.
Дети: Вода может находиться в жидком и газообразном состоянии.
 
Опыт 6 «Вода – жидкая, может течь» 
Даю детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. И предлагаю аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Ребёнок: я перелил воду из одного стакана в другой и убедился, что она может течь.
 
Опыт 7 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».
Беру два стаканчика с водой. В один из них дети кладут обычный песок и мешают его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Беру другой стаканчик и кладу в него кусок сахара, размешиваю его. Что теперь произошло? Сахар растворился. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить не сладкий чай. 
Предлагаю детям размешать акварельную краску в стаканчиках с водой. Краска разного цвета. В стаканчиках получился целый набор разноцветной воды. Краска в ней растворилась.
Дети: Обычный речной песок в воде не растворился. 
Дети: Сахар растворился. Мы попробовали-вода стала сладкой и сахара в стакане не видно.
Дети: Мы видим, что краска растворилась в воде и получился набор разноцветной воды.
 
Опыт8 «Лёд легче воды». 
Дети высказывают свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, растворится? Лёд плавает в воде. Лёд легче воды, поэтому не тонет. Оставляю лёд в стакане и смотрим. Лёд плавал на поверхности воды, потом растворился.
Дети: мы увидели, что кусочек льда полностью растворился в воде.
 
Опыт 9 «Вода бывает теплой, холодной, горячей». 
Даю детям стаканчики с водой разной температуры. Они пальчиком определяют, где какая вода. Термометром измеряем температуру в разных стаканчиках. Объясняю детям, что в реках, морях тоже бывает вода с разной температурой, Некоторые звери, рыбы, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Важно, чтобы дети поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
 
Опыт 10 «Вода не имеет формы»
. Предлагаю детям рассмотреть кубик льда (напоминаю, что лёд - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы его опустим в стакан, положим на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком (до тех пор пака не растает). А жидкая вода?
 Ребята наливают воду в кувшин, на тарелку, в стакан. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Дети: Мы увидели, что вода разлилась по столу. Вода жидкая и может разлиться, или принять форму сосуда, в который налита.
 
Выводы по теме:
В заключении вместе с детьми перечисляем все свойства воды, о которых узнали в результате опытов: вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, формы и т. д. 
 
 
Волшебная вода
 
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растет и снова в поход…
 
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
 
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница-наша вода.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАРАД ПЛАНЕТ И СОЗВЕЗДИЙ

Слайд 10

ЗОДИАКАЛЬНЫЕ СОЗВЕЗДИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.

В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у де...

Проект Вода самый удивительный минерал Земли

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Вода – самое удивительное вещество на Земле

Вода - это самое важное вещество на Земле, без которого не может существовать ни один живой организм, и не могут протекать ни какие жизненные процессы....

Вода – самое удивительное вещество на Земле

Вода - это самое важное вещество на Земле, без которого не может существовать ни один живой организм, и не могут протекать ни какие жизненные процессы....

Вода - самое удивительное вещество на земле.

Конспект занятия "Вода - самое удивительное вещество на земле."...