Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
исследовательский экологический проект для реализации в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_voda_samyy_udivitelnyy_mineral_na_zemle.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»
Автор проекта: Паньшина О.А., воспитатель
МКДОУ д/с «Гармония» СП д/с №101
Актуальность.
Сложное и тревожное наше время породило ряд проблем, о которых сто лет тому назад человечеству и не снилось даже в самом кошмарном его сне. Речь идет о загрязнении нашего общего дома — многострадальной природы «продуктами» технического прогресса, в том числе о загрязнении питьевой воды вредными и ядовитыми веществами. Вода — это уникальное вещество, обладающее ни с чем несравнимыми физико-химическими и биологическими свойствами. Феномен воды состоит в том, что, будучи первоосновой жизни, она являет собой исключительно подвижную, мерцающую и легко «ранимую» систему с выраженным набором аномальных свойств в зависимости от вида воздействия на нее окружающей среды.
Проблема: нехватка чистой питьевой воды в городе Нижний Тагил
Цель проекта: определить, в каком из микрорайонов города в центральном водоснабжении течет самая пригодная для жизни вода.
Перед детьми стояли задачи:
- Определить свойства воды;
- Закрепить знания детей о том, что вода – источник жизни;
- Расширить представления о воде, о её необходимости;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов; размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать;
- Прививать у детей навыки бережного использования воды;
- Воспитывать желание заботиться о чистоте водоемов;
- Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.
Формы реализации проекта:
- Экологические занятия.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Познавательное чтение.
- “Уроки доброты”.
- Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
- Природоохранные акции.
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Субъекты проекта:
- Воспитатели.
- Дети 5-6 лет.
- Родители.
Ресурсы проекта:
- Перспективный план организованной образовательной деятельности по области познание, формирование целостной картины мира, «Экологическое воспитание».
- Предметно-развивающая среда старшей группы (дидактические и сюжетно-ролевые игры, плакаты, иллюстрации, схемы) по реализации содержания образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мир. Экологическое воспитание» общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предполагаемые продукты проекта:
- изготовление дидактических игр: «Четыре стихии»; «Волшебные превращения капельки; «Кому нужна вода»; «Кто где живет?»; «Что вредное, что полезное для природы»;
- изготовление листовок «Берегите воду»;
- конкурс творческих работ (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни»;
- специальный выпуск газеты «Вместе» по теме: «Вода – самый удивительный минерал Земли»;
- консультации для родителей «Вода – источник жизни;
- итоговый праздник «Вода – источник жизни».
Ожидаемый результат:
- Составление дополнительных разработок образовательной деятельности, игр, досугов, практических занятий.
- Овладение детьми навыков экономичного использования воды.
- Овладение детьми навыков исследовательско – экспериментальной деятельности;
- Осознанное выполнение правил поведения у водоема.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Срок реализации проекта: 3 недели.
Этапы, содержание и описание реализации проекта.
- этап - подготовительный (продолжительность - 2 дня):
Основные методы деятельности на первом этапе: метод активного диалога; метод планирования (конструирования) педагогического процесса.
Содержание деятельности на подготовительном этапе: субъект проектной деятельности
Подготовка наглядно-иллюстративного и демонстративного материала
- Подбор художественной и познавательной литературы:
С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду», Тугумева Г.Г., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г., О.А.Скоропулова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва 2008г. «Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева, Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г, С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», В. Батиевой «Сказка о воде»; Б. Заходер «Как люди обидели реку?»; А.Стайло «Капелька дождя»
- Составление картотеки стихов, пословиц и загадок о воде.
- Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме проекта.
- Разработка конспектов познавательно-речевых и творческих занятий, наблюдений.
- Подбор видеоматериалов
- Разработка информационного материала для родителей.
Родители старшей группы: доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта. Выборы творческой группы родителей - активных участников проекта. Разработка творческой группой плана участия родителей в реализации проекта. Информационное задание: привлечение к подборке материала по проблеме проекта.
2 этап - основной (этап реализации; продолжительность — десять дней) Основные методы деятельности на втором этапе:
метод активного диалога; метод сотрудничества и взаимопомощи; игровое взаимодействие.
Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности
Педагоги ДОУ: составление методических материалов: цикл бесед про бесценный дар природы - воду. Подбор материалов для информационного стенда для родителей, оформление стенда. Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Вода – бесценный дар природы» и т.п.). Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед по теме проекта. Реализация модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме проекта. Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми. Изготовление альбома для рассматривания «Водные артерии России глазами русских художников».
Родители старшей группы: участие в оформлении информационно-познавательного уголка «Окно в экологию» материалами по теме проекта; помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе; участие в конкурсе рисунков «Водные артерии Нижнего Тагила»; конкурс творческих работ (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни».
Воспитанники старшей группы
- Активное участие в игровых образовательных ситуациях:
- настольно — дидактические: «Кто где живет», «Собери картинку», «Волшебные превращения капельки», «Кому нужна вода», «Четвертый лишний», «Что полезно, что вредно для природы» (воды), «Что сначала, что потом?»;
- сюжетно — ролевые игры в детском саду: «Семья» (сюжет: купаем куклу Катю), «Рыбалка»;
- подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Море волнуется», «Мы капельки», «Ходят капельки по кругу, «Караси и щука», «Ручеек», «Снежинки и ветер», «Ручейки и озера», «Через ручеек», «Удочка»;
- Экскурсия: «В лесополосу за чистым снегом», «К проезжей части, за снегом».
- Продуктивная деятельность: рисование «Морская азбук», «Речки и озера», «Я рисую воду», «Сосульки»; аппликация «Кит», «По морям, по волнам»; оригами «Дельфины», «Киты»; изготовление листовок «Берегите воду»; раскрашивание раскрасок по теме проекта; коллаж из природного материала «Аквариум».
- Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки, загадки).
- Пальчиковая гимнастика: «Жил был один налим»; «Колодец», «Где вы рыбки», «мы рыбки», «Гроза», «Снежок», «Дождик», «Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли», «Капитан»; физкультминутки: «К речке быстро мы спустились», «Будим прыгать как лягушка», «А над морем мы с тобой»;
- Оформление книжного уголка в группе по теме проекта.
- Расклеивание листовок «Берегите воду!» по нашему микрорайону. Беседа с населением нашего микрорайона на тему «Вода – источник жизни»
- Занятие - эксперимент «Снег – это тоже вода», «Лед - это тоже вода», «Пар – это тоже вода», «Свойства воды», «Какая вода чище всего?» (1 – центр города; 2 – Вагонка; 3 – Старатель; 4 – Выя; 5 – ГГМ);
- Наблюдения «Где снег чище?» (1 – лес; 2 – территория; 3 – центр города; 4 – дорога; 5 – центральное водоснабжение).
• Просмотр и обсуждение мультфильмов «Прогулки под водой», «Капля», «Секреты воды»;
- этап - итоговый (этап презентации и рефлексии; продолжительность — два дня)
Основные методы деятельности на третьем этапе: метод активного диалога; метод сотрудничества и взаимопомощи; игровое взаимодействие; метод рефлексии.
Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности
Педагоги ДОУ
- Анализ полученных результатов. Проведение беседы с детьми по проблеме проекта.
- Вручение благодарственных писем семьям - активным участникам проекта.
Родители подготовительной группы
- Участие в итоговом празднике «Вода – источник жизни».
- Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Вода – самый удивительный минерал Земли».
Воспитанники подготовительной группы
- Торжественная презентация информационно-познавательного стенда «Окно в экологию» в группе (для родителей и воспитанников старшей группы).
- Открытие выставки творческих работ (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни»; экскурсия по выставке (экскурсоводы - дети подготовительной группы).
- проведение праздника «Вода – источник жизни»;
- проведение открытого занятия для педагогов детского сада;
- обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта («Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что я мог бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? А что бы хотелось изменить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...
Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.
В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада по формированию у де...
Проект Вода самый удивительный минерал Земли
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....
Педагогический проект "Новый год!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет
Групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский проект "Новый год!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода».
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода»...