Помогая другу, открываю мир
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Белозерцева Елена Львовна

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада.

Тема: «Помогая другу, открываю мир».

Цель: Активизация познавательной и речевой активности детей.

Образовательные:

1)Создать условия для получения детьми знаний о способе очистки воды – фильтрованием.

2)Актуализировать знания  детей о воде и бумаге ,о свойствах бумаги.

3)Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи новое слово: фильтр.

Развивающие:

  1. Формировать  умение анализировать и делать выводы на основе практического опыта.
  2. Продолжать развивать логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

3)Продолжать развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию.

  1. Продолжать развивать связную речь детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их.
  1. Продолжать воспитывать интерес к окружающему миру.
  2. Совершенствовать  культурно - гигиенические навыки.

4)Формировать знания о правилах безопасного поведения во время проведения опыта.

Материал:

Игрушки: Крокодил Гена, Чебурашка.

Бумажный рисунок крепости, открытки нарисованные свечой.

На каждого ребенка:

  • воронка, прозрачный стакан, фильтр, вата.
  • миска с водой, бумажные цветочки.

Тарелочки (макароны перемешаны с железными предметами).

          - магнит, формочки с красками, карандаши, листы бумаги.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

I. Организационный момент.

Под классическую музыку входят дети, встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Придумано кем-то и Просто и Мудро

При встрече здороваться   "Доброе утро"

-        "Доброе утро" и солнцу и птицам

- "Доброе утро" улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!!!

-        Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. Каждый из вас подойдет к нашим гостям и положит свою ладошку на их руку, таким  образом поприветствуем наших гостей.

Приветствие "Прикосновение ладошками".(Дети подходят, приветствуют гостей, говорят "Доброе утро")

  • Что вы почувствовали? (тепло)
  • Наши гости добрые и поделились своим теплом с вами.

II        . Сообщение темы занятия.

Стук в дверь. Заходит Крокодил Гена.

-        Ребята, кто это к нам пришел в гости?

Крокодил читает стихотворение.

Добрые слова не лень, Повторять мне целый день. Только выйду я из дома "Доброе утро" кричу я знакомым

"Здравствуйте, ребята"!

  • Доброе утро!!!
  • Ребята, какие вы знаете добрые слова?

-        Каждый из вас подойдет к Крокодилу Гене, улыбнется, проявит свою симпатию и скажет доброе слово.

Посмотрите я вам покажу как надо.  ( воспитатель показывает)

-        Милый Гена, спасибо тебе за то, что ты пришел, я знаю такое доброе слово, как  благодарность.

Дети подходят к Крокодилу Гене гладят его и говорят добрые и ласковые слова.

  • Спасибо! Вы столько добрых слов знаете! Вы такие доброжелательные.

Старуха Шапокляк забрала к себе моего друга? Ребята, а вы знаете кто мой друг?

-        И сказала, что вернет его только тогда, когда я справлюсь с ее заданиями. Я боюсь, что я один не справлюсь.

  • Ребята, давайте поможем Крокодилу Гене спасти его друга.
  • Тогда отправляемся с ним в путешествие на веселом поезде.

III.Изучение нового материала.

  • Посмотрите, у кого на ножке стула приклеена звездочка, тот и будет нашим машинистом, который повезет нас.

На машиниста одевается фуражка.

Звучит музыка " Медленно минуты уплывают вдаль". Дети паровозиком едут к 1 остановке.

  • Вот наша 1 остановка.
  • Посмотрите, что вы здесь видите? ( капелька, стаканы с водой ).
  • Как же называется эта остановка? ( капитошка, водная.)-Выбирается одно название из предложенных.
  • Посмотрите, что стоит у вас на столе.( стаканчики с загрязненной водой, воронки, фильтры)
  • Еще стоят воронки, давайте повторим вместе, что это? ( воронки).
  • Старуха Шапокляк уже здесь побывала и испачкала воду, в которой живет много живых организмов.
  • Ребята, а кто живет в воде?
  • Могут ли они жить в такой загрязненной воде?
  • Как же нам очистить воду?
  • Нужно сделать фильтр?
  • Это новое для вас слово, давайте все вместе его повторим.

( фильтр)

  • Нужно воду отфильтровать?
  • Из чего можно сделать фильтр? ( вата.)

-        Давайте попробуем очистить воду с помощью фильтра.

Опыт " Очистка воды"

-        Ребята, как вы думаете, хорошо ли очиститься вода через вату? Сейчас мы в этом с вами и убедимся.

Возьмите фильтр, положите его в воронку и перелейте воду.

  • Что произошло с грязной водой? ( стала чистой ).
  • Хорошо ли фильтр очистил воду?
  • Вывод: Фильтр из ваты хорошо очищает воду, вата задерживает грязь.
  • Мы очистили воду и теперь ничто не угрожает жителям водоемов.. Они вас благодарят и говорят вам спасибо.
  • Ребята, а нам пора в путь, займите свои места в поезде.

Звучит музыка. Дети паровозиком едут ко 2 становке.

  • Мы прибыли на 2 остановку.
  • Что вы видите на этой остановке? ( тарелочки с водой, бумажные цветочки).

-        Как вы думаете, как называется эта остановка? (бумажная, цветочная).

Выбирается одно название из предложенных.

-Ребята, здесь была весёлая цветочная полянка.

-Старуха Шапокляк уже здесь побывала и заколдовала все цветы и они завяли.

-Как вы думаете, что надо сделать, чтобы цветочки распустились?

(опустить в воду)

Опыт: "Распустившийся цветок"

  • Что вы видите на столе? ( миски с водой, бумажные цветы).

-Возьмите цветок и положите себе на ладошку.

-Какой цветок по весу? (лёгкий)

  • А теперь положите бумажный цветок в миску с водой. Дети выполняют и наблюдают.
  • Цветок постепенно раскроется.
  • Что произошло с цветком? (лепестки раскрылись)

-Почему лепестки раскрылись?

-Бумага намокает, набухает,  становится тяжёлой, сгибы на ней распрямляются, и цветок «распускается».

-Ребята, посмотрите какая красивая стала у нас полянка.

-Все цветочки распустились.

Вывод: При намокании бумага становится тяжёлой.

  • А теперь нам пора продолжить путь!

Играет музыка , Дети едут к 3 остановке.

-А вот и наша следующая остановка?

  • Что вы видите на столе? ( жел. предметы, магниты)
  • Как мы назовем эту остановку? ( магнитная, железная...) Выбирается самое интересное название.
  • Старуха Шапокляк перемешала железные предметы с макаронами.
  • Как же нам быстро их достать? ( с помощью магнитов )
  • Магниты имеют магнетическую силу и притягивают к себе железные предметы.
  • Это явление называется магнетизмом.
  • Это новое для вас слово и словосочетание, давайте все вместе его повторим (магнетизм, магнетическая сила).

Опыт " Достань железные предметы"

-Ребята, давайте возьмём магниты и поднесём к макаронам, посмотрим, что произойдёт.

-Какие предметы притянул магнит?(железные)

Вывод: Магнит притягивает железные предметы.

Вместе с железными предметами воспитанники вынимают кусочек бумаги с изображением части картинки.

  • Давайте развернем и посмотрим, что это у вас.
  • Ребята, это наверное подсказка, нужно соединить все картинки в одну и мы узнаем где спрятан Чебурашка.

Соединяем все части вместе и получаем изображение башни.

-        Так вот где спрятан Чебурашка.

-        Мы с вами проехали такой длинный путь, но никакой башни не видели.

-Садитесь скорее в поезд и поехали выручать друга.

Музыка звучит, поезд подъезжает к башне.

Выходит Чебурашка.

  • Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Это очень хорошо, что вы такие дружные, добрые, умные.
  • Чебурашка говорит, что он расстроился.
  • Я нарисовал открытку крокодилу Гене на день рождение, но ничего не видно?
  • Чебурашка был в башне, там не было света, чем мог он нарисовать открытку? (свечой,)
  • Как же нам помочь ему, ведь он так старался сделать приятно своему другу? (закрасить открытку красками и рисунок будет виден)
  • Старуха Шапокляк забрала кисточки для рисования. Что же делать? (на столе лежат губки).

Дети берут губки, макают в мисочку, где разбавлены краски с водой и закрашивают открытку, появляется цветок для Гены.

  • Что же Чебурашка нарисовал Гене? ( цветок)
  • Почему, цветок красками не закрасился.
  • Он нарисован свечой, краска на воск не ложиться, поэтому там , где рисовал Чебурашка, мы видим цветок.
  • Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.

Закрепление занятия.

  • Чебурашка, пока мы тебя искали, узнали столько нового и необычного.
  • Яочень хотел бы узнать, где вы были и что делали, нарисуйте пожалуйста мне рисунки, в которых вы расскажете, что нового вы узнали.
  • Ребята, давайте  нарисуем опыты, которые мы проводили на 1 остановке, на 2 остановке, на 3.
  • Нарисуйте пожалуйста тот опыт, который вам больше всего понравился. Дети рисуют, какие опыты они проводили. Чебурашка проходит, смотрит.
  • Расскажите пожалуйста, что вы нарисовали.

Ребенок опираясь на свой рисунок рассказывает последовательность выполнения опыта.

  • Ой, как интересно? Вам понравилось путешествие?
  • Давайте подарим Чебурашке ваши рисунки.
  • Дети складывают в конверт рисунки и дарят Чебурашке.

-Спасибо вам ребята вы столько сделали добрых дел и очень

помогли нам.

-Доброта живёт на свете

-Только в добром сердце дети!!!

  • Мы видим, что ваши сердца наполнены добротой и вы всегда готовы придти на помощь. До скорых встреч. До свидания.
  • Давайте, попрощаемся с Крокодилом Геной и Чебурашкой.

-Дети гладят их и говорят до свидания. Провожаем Чебурашку и Крокодила Гену.

V. Итог занятия

  • Ребята, а на какой остановке вам понравилось больше всего?
  • Наше занятие подошло к концу, давайте простимся с нашими гостями. До свидания.

Дети уходят.

Список использованной литературы

1. Нищева Н. В. «Опытно – экспериментальная дея-ть в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах». Детство-пресс 2013.
2. Нищева Н.В. «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Детство-пресс 2013.
3. Тугушева Г.П; Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность д-й среднего и старшего дошкольного возраста» Детство-пресс 2009.
4. Паршукова И.Л. «Маленькие исследователи в детском саду». Европейский дом 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

"Как органы человека помогают друг другу".Опытно-экспериментальная работа в подготовительной группе ДОУ.

Валеологическое образование и развитие детей включает в себя такой большой раздел, как познание самого себя и своих возможностей.Исходя из этих знаний, дети учаться беречь свое здоровье, здоровье и на...

Проект " Как животные помогают друг другу"

Групповой, среднесрочный, информационно-практико- ориентированный проект .Цель: Создание условий для развития познавательного интереса к миру природы....

Конспект дидактической игры «Как органы человека помогают друг другу» по опытно-экспериментальной деятельности

Конспект  дидактической игры«Как органы человека помогают друг другу»по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".Конспект занятия, на котором дети отправляются ...

В помощь родителям с детьми - инвалидами и с детьми с ОВЗ. "Помогите друг другу".

Советы родителям,воспитывающих  детей инвалидов и детей с ОВЗ....

Дидактическая игра«Как органы человека помогают друг другу?»

Цель игры: сформировать представление о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга...