«Воздух вокруг нас».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Тематическое занятие по опытно - экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Воздух вокруг нас».
Задачи:
- развивать представления детей о свойствах воздуха;
- помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Словарная работа: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.
Оборудование:
игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Предварительная работа:
подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости Незнайке. А вот и он. Почему ты такой грустный?
Незнайка показывает два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный (на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)
Воспитатель: Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.
Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).
Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?
Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей).
Воспитатель: Вот, видишь, Незнайка, какие ребята молодцы, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока послушайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)
-Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)
Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)
А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (Дети предлагают свои варианты).
-Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.
-Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия. Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные.
Воспитатель: Что находится внутри пакетов? (воздух) Правильно, там находится воздух.
Откройте пакет и посмотрите. Там что – то есть? (ответы детей)
Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый.
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)
Дети: Комочек упал (другие варианты).
Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.
Давайте посмотрим, как сила воздуха может двигать предметы, и для этого построим ракету. Для этого возьмем помощника и надутый воздушный шарик. Придержим рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся. Я заранее продела нитку через трубочку (указать в место эксперимента). Один конец нити я привязала к книжной полочке, другой конец держит в руке помощник.
Скотчем прикрепим трубочку к шарику. Теперь отпустите шарик. Что произошло? (Ответы детей.). Он как настоящая ракета полетел от одного конца нити к другому.
Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!
Физкультминутка «Превращение»
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)
А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)
Если вы его не видите, значит, он какой?
Вывод: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .
Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.
А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?
Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Незнайка говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух).
Опыт: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой. Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан? Правильно его не пускает воздух.
Вывод: в стакане был воздух.
-Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.
Вывод: и в бутылке есть воздух.
Воспитатель: Ребята, положите бутылочки на поднос и подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)
Да ребята, воздух нам нужен, чтобы дышать. А вот, Незнайка говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)
-Ребята, что скажете? Прав ли был Незнайка? (нет)
Вывод: без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.
Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось развеселить Незнайке. Давайте мы ему покажем, как можно рисовать с помощью воздуха и красок.
Воспитатель показывает, как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.
Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают Незнайке, что у них получилось
Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем воздушные шары. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются). После занятия дети надувают воздушные шары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....
Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"
В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей....