ООД "Русские народные промыслы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Турищева Маргарита Алексеевна

Это занятие поможет детям вспомнить о народных промыслах. Они узнают новое о гжельской посуде, рассмотрят дымковские игрушки, матрешки, а так же полюбуются красотой хохломской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_promysly.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБДОУ  ЦРР  детский сад «РОДНИЧОК»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

                                                      Воспитатель: Турищева М.А.

Цель. Формирование представления детей о русских промыслах (гжель,  хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка).

Задачи.

1.Расширять и закреплять представление детей о русских народных промыслах.

2. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.

3.Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений русских мастеров.

4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

5. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

6. Развивать внимание, познавательную активность.

7. Развивать логическое мышление, память.

8. Развивать творческую фантазию в работе с пластилином.

9. Развитие мелкой моторики.

Материал. Конверт с письмом, картинки (дымковские игрушки,гжельская посуда, хохломская посуда, матрешки), дымковские игрушки, пластилин, стеки.

Предварительная работа

Беседы о русских  народных  промыслах  России.                                                        Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.                     Рисование  (гжель,  хохлома,  русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись).

Планируемые результаты.

Различает особенности, характерные для каждого вида росписи.                                 Знает изготовление хохломской посуды.                                                                    Умеет использовать прием размазывания в работе с пластилином.                                                                                                      

Ход.                                                                                                                        Воспитатель. – Дети, сегодня утром я получила сказочное письмо. Давайте его прочтем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Воспитатель вместе с детьми открывает конверт и читает письмо                                   «Дети, я фея - хранительница  предметов  русских  народных  мастеров России.  Очень  торопилась  к  вам  в  гости  с  подарками, но злой  сказочный волшебник  заколдовал меня и все предметы мастеров перепутались. Помогите мне, пожалуйста, собрать все по своим местам.»                                                                  

Воспитатель. – Да, русские люди -  удивительный народ. Они всегда стремились к  красоте,  замечали  ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод  осенних  листьев. Своими  руками  русские  люди  тоже   творили чудеса:  делали  посуду,  игрушки  и  много  других  предметов для своих семей и  детей. Так появились русские народные промыслы. Ну что, ребята, поможем нашей фее и все изделия разложим по своим местам.

Загадаю я загадку                                                                                                               Кто быстрей ответ найдет.                                                                                       Снежно белая посуда,                                                                                           Расскажи-ка: ты откуда?                                                                                              Видно с севера пришла                                                                                             И цветами расцвела:                                                                                              Голубыми, синими,                                                                                                  Нежными, красивыми. (Гжель).

 Воспитатель. – Ребята, а вы знаете, как появилась гжельская посуда?

Послушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё предметы  разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц.  Всегда  одной  краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”».

Воспитатель. – Давайте найдем гжельскую посуду и сувениры. Ребята, назовите мне основные элементы гжельской росписи.  

Воспитатель.  Ветка плавно изогнулась
                         И колечком завернулась
                         Рядом с листиком трехпалым
                         Земляника цветом алым
                         Засияла, поднялась
                         Сладким соком налилась
                         А трава, как бахрома
                         Золотая…  (Хохлома).

Воспитатель.-  Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки.               А как мастера делают такие чудеса?

Ребенок. «Мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло».

Воспитатель. – Ребята, вот видите мастером быть нелегко. Нужно много трудиться, чтобы получались такие замечательные предметы. Давайте найдем изделия хохломской росписи.                                                                  

Воспитатель. – Атеперь я предлагаю отдохнуть.

Физминутка.

По солнышку, по солнышку                                                                                                              Дорогой луговой.                                                                                                                         Иду по мягкой травушке,                                                                                                             Я летнею порой. (Ходьба, взмахи руками).

И любо мне, и весело,                                                                                            Смотрю по сторонам.                                                                                      Голубеньким и синеньким                                                                                                                   Я радуюсь цветам. (Повороты влево, вправо).

Воспитатель. –  Слушаем дальше.                                                    

 У этих игрушек, у этих игрушек,                                                                                                 Веселая, яркая гамма цветов,
 А сколько полосок, штрихов
 Завитушек, колечек и точек,
 И разных кружков. (Дымковские игрушки). 

Воспитатель. – Ребята, посмотрите какие яркие красочные, озорные дымковские игрушки. Видно мастера были хорошие веселые люди.                                              А какие основные цвета использовали дымковские мастера в своих игрушках? Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они получались такие хорошие?                                                          

Воспитатель.- Ребята, посмотрите, теперь  все изделия находятся на своих местах. А какие они все красивые и необыкновенные. Вот еще остались игрушки. Как они называются? Это наши русские матрешки. Я думаю, фея очень рада, что мы ей помогли, теперь она сможет к нам в гости  прийти.

Продуктивная деятельность.   Воспитатель. – Ребята, я предлагаю вам побыть сегодня народными умельцами и приготовить для феи подарки.

(Дети под музыку делают из пластилина игрушки).                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...